Проект

Блокчейн для "Приразломной": применение технологии в логистике

Заказчики: Газпромнефть шельф, ООО

Санкт-Петербург; Нефтяная промышленность

Продукт: Проекты на базе блокчейн-технологии

Дата проекта: 2017/04 — 2017/09
«
Никита Шурупов, руководитель направления проектного офиса «Газпромнефть-Снабжения»: Пилотный проект позволил достичь основной цели — проверить возможность со­зда­ния неразрывной связи физической по­став­ки, всех сопровождающих процессов и до­ку­ментооборота. Подтверждены наши предположения о невозможности замены информации после записи в блок, о том, что в единую базу данных можно будет собирать информацию из источников разного характера. В целом проект не только позволил обеспечить контроль логистической цепочки от завода к заказчику, но и показал необходимость внедрения технологии блокчейн для создания экосистемы закупок и поставок материально-технических ресурсов[1].
»

Пилотный проект по применению блокчейна в логистике был реализован компания­ми «Газпромнефть-Снабжение» и «Газпром нефть шельф» при доставке запорной арматуры на МЛСП «Приразломная». Чтобы данные о перемещении груза записывались в блокчейн автоматически, еще на заводе в Великом Новгороде на груз нанесли радиочастотные (RFID) метки и установили GPS-датчики. Использовались пассивные (без источника питания) RFID-метки, которые, в соответствии с особыми условиями транспортировки, были предварительно протестированы на ударопрочность и устойчивость к агрессивной среде и низким температурам.

Метки считывались на всех складах по пути следования груза, информация автоматически сохранялась в сеть. Решение позволило собирать и хранить данные обо всех маршрутах, скорости перемещения, количестве и продолжительности остановок, физических лицах, сканировавших метки на складах, формировать и сохранять отчеты в единой базе данных. Считывание RFID-метки также давало быстрый доступ к общим сведениям о грузе и к сканированной копии сопроводительной документации в формате PDF. Технология позволила автоматизировать все складские операции, а также проконтролировать их выполнение в заявленные сроки.

Благодаря использованию блокчейна все данные о перемещении груза были собраны в едином информационном пространстве и в то же время их не пришлось хранить на централизованном сервере. Каждый пользователь, подключенный к сети блокчейн, хранил копию сделанных записей и подтверждал добавление новых блоков. Доступ к данным был у всех участников системы, при этом, так как ввод данных был автоматизирован, а возможность ошибок, подмены или исправления записей — исключена, логистический процесс стал максимально прозрачным для всех.

В компании планируют продолжить внедрение технологии. На следующем этапе предполагается автоматизировать расчеты с подрядчиками, контроль качества и допуск на объекты. Также в сети будет создан рейтинг поставщиков для упрощения процедур закупок. Будет усовершенствована и техническая сторона: добавлена интеграция с SAP, обеспечен доступ участникам к зашифрованной информации (в отличие от первоначального публичного доступа по логину и паролю).

Примечания