Национальная программная платформа (НПП)

Продукт
Разработчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)
Дата последнего релиза: декабрь 2010 года
Отрасли: Государственные и социальные структуры
Технологии: ОС

Содержание

1 апреля 2011 г. Правительство Российской Федерации на заседании комиссии по высоким технологиям и инновациям утвердило создание национальной программной платформы (НПП). Проект реализовывался двумя ведомствами - Минэкономразвития и Минкомсвязи, и к концу 2015 года был закрыт при отсутствии хоть каких-нибудь результатов.

История НПП

2010

План перехода на отечественное ПО госорганов РФ

Правительством России утвержден в 2010 году план перехода в течение пяти лет на отечественный аналог Windows для всех государственных и бюджетных предприятий. В это время именно эта операционка занимает лидирующие позиции на рынке, но это своеобразный вид технологической зависимости, не говоря уже об экономической стороне. Стоимость лицензии на ПО тамериканской компании обходится каждому пользователю недешево, а в последнее время Microsoft стала более пристально следить за использованием пиратских версий программы.

Противодействие распространению нелегального ПО станет еще более сильным по мере вступления России в ВТО. Но есть и положительные стороны – российские разработчики получат шанс заявить о себе, если не на весь мир, то хотя бы на всю страну. К тому же защиты Windows от вредоносных кодов требует очень больших усилий от среднего пользователя. Особенно небезопасно это для бюджетных учреждений, работающих в военно-промышленном комплексе.

Уже до конца 2011 года бюджетным учреждениям рекомендовано переходить на ПО, находящееся в свободном доступе. В третьем квартале 2011 года планируется обозначить требования, предъявляемые к пакетам ПО для госучреждений и к форматам для обмена данными между ними.

В середине 2012 года планируется ввести в действие единый дата-центр для хранения всех данных бюджетных предприятий. Следующим шагом будет создание требований к пакетам дополнительных программ с последующим размещением их в отечественных центрах обработки данных.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России 4.3 т

Также первая редакция программы "Информационное общество" предусматривала, что уже через год после начала ее действия на национальную операционную платформу должно приходиться 2% всех установок на российских компьютерах — без учета органов госвласти и органов местного самоуправления, только за счет бюджетных учреждений и организаций. А еще через год — 5%.

Утвержден порядок формирования технологических платформ

Впервые о разработке «русского аналога Windows» заговорили летом 2010 г. Чиновники решили не изобретать операционную систему (ОС) с нуля, а взять за основу, как это обычно делают во всем мире, дистрибутив свободно распространяемой операционной системы Linux с открытыми исходными кодами.

Отправной точкой существования двух одноименных проектов (Минкомсвязи и Минэкономразвития) под названием "Национальная программная платформа" можно считать 2010 г. Именно тогда, 3 августа на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден порядок формирования технологических платформ в различных отраслях (медицине, энергетике, транспорте и пр.). Под платформой подразумевался

«коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки государства, гражданского общества)…».

Под НПП подразумевается не новая операционная система вроде "гослинукса", а репозиторий, то есть хранилище свободного программного обеспечения (СПО) для госслужащих, писала газета "Коммерсант". В официальных документах его называют фондом алгоритмов и программ. Что там будет? Дистрибутивы бесплатной ОС Linux, программы для нее (офисные пакеты, почтовые клиенты, специализированный софт вроде бухгалтерского и т. д.), а также инструменты для разработки новых приложений, полезных чиновникам [1].

«Национальная программная платформа – это широкое понятие, его нельзя представлять как исключительно дистрибутив для десктопов и серверных подразделений, - объясняет Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Альт Линукс». – Это и решения для клиентских устройств, начиная со смартфонов, и системы для датацентров и суперкомпьютеров».

Позиция Минкомсвязи предполагает, что репозиторий (хранилище, в котором хранятся и обрабатываются элементы программного обеспечения под Linux) находился в России и был государственной собственностью. В то же время, управление репозиторием будет поручено коммерческой структуре, например, «Ростелекому», который является оператором электронного правительства.

