Проект

Магазин Малого Кредитования (Быстроденьги) (QlikView)

Заказчики: Магазин Малого Кредитования (Быстроденьги)

Ульяновск; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: QlikView

Дата проекта: 2013/01 — 2013/02
Технология: BI
подрядчики - 451
проекты - 3077
системы - 1154
вендоры - 561
Технология: OLAP
подрядчики - 104
проекты - 857
системы - 61
вендоры - 50


Выбор платформы: оперативная аналитика

Компания «Быстроденьги» образована в 2008 году на старте создания новой финансовой отрасли на российском рынке - микрофинансирования. Компания изначально ориентировалась на микрокредитование физических лиц и развивалась очень динамично, менее чем за три года став лидером очень молодой и быстрорастущей отрасли. Безусловно, активное развитие компании, построение сети региональных дирекций и рост объемов микрофинансирования привели к накоплению большого объема данных, который необходимо было эффективно анализировать с минимальными финансовыми и временными затратами. «Наша цель – быстро и просто помогать людям в решении их временных финансовых трудностей. В нашем бизнесе важна высокая оперативность принятия управленческих решений как во взаимоотношениях с клиентами, так и в развитии бизнеса в целом. Именно поэтому платформу бизнес-аналитики мы выбирали с учетом скорости получения нужных данных для принятия решений и остановились на QlikView», ― комментирует Андрей Клейменов, операционный директор компании «Быстроденьги».

Также при выборе BI-системы важную роль сыграла возможность работать со специфическими источниками данных. «Наша основная учетная система – уникальная для российского рынка американская разработка, поэтому при выборе BI нам была важна интеграция разнородных систем, от Paycrom до 1С и даже Excel-файлов. С технической точки зрения, QlikView нам подошел идеально как по простоте интеграции данных, так и по скорости работы в оперативной памяти», ― рассказывает Салимов Марат , заместитель директора по информационным технологиям «Быстроденьги».

QlikView: ход проекта

Проект QlikView стартовал в 2013 году. Ключевая задача на этапе внедрения - обеспечить ежедневную аналитику по ключевым операционным показателям для руководства компании, в том числе региональных и территориальных менеджеров. При активной экспансии сети (более 20 офисов в месяц) оперативная аналитика была жизненно необходима для максимально четкого контроля прибыльности бизнеса как в существующих, так и новых регионах. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.8 т

В «Быстроденьги» было решено провести внедрение аналитики QlikView по наиболее критичным задачам вместе с партнером, а затем развивать систему самостоятельно. Партнером проекта по внедрению была выбрана Консультационная Группа АТК. Андрей Клейменов так комментирует выбор подрядчика: «В связи с молодостью отрасли микрофинансирования мы стали практически пионерами по использованию BI-систем – готового решения на рынке не было. Консультационную Группу АТК мы выбрали благодаря большому опыту внедрений в ритейле, ведь наш бизнес очень схож с розницей. Очень важно, когда консультанты сразу понимают бизнес-задачи и могут дать рекомендации не только с точки зрения ИТ, но и с точки зрения бизнеса, например, порекомендовать логику аналитического приложения или удачный формат визуализации KPI. С командой АТК мы получили именно такую экспертную поддержку в ходе проекта».

Аналитика по итогам первого этапа проекта была готова в течение четырех месяцев со старта работ – тогда руководство розничной сети получило ключевые отчеты по расчету операционных показателей в различных временных и региональных разрезах, с возможностью детально проанализировать эффективность каждого офиса. На следующем этапе была разработана аналитика для финансового департамента. После обучения ключевых пользователей и ИТ-специалистов, проведенного Консультационной Группой АТК, «Быстроденьги» создали внутреннюю аналитическую структуру, департамент аналитики, который занимается обслуживанием и развитием платформы.

Аналитические отчеты QlikView используют руководители и инвесторы компании, сотрудники департаментов розничной сети, финансов, взыскания и маркетинга. После установки инструмента по рассылке отчетов NPrinting число сотрудников, использующих аналитические данные QlikView в ежедневной работе, превысило 100 человек.

Инновации в продажах

Приложение QlikView по анализу продаж – основа операционной деятельности «Быстроденьги». Ежедневно все управленцы розничной сети - от ее директора до региональных и территориальных менеджеров - при помощи NPrinting получают рассылку отчетов QlikView. Ежедневный отчет содержит до 10 ключевых показателей, включая количество выдач займов в разрезе структурных подразделений и офисов, уровень просроченных займов и среднюю сумму займа. Этот отчет является «первым рубежом» аналитики – он позволяет выделить проблемные зоны, а дальше уже переходить к самому аналитическому приложению QlikView и выявлять их причины.

