Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
Проект

Поставка с обязательствами: Для Московского метрополитена создадут производство модулей безопасности билетной системы

Заказчики: Московский метрополитен

Москва; Транспорт



Дата проекта: 2025/03

Департамент Москвы по конкурентной политике в середине марта опубликовал тендер[1] для Московского метрополитена на поставку модулей безопасности для защищенного хранения и использования ключей шифрования на устройствах пассажирской автоматики билетной системы, используемой на территории города Москвы. Помимо поставки товара проект также предусматривает не только саму поставку модулей безопасности, но и встречные инвестиционные обязательства по созданию, модернизации, освоению их производства на территории города Москвы. Максимальная начальная цена контракта определена в 826,6 млн рублей.

Конкурс является реализацией распоряжения правительства Москвы от 31 октября 2024 №889-РП «О проведении электронного конкурса на заключение контракта на поставку модулей безопасности для защищенного хранения и использования ключей шифрования на устройствах пассажирской автоматики билетной системы…». Оно определяет как основные условия проведения электронного конкурса, так и перечень модулей безопасности для защищенного хранения и использования ключей шифрования на устройствах пассажирской автоматики билетной системы.

В разделе о назначении товара в техническом задании на конкурс указано, что модули безопасности необходимы в билетной системе метрополитена для обеспечения чтения/записи проездных билетов и проверки специального кода (СКБ) билета. В метрополитене внедряется новая билетная система, которая использует модули безопасности NXP SAM AV3, и необходимо обеспечить совместимость с этим устройством в части фактически выполняемых функций.

Модуль безопасности должен поддерживать работу с картами Mifare Plus и NE501CD+ в режиме SL3 (РБ3) – с использованием криптографического алгоритма AES. Работа в режиме совместимости с Mifare Classic (SL1/РБ1) обеспечивается валидатором без использования модуля безопасности.

А в опубликованном проекте контракта говорится, что в срок не позднее трёх лет с даты заключения контракта поставщик обязуется создать, модернизировать, освоить производство на территории города Москвы, инвестировав не менее 700 млн рублей с учетом НДС, модулей безопасности для защищенного хранения и использования ключей шифрования на устройствах пассажирской автоматики билетной системы, используемой на территории Москвы.

Производство модулей в форм-факторе Micro-SIM на заводе «Микрон»

«
Важно понимать: город не вкладывает эти деньги напрямую, а перекладывает инвестиционные обязательства на исполнителя контракта, - пояснил для TAdviser условия данного тендера Сергей Матусевич, директор по развитию ИИ и веб-технологий Artezio. - Москва, со своей стороны, гарантирует закупку определенного объема продукции в течение 9 лет. Это и есть стимул для компании инвестировать такую крупную сумму. Контракт рассчитан на 9 лет, а это значительный срок для такого технологически сложного оборудования. За это время планируется выпустить более 170 тыс. модулей безопасности, что говорит о масштабах проекта. Первая партия должна быть поставлена не позднее 48 месяцев после заключения контракта — это довольно большой срок, который показывает, что город понимает сложность задачи по созданию такого производства с нуля.
»

В соответствии с тендерной документацией поставка разбивается на четыре этапа:

  • 1 этап – c 1-го по 548-й календарный день – поставка 100 штук тестовых модулей с документацией и методикой испытаний;
  • 2 этап – c 1250-го по 1 350-й календарный день – поставка первых 57,3 тыс. SIM-карт;
  • 3 этап – с 2350-го по 2 450-й календарный день – поставка второй партии из 57,4 тыс. SIM-карт;
  • 4 этап – c 3100-го по 3 200-й календарный день – третья партия из 57,4 тыс. модулей безопасности.

«
Требования частично привязаны к существующему решению, поскольку новые модули должны быть совместимы с уже работающим оборудованием, – объяснил ситуацию Сергей Матусевич. – Сейчас в системе используются иностранные модули SAM AV3 от компании NXP, и город хочет заменить их на отечественные аналоги. В рамках этого тендера планируется создание российских модулей безопасности для билетных терминалов московского транспорта. Это логично: нельзя просто взять и заменить всю систему сразу. Но при этом тендер не ограничивает конкуренцию, так как технические характеристики модулей безопасности достаточно стандартны.
»

В частности, модули безопасности должны соответствовать международному ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816 на идентификационные карты форм-фактора Micro-SIM. В технической документации сказано, что микропроцессор карты должен поддерживать как международные стандарты шифрования и хеширования AES-128, AES-256, SHA-1, SHA-256 и RSA, так и российские ГОСТ Р34.11-2012, Р34.12-2015 и Р34.13-2015. Также предполагается поддержка стандарта бесконтактного взаимодействия MIFARE Plus, реализация которого присутствует в картах «Тройка». При их изготовлении проектом контракта предусмотрено освоение производителем следующих технологических переделов:

  • Автоматизированной шлифовки и полировки пластин, используемых в производстве микроконтроллеров;
  • Автоматизированного монтажа пластин на носитель/рамку;
  • Разделения пластины на кристаллы с осуществлением резки лазерной абляцией;
  • Персонализации контактных и бесконтактных смарт-карт.

Станок по разрезке пластин, запущенный год назад на заводе «Микрон»

«
Если говорить понятным языком, то производство таких модулей безопасности — это фактически миниатюрный завод по производству микроэлектроники, – заявил для TAdviser Сергей Матусевич. – В техническом задании указаны довольно сложные операции. Например, нужно будет создать линию по автоматизированной шлифовке и полировке пластин, на которых потом создаются микросхемы. А еще в документации требуется, чтобы новое производство могло выполнять разделение пластины на отдельные кристаллы с помощью лазерной абляции. Для непосвященных это может звучать, как что-то из научной фантастики, но на самом деле, это просто высокоточный способ резки с помощью лазера, который используется в современной микроэлектронике.
»

Следует отметить, что до недавнего времени поставщиком карт для столичного метрополитена был зеленоградский завод «Микрон». Причем в июне прошлого года первые пять тысяч карт «Тройка» с транспортным чипом NE501CD+, произведенных на этом заводе, уже были поставлены Московскому метрополитену. Вполне возможно, что и новый тендер будет выигран этим производителем, поскольку кристалл NE501CD+ также упоминается в тендерной документации.

«
Освоение производства в рамках государственных тендеров — это довольно редкое явление, особенно когда речь идет о такой сложной продукции, как модули безопасности для билетных систем, – поделился своими соображениями Сергей Матусевич. – В большинстве случаев заказчики предпочитают работать с уже существующими производствами и готовой продукцией. В этом тендере мы видим совершенно иной подход: Московский метрополитен требует не просто поставить готовые модули безопасности, а создать с нуля полноценное производство на территории Москвы с технологическим циклом, включающим автоматизированную шлифовку пластин, монтаж их на носители и разделение на кристаллы с помощью лазера.
»