"Во всех компонентах НПП должна быть конкуренция — это касается и дистрибутивов Linux, которые в нее войдут, и прикладных программ,— объясняет генеральный директор "Пингвин Софтвер" Дмитрий Комиссаров.— Собственно, НПП — это просто набор требований, стандартов, утвержденных заказчиком, то есть Министерством связи и массовых коммуникаций. Главное условие попадания в государственный репозиторий: разработчики должны будут предоставить исходные коды и всю инфраструктуру создания, поддержки и развития ПО".

2011

Утвержден перечень и состав технологических платформ

Перечень технологических платформ (порядка трех десятков) правительственная комиссия утвердила в апреле 2011. В сфере ИКТ он включил Национальную суперкомпьютерную технологическую платформу и НПП. Планировалось, что в рамках национальной программной платформы будет развиваться целый ряд технологий, разделенных на 10 категорий:

  • «базовое системное ПО» (ОС, компиляторы и т.п.);
  • «программная и системная инженерия» (средства разработки, управление проектами и т.п.);
  • «распределенные и высокопроизводительные вычисления»;
  • «средства быстрой разработки прикладных приложений для управления и учета»;
  • «интеллектуальные поисковые системы, когнитивные системы, семантические технологии»;
  • «телекоммуникации, навигация, мультимедиа и мобильные системы»;
  • «технологии построения электронных государственных решений»;
  • «технологии информационной безопасности»;
  • «технологии автоматического анализа текстов на естественном языке, прежде всего русском»;
  • «технологии автоматизации конструкторско-технологической деятельности производственных и оборонных предприятий (САПР)».

До конца 2011 года должен был быть утвержден перечень программного обеспечения, в который должна войти операционная система и базовый пакет программ. Переход органов власти РФ на него должен был быть завершен к 2015 году.

Сообщалось, что частью платформы станет национальная операционная система. Планировалось, что пробная версия операционной системы будет доступна уже в 2011 году, полноценная – к 2013 г, сообщал замминистра связи Илья Массух. Дистрибутив системы должен был быть бесплатным, но предполагалось взимать плату за ее обслуживание. "Практики обязательного использования национальной ОС в госорганах не будет, ее внедрение будет носить лишь рекомендательный характер", - говорил Массух. Но в случае закупки каких-либо зарубежных систем органы государственной власти должны будут объяснить, почему они отдают приоритет им, а не национальной платформе.

План финансирования 490 млн руб на два года

В 2011-2012 гг на работы над национальной программной платформой должно быть выделено 490 миллионов рублей (из бюджета программы «Информационное общество»). Впрочем, представитель Концерна «Сириус» сразу заявил, что этих средств будет недостаточно. Бюджет всей государственной программы «Информационное общество», рассчитанной до 2020 года, составляет 88 миллиардов рублей.

Создание координатора ТП "НПП"

Организационное оформление ТП «НПП» было завершено в декабре 2011 г. созданием автономной некоммерческой организации АНО «НПП», объединившей десятки компаний-разработчиков, институтов и ассоциаций. Учредителями АНО выступили РАН, госкорпорация «Ростех», Российский союз ректоров, а также ассоциации «Руссофт» и «Отечественный софт».

Координатором работы АНО стал входящий в «Ростех» концерн «Сириус». В беседе с CNews его тогдашний руководитель Леонид Ухлинов заверил, что именно эта организация в соавторстве с компанией «Альт Линукс» разрабатывала формулировки, описывающие направления деятельности ТП «НПП».

