Заказчики: Правительство Нижегородской области Нижний Новгород; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Дорога.ТВ Продукт: Дорога.ТВ: CloudbusДата проекта:
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
|
Разработчик геоинформационного ПО и сервисов «Дорога.ТВ» запустил пилотный проект с департаментом транспорта Нижнего Новгорода по исследованию транспортной сети города, рассказал TAdviser исполнительный директор компании Евгений Макаров в октябре 2013 г. Целью проекта является оптимизация расписаний и маршрутов движения общественного транспорта.
Проект охватывает весь город и ближайший пригород Нижнего Новгорода. В его ходе исследуется, насколько реальное движение транспорта отличается от расписаний, для чего анализируются массивы данных, полученных за различные отрезки времени от установленных на транспорте ГЛОНАСС/GPS-терминалов. Кроме того, исследуется пассажиропоток: анализ данных о перемещении людей в данном случае осуществляется на основе местоположения мобильных телефонов.
Последнее определяется по сотовым вышкам, при этом получаемые данные полностью анонимизированы, говорит Евгений Макаров. О предоставлении таких данных пока удалось договориться только с «Мегафоном». Другие операторы не смогли их предоставить по разным причинам, добавляет он: «кто-то не готов технически, кто-то не созрел морально».
Если по итогам «пилота» будет принято решение о коммерческом проекте, городским властям необходимо будет договориться и с другими операторами, чтобы получить полную картину пассажиропотока, отмечает исполнительный директор «Дорога.ТВ». Кроме того, придется договариваться с операторами и об условиях предоставления таких данных. Сейчас, в рамках пилотного проекта, «Мегафон» делится ими бесплатно.
«Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») тоже может предоставлять данные о местоположении абонентов по базовым станциям внешним клиентам, заявила TAdviser представитель оператора Анна Айбашева: «мы готовы участвовать в подобных проектах, если заказчик чётко определит требования к совместному продукту».
По ее словам, у компании уже существуют продукты с похожим функционалом: в частности, «Центр управления М2М», позволяющий управлять SIM-картами в устройствах в режиме реального времени и осуществлять мониторинг оборудования, «Автомониторинг» для отслеживания в режиме онлайн перемещение подвижных объектов, а также «Поиск» для определения местоположения сотрудников компании в режиме реального времени по всей России. Точность позиционирования определяется радиусом действия базовой станции, в которой зарегистрирован мобильный телефон, и в населенных пунктах составляет 250-500 метров, рассказывает Айбашева. Система посылает на мобильный телефонОбзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Для исследования в Нижнем Новгороде используется разработанное «Дорога.ТВ» ПО Cloudbus, предназначенное для решения задач планирования, управления и аналитики движения, а также создания сервисов информирования пассажиров о движении общественного транспорта. Его развертывание возможно как на стороне заказчика, так в самой компании, однако разработчик больше склоняется к его предоставлению в виде облачного сервиса.
По данным компании, с учетом тех, кто сейчас тестирует Cloudbus в рамках разных пилотных проектов, количество транспорта зарегистрированного в системе, составляет около 10 тыс. единиц.
По словам исполнительного директора «Дорога.ТВ», параллельно с исследованием в Нижнем Новгороде его компания общается с партнерами-интеграторами в регионах.
Стоит отметить, что идея анализа перемещения людей на основе местоположения телефонов сама по себе не нова. В частности, за рубежом существует целый ряд проектов, основанных на предоставлении такой информации клиентам в различных сферах. К наиболее известным из них можно отнести проект StreetLight Data.
«StreetLight работает в похожем направлении, но, в отличие от них, кроме сотовых данных у нас существует большой раздел по анализу транспортной сети», - говорит Евгений Макаров.
Сходство визуализации плотности распределения людей на картах Cloudbus и StreetLight является совпадением, добавляет он: «это вызвано тем, что визуализация плотности на карте имеет немного способов отображения».
В 2013 г. также сообщалось о совместном проекте IBM с оператором Orange в городе Абиджан, где ставилась целью корректировка маршрутов транспорта по итогам исследования пассажиропотока на основе данных о местоположении 5 млн абонентов, предоставленных Orange.