Название базовой системы (платформы): | Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) |
Разработчики: | Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) |
Дата премьеры системы: | 2024/11/22 |
Отрасли: | Образование и наука |
Технологии: | Речевые технологии |
Основные статьи:
- Чат-боты (Chat-bot) Виртуальные собеседники
- Распознавание речи (технологии, рынок)
- Речевые технологии: на пути от распознавания к пониманию
2024: Представление ИИ-ассистента для студентов и сотрудников учебных офисов
В НИУ ВШЭ разработали ИИ-ассистента для студентов и сотрудников учебных офисов. Об этом университет сообщил 22 ноября 2024 года.
Данный инструмент предоставляет круглосуточный доступ к консультациям по учебным, административным и социальным вопросам в формате чат-бота. Внедрение ИИ-ассистента позволит снизить нагрузку на сотрудников учебных офисов и обеспечить оперативные ответы на запросы студентов. Проект реализован в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «ИИ-технологии для человека» (программа «Приоритет 2030»).Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
ИИ-ассистент — это чат-бот на базе искусственного интеллекта, обрабатывающий запросы студентов и сотрудников Вышки, и снабжающий их развернутыми ответами и ссылками на источники — соответствующую страницу на портале университета. Сервис способен анализировать текстовые запросы и предоставлять точные консультации на основе локальных нормативных актов и методических указаний вуза.
Проектная команда, в которую вошли сотрудники Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, провела исследование, выявив наиболее актуальные запросы студентов. В результате была сформирована база данных, включающая более 280 вопросов и ответов, а также разработана нейросетевая генеративная модель на основе RAG-пайплайна (Retrieval Augmented Generation — метод работы с большими языковыми моделями).
Данный инструмент позволит нам, помимо разгрузки администраторов, собрать обратную связь — какие вопросы чаще всего волнуют студентов в разные периоды времени учебного года. Так мы сможем совершенствовать информационную систему для студентов. Следующим шагом развития системы видим чат-бот для преподавателей. Он поможет ориентироваться в непростых правилах и требованиях. Цифровая трансформация университета требует в первую очередь перевода рутинных действий в цифровую среду. И этот цифровой переход, благодаря которому студенты могут повысить свою успеваемость, а сотрудники — результативность, становится частью корпоративной культуры. Интегрируя инновации в образовательный процесс, мы формируем для студентов новую естественную среду для на основе цифровых технологий, сказала Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ.
|
Мы спросили самих студентов, в чем им мог бы помочь ИИ. В результате мы вместе нашли этапы клиентского пути студента, где внедрение ИИ-ассистентов видится наиболее целесообразным. Один из приоритетных этапов — вопросы при "онбординге" студентов. На ноябрь 2024 года мы настраиваем RAG-пайплайны на базе GigaChat. При всей простоте идеи — это достаточно трудоемкий процесс, требующий и качественных данных и креативных инженерных решений. Все это ради того, чтобы экономить время студентов, облегчая их взаимодействие с университетом, а также беречь энергию наших образовательных программ, отметил Алексей Масютин, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ.
|
На ноябрь 2024 года чат-бот доступен тестовой группе студентов и сотрудников университета. Команда проекта собирает обратную связь и дорабатывает модель. Планируется, что в начале 2025 года ИИ-ассистент будет доступен всем. Его предполагается интегрировать в различные цифровые системы ВШЭ, такие как приложение HSE App X.
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (44)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (27)
SteadyControl (18)
Naumen (Наумен консалтинг) (15)
Другие (194)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (5)
SteadyControl (4)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (4)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (2)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2)
Другие (17)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
Naumen (Наумен консалтинг) (3)
Мегапьютер Интелидженс (Megaputer Intelligence) (2)
Другие (14)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (17, 46)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (4, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (12, 29)
SteadyControl (1, 23)
SteadyControl HoReCa (1, 23)
Другие (359, 215)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (2, 5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (1, 5)
SteadyControl (1, 4)
SteadyControl HoReCa (1, 4)
SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
Другие (9, 13)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl (1, 3)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
Другие (12, 16)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl (1, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
Другие (18, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
Сбербанк (3, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
SteadyControl (1, 5)
Ростелеком (2, 4)
Другие (22, 36)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
МТТ VoiceBox - 24
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
BSS Digital2Speech - 21
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
Naumen Erudite - 13
Другие 202
BSS Digital2Speech - 5
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 4
Naumen Erudite - 2
3i TouchPoint Analytics - 2
Другие 11
МТТ VoiceBox - 11
BSS Digital2Speech - 6
Naumen Erudite - 3
VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Другие 14