Разработчики: | IBA Group |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
По состоянию на июль 2022 года продукт более не доступен для приобретения.
2017: Запуск оплаты проезда бесконтактными картами Visa
Компания IBA Group заявила о том, что автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) продолжает развиваться: 19 сентября 2017 года в минском метрополитене стала доступной оплата проезда бесконтактными банковскими картами Visa payWave.
Первый модернизированный турникет с такой возможностью появился на станции метро «Площадь Ленина», рядом с которой расположены ряд государственных учреждений и ведущие высшие учебные заведения страны. Оплата проезда в столичном метро с помощью бесконтактных карт Visa payWave реализована при участии ГП «Минский метрополитен», ГП «Столичный транспорт и связь», международной платежной системы Visa, ОАО «БПС-Сбербанк» и IBA Group.
19 сентября состоялся запуск оплаты проезда бесконтактными картами Visa в минском метрополитене. Это важная веха в развитии автоматизированной системы оплаты проезда в коммунальном транспорте города Минска в частности и бесконтактных платежей в Беларуси в целом. Использование бесконтактных банковских карт упростит жителям Минска и особенно гостям столицы Беларуси оплату проезда в метро. Хочу подчеркнуть, что наши валидаторы, установленные и функционирующие в общественном транспорте, изначально были спроектированы, чтобы в будущем реализовать возможность приема оплаты проезда всеми современными способами. Благодаря этому в перспективе возможность оплаты проезда банковской картой сможет распространиться и на весь коммунальный транспорт Минска, — заявил Сергей Акулич, генеральный директор IBA IT Park, центра разработок IBA Group. |
Как отмечается, автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП), разработанная IBA Group и ГП «Минсктранс», по данным на сентябрь 2017 года охватывает более 3 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев, 2 линии метрополитена, 6 поездов городских линий Белорусской железной дороги и 500 автобусов пригородных маршрутов. Разработанные IBA Group системы оплаты проезда и диспетчерского управления, помимо Минска и Гомеля, используются в Калининграде (Россия), тестируются в Душанбе (Таджикистан).
2015: Возможности, особенности, принцип работы АСОКП
Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) — решение белорусского центра разработок международного холдинга IBA Group – компании IBA Minsk (СП ЗАО «Международный деловой альянс»). Автоматизированная система позволяет строить разнообразные системы оплаты и контроля проезда в пассажирском транспорте [1].
На базе решения IBA Group – АСОКП – была построена система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска. Система была запущена в эксплуатацию 1 февраля 2014 года [2] [3].
Элементы системы
Основные элементы системы:
- Электронный проездной документ (ЭПД)
- Валидатор бесконтакнтых смарт-карт
- Электронный компостер
- Турникет
- Устройства пополнения ЭПД
- Система диспетчерского управления
- Подсистема анализа и обработки информации
Все автобусы, троллейбусы и трамваи Минсктранса [4] оборудованы электронными компостерами [5] (для гашения одноразовых, бумажных билетов) и валидаторами бесконтактных смарт-карт [6] (для считывания ЭПД).
Особенности
Автоматизированная система оплаты и контроля проезда позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом (за счет отключения системы на время контроля), подделкой проездных документов, а также производить максимально точный учет количества пассажиров в общественном транспорте. В рамках АСОКП в г.Минске вместо разнообразия льготных проездных документов вводится единый электронный проездной документ [7]. По единому электронному проездному документу пассажир может оплачивать проезд в троллейбусах, автобусах (в том числе пригородных), трамваях, а также в метро и некоторых пригородных электричках (городские линии).
Универсальная карта iCard реализована на базе технологии Mifare Plus — наиболее распространённая бесконтактная технология смарт-карт. Более 70% всех транспортных систем в мире, применяющих бесконтактные карты для оплаты проезда, используют именно эту технологию.
Основные цели создания АСОКП
Основными целями создания автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП) являются:
- Обеспечение положительного социального эффекта для г. Минска и его жителей
- Создание экономически привлекательной и удобной для пассажиров системы оплаты проезда на основе современных технологий
- Повышение удобства и культуры обслуживания пассажиров. Привлечение новых пассажиров и социальных групп к общественному транспорту
- Возможность введения дополнительных услуг и интеграции с другими видами транспорта
- Расширение оплаты с помощью безналичных средств
- Оптимизация маршрутной сети на основании анализа пассажиропотока
- Повышение уровня оплаты проезда.
Принцип работы системы
Наземный транспорт (автобусы, троллейбусы и трамваи), а также турникеты метрополитена оснащаются валидаторами (считывателями информации) бесконтактных смарт-карт.
Карты выпускаются в обращение процессингово-эмиссионным центром Минсктранса.
На ЭПД заносится необходимый тариф. В дальнейшем карты могут многократно пополняться, в том числе и с помощью устройств самообслуживания. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В транспорте пассажиру необходимо поднести ЭПД к валидатору/турникету, в результате чего с неё списывается стоимость поездки или проверяется наличие проездного, информация об оплате заносится на карту и передается в процессингово-эмиссионный центр [8].
Контролер проверяет оплату на карте с помощью ручного считывателя бесконтактных смарт-карт [9]. Во время проверки валидаторы и электронные компостеры блокируются. Вся информация о статистике продаж и использования карт собирается в автоматическом режиме в процессингово-эмиссионном центре и отображается в системе аналитики [10].
Поддерживаемые тарифы
Система обеспечивает текущую тарифную политику, поддерживает все имеющиеся на данный момент виды проездных билетов и однократную поездку.
Также все элементы создаваемой системы поддерживают возможность введения других видов тарификации:
- Дифференцированная оплата поездки по расстоянию [11]
- Льготные тарифы с использованием персонифицированных карт.
Возможности интеграции
В АСОКП заложена возможность интеграции:
- С другими системами на базе аналогичных карт. Это могут быть как системы предоставления услуг и оплаты, так и идентификационные
- С системой навигационного обеспечения и передачи данных. Это дает возможность реализовать систему дифференцированной оплаты проезда на пригородных маршрутах.
Защита от мошенничества
Подсистема защиты от мошенничества:
- Анализирует информацию, поступающую в процессинговый центр
- Выявляет факты использования нелегальных или дублированных карт, неоплаченных пополнений тарифов и т.д.
Экономическая эффективность
Экономическая эффективность АСОКП достигается за счет:
- Исключения штата кондукторов
- Увеличения оплат по разовым поездкам при вводе дифференцированной оплаты в зависимости от расстояния
- Повышения эффективности контроля
- Снижения расходов по реализации билетной продукции
- Оптимизации маршрутной сети, исходя из анализа оплаченных поездок, пассажиропотоков и поведенческих моделей пассажиров.
Масштаб АСОКП г. Минска
АСОКП охватила:
- 2 500 транспортных средств г. Минска (автобусы, троллейбусы и трамваи)
- 2 линии метрополитена
- Поезда городских линий Белорусской железной дороги
- 500 автобусов пригородных маршрутов.
АСОКП успешно выдержала испытание существенно возросшим пассажиропотоком в дни Чемпионата мира по хоккею с шайбой, прошедшем в Минске в мае 2014 года.
В 2015 году Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска признана лучшим отраслевым решением года на конкурсе «European IT & Software Excellence Awards» [12].