Заказчики: Международный Аэропорт Уфа, ОАО Подрядчики: Лексема (ранее ЭкоСофт) Продукт: Лексема (Lexema)Дата проекта: 2009/05 — 2011/03
|
Содержание |
Предпосылки проекта
АО «Международный аэропорт «Уфа» - один из крупнейших аэропортов Приволжского федерального округа, связывающий воздушными линиями десятки городов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Предприятие постоянно развивается и совершенствуе т свою деятельность по обслуживанию авиакомпаний, перевозке пассажиров, багажа и грузов.
В 2009 году согласно стратегическому плану развития было принято решение о внедрении системы бюджетного управления, с целью регулирования расходов предприятия для получения определенных целевых показателей, установленных собственником. В круг решаемых задач системы бюджетирования должны были войти планирование, регулирование и контроль исполнения основных финансово-экономических параметров предприятия, таких как доходы, расходы, прибыль и потребность в денежных средствах.
ОАО «Международный аэропорт «Уфа» ведет бухгалтерский учет в системе "Лексема".
Система управления предприятием включает в себя:
- Учет договоров
- Банк, Касса, векселя
- Выставление счетов, выписка актов, счетов-фактур
- Настройка интеграции с BOSS, с Клиент-банком,
- Складской учет
- Учет кредиторской/дебиторской задолженности
- Расчеты с подотчетными лицами
- Книга покупок, книга продаж
- Учет ГСМ
- Учет спецодежды
- Генерация OLAP-сервера, создание многомерных анализов
- Учет основных средств
- Учет валютных операций
- Калькуляция себестоимости
- Выставление счетов-фактур, кассовый модуль по гостинице
- Выставление счетов-фактур, кассовый модуль по турагентству
- Интеграция с базами данных по учету электроэнергии, газа, связи
- Налоговый учет
- Главная книга
- Учет в автохозяйстве. Учет путевок, расчет расхода топлива по нормам
- Учет движения бланков строгой отчетности
- Финансовое планирование
- Формы бухгалтерской отчетности
- Увязка с системой расписаний
- Контроль исполнительской дисциплины
- Налоговый учет
Было принято решение, что бюджетное планирование и управленческий учет целесообразно вести в том же программном продукте.
Ход проекта
Для работы над проектом была сформирована команда, состоящая из топ-менеджеров, специалистов финансово-экономических и информационно-технических подразделений аэропорта и разработчиков Лексемы – специалистов ЭкоСофт, тесно сотрудничающих для достижения общей цели. Перед участниками проекта были поставлены следующие задачи: формирование годовых бюджетов (доходов и расходов (БДР), движения денежных средств (БДДС), планов закупа, капитальных вложений), ежемесячное планирование потребности в денежных средствах, контроль и анализ исполнения планов, построение планового баланса.
В тот момент очень остро стояла проблема контроля и регулирования расходов предприятия, сохранения рентабельности и платежеспособности. В первую очередь был необходим механизм для эффективного управления движением денежного потока, который позволил бы оценивать потребности служб в деньгах, а также возможности предприятия. Создание платежного календаря на месяц, то есть календарного графика поступлений денежных средств на расчетный счет или в кассу и графика расходования денежных средств, решило данную проблему. Центры финансовой ответственности создают заявки на оплату на следующий месяц, в которых отражают плановую потребность в деньгах, и согласуют их в системе электронного документооборота. На ежемесячном заседании бюджетного комитета, согласно плановому остатку денежных средств и плану поступлений, утверждается плановый бюджет на месяц, сформированный из заявок подразделений. При появлении незапланированной потребности в денежных средствах в текущем месяце, создается корректирующая заявка, которая также проходит согласование в системе электронного документооборота. Решение об утверждении или отклонении данной заявки принимается индивидуально ответственным лицом на завершающем этапе маршрута. Служебная записка, на основании которой формируется платежное поручение, в обязательном порядке ссылается на утвержденный план, а сумма всех служебных записок по одной заявке не должна превышать плановой. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
Разработка и внедрение системы бюджетирования началась именно с этого модуля, так как он понятен всем пользователям и позволяет при сравнительно небольших затратах в краткие сроки получить значительные эффекты, такие как предвидение кассовых разрывов, выделение приоритетных и второстепенных расходов, финансовая дисциплина на предприятии. Все это обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и платежеспособность.
Вторым этапом внедрения системы было создание годовых бюджетных планов. На предприятии существовал опыт по планированию БДР, который формировался на основании заявок подразделений, предоставленных на бумажном носителе, а также по статистике прошлых лет. На основании этого плана подготавливался БДДС. Появилась идея связать все бюджеты, относящиеся к одному бизнес-процессу, в одной заявке. Например, заявка на услуги содержит графики списания затрат и перечисления денежных средств подрядчику. В сжатые сроки были разработаны различные типы годовых заявок, соответствующие бизнес-процессам предприятия. Все заявки регистрируются в системе центрами финансовой ответственности и после согласования по электронному документообороту рассматриваются и утверждаются на заседании бюджетного комитета. Интерфейс для утверждения бюджета отображает основные финансово-экономические показатели (доходы, расходы, прибыль, остаток денежных средств на расчетном счете), которые изменяются в интерактивном режиме при утверждении или отклонении заявок.
В 2010 году была запущена упрощенная модель бюджета, для того чтобы проверить саму идею подобной модели. Для того чтобы появилась именно возможность, а не иллюзия управления бюджетами, во всех фактических документах настроены обязательные ссылки на годовой план, контроль превышения сумм, а также соответствие аналитик по плану и факту. Для оперативного внесения изменений в бюджеты используется механизм корректировки. Корректировка выглядит как обычная заявка, но имеет дополнительную возможность списания утвержденных сумм из других заявок, переноса запланированных сумм из месяца в месяц, увеличение бюджета по одной статье, группе материала за счет уменьшения по другой. Согласование и утверждение каждой корректировки проходит индивидуально согласно маршруту документооборота.
Существующая на тот момент система ежемесячного планирования БДДС была также адаптирована под систему годового бюджетирования. Теперь все заявки на оплату в Лексеме в обязательном порядке ссылаются на годовые заявки, контролируется превышение сумм.
2010 год показал, что данная система жизнеспособна. К моменту формирования плана на 2011 год система активно развивалась. Система бюджетирования дополнена планированием капитальных вложений, закупа и остатков материалов на складах, разработана система лимитирования БДР по статьям. В форму утверждения бюджета добавлен автоматизированный расчет плана основных налогов предприятия (НДС и налог на прибыль) на основании утвержденных заявок.
На основании каждой заявки автоматически формируются проводки в плановый баланс с показателем «План». Фактические документы даются проводки в баланс в том же плане счетов и с теми же аналитиками, но с показателем «Факт». На основании журнала плановых и фактических проводок формируется оборотно-сальдовая ведомость, отчет о прибылях и убытках, плановый бухгалтерский баланс и другие плановые и план-фактные аналитические формы в любых разрезах.
Разработана аналитическая форма «План-фактный анализ». Она отображает различные бюджеты (годовой, квартальный и оперативный) и содержит авто-матизированную финансовую модель, которая может строиться на основании плановых, фак-тических сумм в любых разрезах. «План-фактный анализ» помогает топ-менджерам и специалистам финансово-экономических служб в принятии управленческих решений.