Что касается Национальной программной платформы Минкомсвязи, то по факту она оказалась юридически оформлена несколько раньше проекта под эгидой Минэка. Экс-замминистра Минкомсвязи, курировавший при министре связи Игоре Щеголеве программу «Информационное общество», Илья Массух подтвердил CNews, что эта НПП была включена в госпрограмму с самого начала ее утверждения — в конце 2010 г. По уверению Ухлинова, это направление в «Информационном обществе» появилось с подачи «Сириуса», и соответственно концепцию проекта в Минкомсвязи можно считать сходной с НПП Минэка. Позже в начале 2016 года в Минкомсвязи в разговоре с CNews отмечали, что официальной миссией НПП из «Информационного общества» являлось создание набора базовых программных продуктов для обеспечения технологической независимости государства от западных поставщиков проприетарного ПО и создание условий для обеспечения информационной безопасности критически важных систем.

Критика НПП

"Государственные структуры мало чем отличаются от частных компаний: если они решают свои задачи при помощи свободного обеспечения лучше, чем с помощью проприетарного, пусть продолжают это делать на здоровье,— говорил в октябре 2011 года Станислав Протасов, старший вице-президент компании Parallels.— В США, например, NASA, ЦРУ, Пентагон и многие другие используют OpenSource-разработки наравне с программным обеспечением Microsoft и Apple. Но это не имеет ничего общего с проектом НПП. У нас вопрос ставится по-другому: госструктурам не предлагается испытать открытое ПО, а предписывается использовать его и только его"[2].

Иногда приходится слышать, что идея национальной программной платформы содержит в себе логическое противоречие. Ведь если такая платформа действительно будет создаваться на базе СПО, то такое программное обеспечение будет более чем на 90% произведено не в России, а за рубежом. Соответственно, и НПП у нас получится, скорее, какая-нибудь американо-германо-индийская, а не российская. Такая критика полностью оправдана, если считать, что слово "национальный" в НПП означает лишь происхождение массива исходных текстов, используемых в программной составляющей. Но стремиться к "национальной чистоте" программного кода – довольно странная цель, в которой трудно усмотреть разумные прагматические основания. Очевидно, цель НПП заключается не в том, чтобы добиться российского любой ценой, а в чем-то другом. В чем же?[3].

Члены НПП

Заявителем по НПП являлась госкорпорация «Ростехнологии» с входящим в нее концерном «Сириус», которому принадлежит блокирующий пакет акций ALT Linux. При этом на момент подачи заявки список участников НПП состоял из 65 организаций, среди которых и исследовательские организации (ИПУ РАН, ИСП РАН, «Информика»), и вузы (МГТУ им. Баумана, МИЭМ, МФТИ), и компании-разработчики софта (1C, ABBYY, ALT Linux), и ассоциации (РАСПО, «Руссофт», «Отечественный софт»).

Конкурс на прототип НПП выигрывает "Пингвин Софтвер"

В конце сентября 2011 г. конкурс на создание прототипа НПП выиграла компания «Пингвин софтвер», принадлежащая фонду NGI, крупным пайщиком которого является бывший министр связи Леонид Рейман. Еще летом 2011 года «Пингвин» поддержал обращение Российского некоммерческого партнерства содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО), выступившего против условий этого конкурса: РАСПО не понравились короткие сроки на разработку прототипа и сама идея создания единственной версии НПП. Но это не помешало «Пингвину» и еще одному участнику РАСПО — ВНИИНС подать заявку на участие в конкурсе и выиграть его с предложением разработать прототип за 5 млн руб. при стартовой цене конкурса в 27 млн руб. Гендиректор «Пингвина» Дмитрий Комиссаров обещал привлечь к разработке НПП программистов ВНИИНС и других компаний, входящих в РАСПО.

27 декабря 2011 года Минкомсвязи утвердило прототип национальной программной платформы — операционной системы, которой суждено заменить Windows на компьютерах чиновников и школьников. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух подписал акт приемки прототипа национальной программной платформы (НПП). Вместо эталонного дистрибутива НПП разработчик — «Пингвин софтвер» — предлагает сделать четыре, по одному от каждого из основных российских Linux-разработчиков

С помощью этой платформы чиновники рассчитывают со временем добиться экономии бюджетных средств, идущих на оплату лицензий на компьютерные программы. Сэкономить можно будет до 80% всех расходов, или 1,72 трлн руб. за несколько лет, говорится в презентации проекта.

