Проект

СО ЕЭС - Системный оператор Единой энергетической систем (Разработка Автоматизированной Системы Хранения Информации)

Заказчики: СО ЕЭС - Системный оператор Единой энергетической системы

Москва; Энергетика



Дата проекта: 2011/07

Разработка Автоматизированной Системы Хранения Информации для ОАО «СО ЕЭС»

Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС») В декабре 2009 года выбрал компанию ЗАО "Крикунов и Партнеры Бизнес Системы" (ЗАО `КПБС`) в качестве разработчика АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕЛЯХ АГРЕГИРОВАНИЯ ДАННЫХ ПЛАНОВОГО ДИСПЕТЧЕРСКОГО ГРАФИКА

Бюджет проекта составил более 200 человеко дней.

Разработка системы осуществляется в интересах дирекции по развитию и сопровождению рынков ОАО «СО ЕЭС».

Цели проекта

  • Создание системы, позволяющей получать консолидированный доступ к данным основных информационных систем Заказчика
  • Предоставление сотрудникам Заказчика средства для проведения оперативного анализа данных и формирования как стандартных (заранее определенных), так и произвольных (не предопределенных заранее) отчетов.
  • Создание интерфейса отображения ключевых показателей, позволяющих в компактном и наглядном виде вывести состояние и тенденции изменения основных показателей по информационным системам Заказчика.


Состав работ по проекту включал в себя:

  • Анализ и описание структур данных и процессов обработки данных информационных систем Заказчика.
  • Описание состава данных для анализа и построения отчетов.
  • Подготовка и согласование технического задания на создаваемую систему.
  • Выбор и обоснование применения платформы для создания системы.
  • Описание структур многомерных массивов, соответствующих требованию к составу отчетов и способом агрегирования данных в отчетах.
  • Описание процесса предварительной загрузки данных.
  • Создание ПО для отображения ключевых показателей с возможностью формирования для отдельных пользователей индивидуального набора отображаемых показателей, а также индивидуального определения способа визуализации показателей.
  • Создание ПО для доступа к данным, создания, выполнения, редактирования запросов к OLAP-системе конечных пользователей.
  • Разработка регламента актуализации данных системы.
  • Проведение совместного с Заказчиком тестирования системы.
  • Внедрение ПО у Заказчика.


Специфика проекта:

  • Интеграция и агрегация данных из большого количества оперативных информационных систем Заказчика.
  • Проведена большая и кропотливая работа, связанная с приведением данных различных ИС к единой нормативной базе.
  • Многоуровневая иерархическая агрегация данных. Сложность алгоритмов агрегации. Большое количество рассчитываемых показателей (KPI) .
  • Большой объем данных, загружаемых из внешних систем:
  • Данные по балансирующему рынку – объемы, ценовые заявки, индикаторы;
  • Данные по готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии;
  • Данные по отклонениям объемов фактического почасового производства электрической энергии от заданных в ПБР и по инициативам отклонений;
  • Данные по переданным диспетчерским командам;
  • Данные по фактическим объемам генерации, потребления и перетоков электроэнергии;
  • Данные по аттестации генерирующего оборудования;
  • Данные по мониторингу ОАО «ФСК»;
  • Данные по конкурентному отбору мощности;
  • Данные расчетной модели (схемы и электрические режимы сети).


Функциональные блоки (подсистемы) разработанные в рамках проекта

Модуль взаимодействия с внешними источниками данных

  • Извлечение данных из внешних информационных систем;
  • Преобразование входных данных к виду, удобному для загрузки в хранилище данных Системы. На этапе преобразования функция должна обеспечивать возможности фильтрации данных, очистки данных, удаления дубликатов, агрегирования данных и т.д.;
  • Загрузку данных в хранилище данных Системы. Функция должна поддерживать режим полной загрузки данных, а такжережим загрузки изменившихся (добавившихся) данных.


Хранилище данных

  • Предоставление данных информационных систем Заказчика как единого пространства данных;
  • Обеспечение быстрой загрузки данных при обработке (процессинге) массивов данных OLAP;
  • Предотвращение влияния процессов аналитической обработки данных на работу информационных систем Заказчика;
  • Создание витрин данных, обеспечивающих решение аналитических задач по конкретной тематике.


Сервер OLAP

  • Анализ соответствия текущих показателей плановым и анализ причин отклонений путем детализации показателей (анализ отклонений);
  • Анализ зависимостей между различными изменениями (анализ зависимостей);
  • Выявление тенденций изменений показателей во времени (анализ динамики);
  • Сравнение результатов изменения показателя по временному признаку, по географическому признаку, для заданных групп других показателей;
  • Аналитические функции, включающие функции:
  • Взаимосвязи нескольких событий (ассоциация);
  • Цепочки событий, связанных во времени (последовательность);
  • Выявление признаков, характеризующих группу с помощью анализа ранее классифицированных объектов (классификация);
  • Выявление однородных групп данных (кластеризация);
  • Поиск шаблонов, отражающих динамику изменения тех или иных показателей (прогнозирование);
  • Обеспечение формирование ключевых показателей эффективности (KPI);
  • Обеспечение функционирования графических информационных панелей.


Клиентский интерфейс

  • Проведение многомерного анализа данных;
  • Создание отчетов произвольной формы на основе имеющихся данных;
  • Возможность отображения агрегированных по различным признакам данных (по времени, структурам объектов, территориальным признакам);
  • Возможность использования функций исследования данных (Data Mining) сервера OLAP;
  • Возможность сохранения созданного шаблона для последующего многократного использования;
  • Возможность преобразования информации, полученной в результате работы Системы в форматы данных, используемых офисными системами (RTF, Excel);


Модуль вывода во внешние системы

  • Вывод произвольных данных, индикаторов, результатов выполнения отчетов во внешние информационные системы (базы данных, веб-сайты).


Модуль администрирования

  • Аутентификация пользователей и авторизация их доступа к ресурсам Системы;
  • Управление конфигурацией Системы в целом, а также её компонентов;
  • Ведение перечня всех ресурсов Системы, требующих разграничения доступа;
  • Управление списком ролей пользователей.
  • Контроль работоспособности Системы и уведомления администратора о нарушениях в работе;
  • Обеспечение возможности выполнения процессов системы по расписанию, возможности управления процессами и контроля выполнения процессов.


Результат проекта:

Цели проекта достигнуты полностью. Аналитическая система позволяет дирекции оперативно анализировать рынок электроэнергетики и оперативно принимать обоснованные решения по его регулированию.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.3 т


Дополнительная информация

С 1.07.2011 года система введена в промышленную эксплуатацию.