Заказчики: Победа Авиакомпания Продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры Дата проекта: 2016/03 — 2017/04
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
|
Авиакомпания «Победа» реализовал первый в мире проект оснащения самолетов RFID-метками, в рамках которого на всем аварийно-спасательном оборудовании каждого борта устанавливаются радиометки, считываемые при помощи планшетного компьютера[1].
Несколько сотен RFID-меток в каждом из самолетов крепятся буквально ко всему, что не приколочено — от спасательных жилетов до ремней безопасности. Также метки крепятся на жаропрочные перчатки, мегафоны, кислородные баллоны, маски, огнетушители и т.п.
Цель проекта - ускорить инвентаризацию аварийно-спасательного оборудования, которая происходит после каждого полета. Один из бортпроводников запускает на планшете специальное приложение и проходит по салону, сканируя RFID-метки. Каждая обнаруженная метка отзывается коротким звуковым сигналом, и в конце приложение генерирует отчет о наличии всего аварийно-спасательного оборудования. Отчет тут же загружается на сервер: в планшеты установлены SIM-карты Yota, а облачная часть реализована на базе Microsoft Azure.
Если же какого-то оборудования нет, это сразу же видно в отчете, соответственно, в этом случае не дается команда на отправление перронных автобусов с пассажирами и происходит их проверка.
Без оборудования самолет нельзя допустить к следующему рейсу (то есть, если на борту не хватает спасательного жилета — значит, одному из пассажиров будет отказано в перевозке). Ручная же инвентаризация отнимает гораздо больше времени и сил: одних только жилетов под креслами — 189 штук, и их надо все проверить. Таким образом, благодаря RFID-технологии «Победе» удалось сократить минимальное время оборота воздушного судна с 30 до 25 минут. Это один из ключевых KPI в пассажирской авиации: смысл в том, что чем меньше времени проходит от прилета в аэропорт до вылета следующим рейсом, тем выше экономическая эффективность авиакомпании, так как самолет приносит доход только когда он летает, а не стоит на земле. При размерах флота «Победы» в полтора десятка самолетов сокращение времени инвентаризации каждого борта на 5 минут дает возможность выполнить как минимум один дополнительный рейс, не увеличивая парка воздушных судов.
Кроме того, RFID-метки содержат информацию о сроках годности некоторых предметов (например, огнетушителей), это упрощает поддержание их в готовом состоянии.
Решением уже заинтересовались другие авиакомпании, в том числе зарубежные; в двух российских идет внедрение аналогичной системы. Технически оно реализовано на базе RFID-меток Confidex и промышленных планшетов Senter ST907. Эти устройства представляют собой устройства на смартфонных чипсетах Qualcomm Snapdragon 200 или 410 (в зависимости от конфигурации) и оснащаются 1/8 или 2/16 ГБ памяти и 7-дюймовым сенсорным дисплеем с разрешением 1280х800 точек. Все это работает под Android 5.1. Главное отличие промышленных планшетов от бытовых — это пылевлагозащита и ударопрочный корпус, а также возможность работы в широком диапазоне температур. Кроме того, этот планшет может оснащаться считывателем RFID-меток, сканерами штрих-кодов и т.п., что делает его удобным инструментом в сфере торговли, логистики, складского учета и прочих отраслях, где требуется оперативная инвентаризация материальных активов. Стоимость такого планшета превышает 30 тысяч руб.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Планшеты не хранятся в самолетах, а выдаются экипажам во время предполетных брифингов. Для начала работы нужно запустить приложение и выбрать конкретный борт — откроется база данных установленного на нем АСО. После этого при нажатии кнопки «Сканировать» происходит последовательное считывание меток. Радиус действия каждой метки составляет 1-5 м.
Примечания
- ↑ Источник: TelecomDaily