Как и требовали сроки конкурса, «Пингвин» сдал документацию по прототипу в конце октября. А потом еще почти два месяца эту документацию государство принимало — за это время по условиям программы «Информационное сообщество» должен был пройти еще один конкурс — на разработку до конца 2011 г. эталонного дистрибутива НПП.

Прототип — это «сложный предмет», объясняет эксперт приемной комиссии Виталий Липатов, гендиректор питерского Linux-разработчика «Этерсофт». Это большой проект, в программе испытаний — 73 пункта и каждый — «не нажать кнопочку», рассказал «Ведомостям» Комиссаров. По его словам, испытания длились пять дней, из них три дня — в самом министерстве и еще два — в удаленном доступе. Член комиссии Липатов — архитектор конкурирующей Linux-системы Alt Linux, так что комиссия «не дала `Пингвину` спуску ни в чем», заверяет он. Липатов объясняет, что у него были замечания к методике испытаний прототипа, которую предложил сам же «Пингвин». Проект несколько раз рассматривался и возвращался на доработку, сказал на днях и министр связи Игорь Щеголев. Но на вчерашнем заседании комиссия признала, что «Пингвин» внес исправления по ряду замечаний, а другие признала несущественными, рад Комиссаров.

Одним из результатов создания прототипа НПП стала разработка техзадания для следующего конкурса по созданию самой платформы и «Пингвин» предложил вместо одного эталона взять за основу четыре основных российских дистрибутива — Alt Linux, «МСВСфера», «Наулинукс» и «Роса», рассказывает Комиссаров. «Пингвин» продемонстрировал версии этих дистрибутивов, совместимых между собой: программа для одного из них работает и в других. В результате должен появиться фонд алгоритмов и программ, совместимых для всех дистрибутивов, и оператор, который будет поддерживать этот фонд.

Массух заявил «Ведомостям», что программы для НПП можно будет писать не только под Linux: министерства, ведомства и бюджетные организации будут активно арендовать программы через интернет с помощью облачных сервисов[2].

2012: Засекречивание результатов разработки прототипов

В январе 2012 года Директор департамента госполитики в области ИТ Минкомсвязи Игорь Милашевский распространил письмо, в котором сообщил, что публикация результатов разработки прототипов базовых компонент национальной программной платформы (НПП) «не допускается», так как они «содержат материалы, относящиеся к вопросам обеспечения информационной безопасности программных решений, используемых в органах государственной власти РФ».

О наличии такого письма написал в своем блоге на Facebook Дмитрий Комиссаров, гендиректор компании Pingwin Software, которая выполняла разработку этих прототипов по госконтракту с Минкомсвязи. В разговоре с CNews он подтвердил получение письма, однако от дальнейших комментариев отказался. Напомним, что ранее Комиссаров заявлял, что ход проекта будет максимально публичным.

В Минкомсвязи при этом сообщили CNews, что официального государственного статуса секретности результаты работ не имеют. «Однако, учитывая исследовательский характер работ, данные результаты могут быть использованы при дальнейшем развитии НПП в части обеспечения информационной безопасности, а также при создании специальных компонент, подразумевающих наличие подобного статуса», - добавляют чиновники[4].

Результаты работ были приняты 27 декабря 2011 г. Как ранее сообщал Pingwin Software, после этого компания направила в Минкомсвязи письмо с запросом на публикацию подготовленных документов и прототипов.

Помимо Pingwin Software письмо с запретом на публикацию результатов от Минкомсвязи получил и Виталий Липатов - гендиректор компании Etersoft, выступавший в качестве эксперта в комиссии по приемке работ. По словам Липатова, материалы предоставлялись на экспертизу без каких-либо ограничений, и никаких обязательств о неразглашении с экспертов не брали.