Еженедельно высшее руководство сети работает с аналитикой на стратегическом уровне – анализирует динамику и структуру портфеля займов, эффективность работы офисов, выполнение плана по новым и повторным займам, тренды по просроченным займам, сборы коллекторов и т.д. С помощью QlikView «Быстроденьги» оперативно контролируют выполнение плана офисами в зависимости от их возраста (месяцев после открытия), проводят бенчмаркинг офисов, работающих одинаковые промежутки времени, анализируют рейтинг самых прибыльных и неприбыльных точек продаж. Кроме того, приложение по анализу займов содержит информацию о клиентах компании, важную для коррекции маркетинговой и рекламной стратегии по региону – род занятий заемщика, семейное положение, источник получения информации о компании и т.д.

QlikView также помогает компании вести оперативную аналитику инновационных проектов: «В сентябре 2013 г. мы запустили новый продукт «Быстрокарта» – универсальная карта, по которой займ можно получить по звонку в компанию. Сначала мы запустили проект в режиме пилота в нескольких городах и при помощи QlikView ежедневно контролировали востребованность нового продукта, динамику займов, уровень выплат, частоту повторных займов, соответствие фактических показателей плановым и др. Такой подход позволил нам подтвердить успешность проекта «Быстрокарта» и внедрить новый формат получения займов по всей стране с опережением запланированных сроков», ― отмечает операционный директор «Быстроденьги» Андрей Клейменов.

Финансы под контролем

При помощи платформы QlikView в «Быстроденьги» реализуется контроль финансовых показателей и оценивается финансовая устойчивость филиальной сети по городам и регионам. На основе этих данных осуществляется управление финансовой активностью и структурой издержек компании.

«Микрофинансирование имеет ряд особых рисков невозврата денежных средств, и мы очень тщательно следим за просроченной задолженностью. На сегодняшний день, в том числе и благодаря активному использованию аналитики QlikView, уровень просроченного займа у нас ниже, чем в среднем по отрасли. Для нас этот показатель – зеркало эффективности и уровня лояльности клиентов. К тому же, оперативное отслеживание просрочек помогает выявить мошенников и снизить потери», ― подчеркивает Марат Салимов.

Результаты: рост управляемости

В результате реализации проекта по внедрению QlikView компании «Быстроденьги» удалось автоматизировать основные функции аналитики и получить такую платформу, которую сотрудники департаментов финансов, продаж и маркетинга могут адаптировать самостоятельно под свои управленческие цели и задачи. «Сотрудникам компании было легко начать работу с платформой. Каждый из специалистов получил краткую инструкцию по работе с интерфейсом QlikView, после чего быстро смог получить желаемые аналитические отчеты и даже кастомизировать их под свои задачи», ― комментирует Марат Салимов, заместитель директора по информационным технологиям компании «Быстроденьги».

По итогам внедрения системы QlikView компания «Быстроденьги» достигла следующих результатов:

  • сокращение времени на подготовку аналитической отчетности минимум на 90%,
  • снижение финансовых и временных издержек на разработку отчетности,
  • улучшение бизнес-результата, в том числе по офисам с негативной динамикой,
  • повышение управляемости развития сети и бизнеса в целом.

«На мой взгляд, главным достижением проекта по QlikView стало повышение оперативности реагирования компании на изменения. Раньше мы ориентировались только на еженедельные отчеты, соответственно время отклика на проблемы составляло примерно до одного месяца. Для такого динамичного бизнеса, как микрофинансирование, это не приемлемо. Теперь мы ежедневно отслеживаем состояние компании, все ключевые показатели, и от локализации до решения проблемы проходит не более недели. Причем эффективность решения мы также оперативно можем отследить в QlikView, а это значительно повышает управляемость бизнеса», - говорит Андрей Клейменов, операционный директор компании «Быстроденьги».

Планы: расширение границ

Существующая сегодня бизнес-аналитическая система в «Быстроденьги» будет не только продолжать поддерживать экспансию сети, но и сама будет развиваться. «Мы планируем расширять функциональность QlikView, покрывая новые бизнес-задачи департаментов по управлению персоналом, финансов, маркетинга. Так, например, департамент маркетинга сможет повысить эффективность продвижения наших услуг, принимая решения на основе новых форматов аналитики. Кроме того, мы будем расширять количество сотрудников, которые получают аналитические отчеты из системы QlikView при помощи продукта NPrinting, ведь более информированные сотрудники – это большая эффективность бизнес-решений на всех уровнях компании», ― отмечает заместитель директора по информационным технологиям компании «Быстроденьги» Марат Салимов.