«Я удивлен ограничениями на публикацию результатов работ, - говорит Липатов. - Абсурдна сама ситуация, когда СПО, которое, согласно требованиям госзаказчика, было передано ему под свободной лицензией, вдруг перестаёт быть свободным». По его мнению, для многих разработчиков отечественного ПО важно увидеть спецификации и прототипы той платформы, которую они будут использовать и для которой будут разрабатывать свой софт.

Российской национальной ОС стала … американская

Источник, знакомый с принятыми комиссией результатами работ, рассказал CNews, что в качестве прототипа национальной операционной системы России госзаказчик в лице Минкомсвязи принял дистрибутив Red Hat Enterprise Linux 5 американской компании Red Hat, просто переименованный в «МСВСфера».

«МСВСфера» представляет собой версию классической МСВС с открытыми исходными кодами, являющейся клоном устаревшей Red Hat 5.6 (ныне актуальная версия Red Hat носит номер 6.1). Источник CNews в министерстве сообщает, что, по всей видимости, после копирования с серверов компании Red Hat, коды «МСВСфера» практически не подвергались изменениям: после изучения описания исходных пакетов можно предположить, что поставщиком (ВНИИНС) были изменены только 8 пакетов из 2 тыс. исходных. Этот факт явным образом отражен в самом продукте: на абсолютном большинстве пакетов «МСВСферы» стоит копирайт американской Red Hat.

Точно так же копирайты Red Hat установлены на компонентах сборочной среды «МСВСферы» «Средство разработки 1.0», которая представляет собой клон сборочной системы koji, разработанной RedHat. Источник CNews отмечает, что разница между оригиналом Red Hat и копией МСВС состоит в измененных логотипах и конфигурационных файлах. Среда сборки является ключевым элементом инфраструктуры НПП. Утвердив в этом статусе американскую koji, министерство выбрало худший для России вариант, так как в ее разработке и развитии не принимают участие отечественные программисты, что ставит НПП в зависимость от Red Hat.

Red Hat - любимая ОС Пентагона и ЦРУ

Red Hat, на котором основан дистрибутив «МСВСфера» - один из самых популярных в мире профессиональных дистрибутивов Linux. Он сертифицирован основными мировыми производителями серверов и ПО и занимает прочные позиции в госсекторе США.

В 2003 г. Red Hat Advanced Server получил международный сертификат «Общие критерии безопасности» Common Criteria, позволивший применять его в силовых структурах США, а позже он стал первым дистрибутивом Linux, получившим сертификат COE Пентагона.

После этого Пентагон активно приобретал продукты Red Hat в рамках программы постепенной миграции на открытое ПО. Недавно стало известно, что Пентагон будет использовать «облачные» и серверные решения Red Hat для создания собственной «облачной» платформы. Поскольку партнер Red Hat в этом проекте Science Applications International Corporation (SAIC) также является поставщиком Агентства национальной безопасности США, ЦРУ и Министерства внутренней безопасности, у Red Hat есть хорошие шансы стать «любимым дистрибутивом» и этих силовиков.

Кто лоббирует Red Hat в России

В связи с интересом Минкомсвязи к клону Red Hat можно вспомнить о тесном партнерстве одноименного разработчика семейства дистрибутивов Red Hat и компании IBM. В противостоянии Microsoft и IBM компания Red Hat пользуется наибольшей поддержкой «голубого гиганта» среди всех мировых разработчиков Open Source.

Госкомиссию Минкомсвязи по приемке компонентов НПП возглавлял замминистра Илья Массух, который до назначения советником главы Минкомсвязи работал в российском представительстве IBM, где участвовал в продвижении продуктов американской компании в госсектор.

Елена Соломатина, президент группы компаний ВНИИНС, лоббирующей Red Hat под российским названием «МСВСфера», является супругой Милана Прохаски, главы группы компаний Vdel. В свою очередь Vdel выступал эксклюзивным дистрибьютором продуктов и сервисов компании Red Hat на территории России. Милан долгое время работал в российском подразделении IBM. Российский офис компании всегда активно способствовал развитию Vdel. В 2010 году между американской Red Hat, ВНИИНС и Vdel было заключено соглашение о сотрудничестве. Офис созданной ВНИИНС дочерней компании НЦПР, курирующей продвижение «МСВСферы», располагается по адресу ул.Тверская, д. 7, в здании министерства связи и массовых коммуникаций.

План развития Национальной программной платформы на 2012-2013 годы

17 мая 2012 года Российская ассоциация содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО) представила для обсуждения план действий по реализации проекта создания Национальной программной платформы в 2012-13 гг.

В него включены предложения, призванные эффективно решить задачи, поставленные перед НПП в рамках государственной программы «Информационное общество» и распоряжения Правительства РФ №2299-р о переходе федеральных органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение.

План, переданный РАСПО в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, включает в себя 8 пунктов. Ассоциация предлагает провести НИОКР по таким направлениям, как: разработка инфраструктуры и базовых элементов НПП производственного качества на основе прототипов информационных систем, подготовленных в 2011 году; разработка стандартов НПП и средств автоматизированной проверки соответствия стандартам; разработка набора специализированных прикладных типовых проектных решений (ТПР); разработка стека программных компонентов для разво рачивания облачных платформ на базе СПО, а также реализация ряда прикладных ТПР в виде облачных приложений.

Для стимулирования производителей свободного ПО и вузов, готовящих специалистов в области СПО, предлагается выделить 50 грантов на общую сумму не менее 750 млн. руб.

Среди мер организационного характера стоит отметить обучение госслужащих работе с базовым пакетом СПО и проведение регулярных мероприятий, направленных на популяризацию СПО среди существующих и потенциальных пользователей (выставки, конференции, круглые столы, публикации в СМИ, передачи на радио и телевидении).

Производителей компьютерного оборудования (отечественных и зарубежных) рекомендовано обязать оснащать выпускаемые устройства драйверами для обеспечения их работы совместно с системами НПП.

В результате реализации этого плана должен быть введён в эксплуатацию Фонд алгоритмов и программ, наполненный рабочими образцами базовых системных компонентов (операционные системы и инфраструктурные системы), основными приложениями для нужд органов государственной власти в виде базовых типовых проектных решений (документооборот, бюджетирование, управление проектами, системы коллективной работы, системы обработки обращений граждан и др.) и специализированными прикладными решениями для нужд ОГВ (ЗАГС, «Электронный ЖЭК», «Электронный муниципалитет», «Электронная школа», «электронный ситуационный центр по предотвращению чрезвычайных ситуаций» и др.).

2015: Ликвидация НПП

К концу 2015 года, оба амбициозных проекта, запущенных в 2010 г. в поддержку российской разработки ПО, и получивших одинаковое название — национальная программная платформа, прекратили свое существование. Проект по линии Минэкономразвития заморожен, проект под эгидой Минкомсвязи также фактически закрыт.

Как стало известно CNews, проект технологической платформы «Национальная программная платформа» (ТП «НПП»), курируемый Минэкономразвития, официально можно считать замороженным. Запись о начале ликвидации юрлица координатора проекта — АНО «НПП» — появилась в ЕГРЮЛ еще 2 октября 2015 г. При этом по данным CNews, проект с идентичным названием — Национальная программная платформа, входящий в госпрограмму Минкомсвязи «Информационное общество (в 2011—2020 гг.)», — сейчас также существует лишь на бумаге. Деньги на него продолжают выделяться, но с 2012 г. все они в конце отчетных периодов возвращаются обратно в бюджет. Таким образом, оба проекта, запущенных для содействия индустрии российского программного обеспечения, по факту оказались неэффективными.

По словам источника CNews, знакомого с хронологией событий, решение о закрытии АНО «НПП» было принято на собрании учредителей организации в конце лета 2015 г. В Минэке, отвечая на вопрос о причинах ликвидации АНО, сообщили CNews, что в 2015 г. ведомство совместно с фондом «Центр стратегических разработок» и Институтом мировой экономики и информатизации провели оценку результативности деятельности технологических платформ.

«Одним из критериев оценки является наличие и проработанность стратегической программы исследований, плана деятельности технологической платформы и других документов, — отмечают в Минэке. — В связи с непредставлением ТП `НПП` указанных документов, эта платформа попала в список отстающих»[5].

Однако в министерстве подчеркивают, что ликвидация АНО была осуществлена не по инициативе и без согласования с Минэком, хотя вопрос дальнейшей судьбы платформы в ведомстве рассматривался.

«При этом ликвидировалась организация — координатор технологической платформы, а не технологическая платформа как таковая, — заявляют в министерстве. — Минэкономразвития считает направление, которое охватывала АНО `НПП`, стратегически важным и приоритетным. В этой связи на одном из ближайших заседаний Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета по модернизации и инновационному развитию будет рассмотрен вопрос о развитии указанного направления и, возможно, о выборе новой организации-координатора».

Комментируя CNews положение дел в проекте НПП из «Информационного общества», в Минкомсвязи ограничились заверением в том, что идея создания НПП в части образования единого хранилища программ для ЭВМ и обеспечения использования указанных программ заинтересованными органами госвласти была воплощена в созданном национальном фонде алгоритмов и программ для электронных машин. «Приказом Минкомсвязи от 17 февраля 2014 г. № 22 Фонд введен в эксплуатацию. В настоящее время госорганами ведется его наполнение, — говорят в ведомстве.

В то же время, при изучении бюджета программы «Информационное общество» (в частности на 2016 г.) можно заметить, что «создание НПП» и «создание фонда алгоритмов и программ» — это разные позиции в финансовых документов. По данным источника CNews, знакомого со спецификой распределения средств в госпрограмме, объем ее финансирования детализируется только до уровня основных мероприятий, в рамках которых уже представлены конкретные проекты. В данном случае речь идет о мероприятии «Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России», внутри которого прописаны и НПП, и фонд, и еще несколько проектов. Бюрократическая система устроена так, что в бюджете нельзя избавиться только от одного проекта, не затронув остальные по тому же направлению. И даже нельзя отдельно отказаться от его финансирования, пусть никаких работ в его рамках реально и не предвидится. Можно только получить деньги, а потом вернуть их в бюджет. Именно это и происходит по линии НПП.

В 2012 г. на нее было выделено, а затем возвращено 115 млн, в 2013 г. — 7 млн, в 2014 г. — 70,4 млн, в 2015 г. — 53,26 млн, а в 2016 г. запланировано аналогично распорядиться 50,46 млн.

На начало 2016 года можно констатировать, что по линии НПП Минэка фактически не было осуществлено ни одного проекта. В «Ростехе» заверили CNews, что все членские взносы участников (30 тыс. руб. в год) были израсходованы на хозяйственные нужды — аренду помещений для собраний, еду и пр. Государственных же денег проект не получал. Что касается второй НПП, то в сентябре 2011 г.

Минкомсвязи успело провести скандальный конкурс на создание прототипов базовых компонент НПП. Бюджет, выделенный на эти работы в рамках «Информационного общества» составлял 27 млн руб. На них претендовали «Альт Линукс», ВНИИНС, «РБК–софт», «Союзинформ», а также «Пингвин софтвер». Победу одержал последний с ценой предложения 5 млн руб. Фактически они были приняты заказчиком лишь в конце декабря 2011 г. Дальнейшее развитие проекта закончилось на том, что соответствующий контракт на 2012 г. не был заключен в установленный срок — до 1 февраля 2012 г.

С точки зрения гендиректора «Альт Линукса» Алексея Смирнова, отсутствие результатов по линии Минэка во многом обусловлено трансформациями в «Ростехе», в ходе которых в начале 2013 г. концерн «Сириус» был передан под управление холдинга «Росэлектроника», и ТП «НПП» осталась без формально назначенного координатора. Данное обстоятельство усугублялось тем, что у рядовых членов АНО «НПП» отсутствовали какие-либо реальные полномочия по управлению деятельностью общества, что заметно гасило инициативу и заставляло многих вовсе отказаться от членства в организации.

См. также

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (4)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Ред Софт (Red Soft) (44)
  НППКТ (40)
  Softline (Софтлайн) (29)
  Кортис (16)
  Крок (15)
  Другие (354)

  НППКТ (17)
  Almi Partner, Алми партнер (ГК Алми) (7)
  Ред Софт (Red Soft) (4)
  РусБИТех-Астра (ГК \"Астра\")
  Кортис (4)
  Другие (46)

  НППКТ (23)
  Кортис (7)
  Ред Софт (Red Soft) (5)
  ОТР-БИТ (ОТР - безопасность информационных технологий) (2)
  ФГАУ НИИ Восход (1)
  Другие (8)

  Ред Софт (Red Soft) (5)
  Электронные офисные системы (ЭОС) (1)
  Аквариус (Aquarius) (1)
  Атлант (ГК Applite) (1)
  Галэкс ГК (Галэкс НТЦ) Galex (1)
  Другие (6)

  Ред Софт (Red Soft) (9)
  РТ МИС (РТ Медицинские информационные системы) (4)
  СКБ Контур (1)
  IServ (Интернет-Сервис) ИСерв (1)
  RDV (РДВ Автоматизация) (1)
  Другие (8)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Microsoft (80, 144)
  Ред Софт (Red Soft) (3, 70)
  РусБИТех-Астра (ГК Астра) (3, 45)
  НППКТ (2, 41)
  ИВК (3, 27)
  Другие (307, 133)

  НППКТ (1, 17)
  РусБИТех-Астра (ГК Астра) (2, 9)
  Ред Софт (Red Soft) (1, 8)
  Almi Partner, Алми партнер (ГК Алми) (1, 7)
  Microsoft (2, 6)
  Другие (11, 19)

  НППКТ (1, 23)
  Ред Софт (Red Soft) (1, 13)
  ИВК (2, 4)
  Базальт СПО (BaseALT) ранее ALT Linux (3, 3)
  РусБИТех-Астра (ГК Астра) (2, 3)
  Другие (0, 0)

  Ред Софт (Red Soft) (1, 6)
  Базальт СПО (BaseALT) ранее ALT Linux (1, 2)
  ИВК (1, 2)
  Microsoft (1, 1)
  Атлант (ГК Applite) (1, 1)
  Другие (0, 0)

  Ред Софт (Red Soft) (1, 12)
  Jolla (Sailfish Holding) (1, 1)
  Открытая мобильная платформа (ОМП) (1, 1)
  Synology (SLMP PTE) (1, 1)
  Другие (0, 0)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Ред ОС (Red OS) - 65
  Microsoft Windows - 60
  НППКТ: ОСнова (Операционная система общего назначения, ОС ОН) - 41
  Astra Linux Common Edition - 27
  Astra Linux Special Edition - 21
  Другие 197

  НППКТ: ОСнова (Операционная система общего назначения, ОС ОН) - 17
  Ред ОС (Red OS) - 8
  Astra Linux Common Edition - 7
  AlterOS - 7
  Microsoft Windows - 5
  Другие 18

  НППКТ: ОСнова (Операционная система общего назначения, ОС ОН) - 23
  Ред ОС (Red OS) - 13
  Альт Рабочая станция - 2
  Astra Linux Common Edition - 2
  ОС Альт (ранее Альт Линукс (ALT Linux) - 2
  Другие 2

  Ред ОС (Red OS) - 6
  ОС Альт (ранее Альт Линукс (ALT Linux) - 2
  Атлант ОС - 1
  Windows Server 2019 - 1
  Другие 0

  Ред ОС (Red OS) - 12
  Аврора ОС - 1
  Synology NAS - DiskStation Manager - 1
  Другие 0