СО ЕЭС - Системный оператор Единой энергетической систем (Разработка Автоматизированной Системы Хранения Информации)
Заказчики: СО ЕЭС - Системный оператор Единой энергетической системы Дата проекта: 2011/07
|
Разработка Автоматизированной Системы Хранения Информации для ОАО «СО ЕЭС»
Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС») В декабре 2009 года выбрал компанию ЗАО "Крикунов и Партнеры Бизнес Системы" (ЗАО `КПБС`) в качестве разработчика АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕЛЯХ АГРЕГИРОВАНИЯ ДАННЫХ ПЛАНОВОГО ДИСПЕТЧЕРСКОГО ГРАФИКА
Бюджет проекта составил более 200 человеко дней.
Разработка системы осуществляется в интересах дирекции по развитию и сопровождению рынков ОАО «СО ЕЭС».
Цели проекта
- Создание системы, позволяющей получать консолидированный доступ к данным основных информационных систем Заказчика
- Предоставление сотрудникам Заказчика средства для проведения оперативного анализа данных и формирования как стандартных (заранее определенных), так и произвольных (не предопределенных заранее) отчетов.
- Создание интерфейса отображения ключевых показателей, позволяющих в компактном и наглядном виде вывести состояние и тенденции изменения основных показателей по информационным системам Заказчика.
Состав работ по проекту включал в себя:
- Анализ и описание структур данных и процессов обработки данных информационных систем Заказчика.
- Описание состава данных для анализа и построения отчетов.
- Подготовка и согласование технического задания на создаваемую систему.
- Выбор и обоснование применения платформы для создания системы.
- Описание структур многомерных массивов, соответствующих требованию к составу отчетов и способом агрегирования данных в отчетах.
- Описание процесса предварительной загрузки данных.
- Создание ПО для отображения ключевых показателей с возможностью формирования для отдельных пользователей индивидуального набора отображаемых показателей, а также индивидуального определения способа визуализации показателей.
- Создание ПО для доступа к данным, создания, выполнения, редактирования запросов к OLAP-системе конечных пользователей.
- Разработка регламента актуализации данных системы.
- Проведение совместного с Заказчиком тестирования системы.
- Внедрение ПО у Заказчика.
Специфика проекта:
- Интеграция и агрегация данных из большого количества оперативных информационных систем Заказчика.
- Проведена большая и кропотливая работа, связанная с приведением данных различных ИС к единой нормативной базе.
- Многоуровневая иерархическая агрегация данных. Сложность алгоритмов агрегации. Большое количество рассчитываемых показателей (KPI) .
- Большой объем данных, загружаемых из внешних систем:
- Данные по балансирующему рынку – объемы, ценовые заявки, индикаторы;
- Данные по готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии;
- Данные по отклонениям объемов фактического почасового производства электрической энергии от заданных в ПБР и по инициативам отклонений;
- Данные по переданным диспетчерским командам;
- Данные по фактическим объемам генерации, потребления и перетоков электроэнергии;
- Данные по аттестации генерирующего оборудования;
- Данные по мониторингу ОАО «ФСК»;
- Данные по конкурентному отбору мощности;
- Данные расчетной модели (схемы и электрические режимы сети).
Функциональные блоки (подсистемы) разработанные в рамках проекта
Модуль взаимодействия с внешними источниками данных
- Извлечение данных из внешних информационных систем;
- Преобразование входных данных к виду, удобному для загрузки в хранилище данных Системы. На этапе преобразования функция должна обеспечивать возможности фильтрации данных, очистки данных, удаления дубликатов, агрегирования данных и т.д.;
- Загрузку данных в хранилище данных Системы. Функция должна поддерживать режим полной загрузки данных, а такжережим загрузки изменившихся (добавившихся) данных.
Хранилище данных
- Предоставление данных информационных систем Заказчика как единого пространства данных;
- Обеспечение быстрой загрузки данных при обработке (процессинге) массивов данных OLAP;
- Предотвращение влияния процессов аналитической обработки данных на работу информационных систем Заказчика;
- Создание витрин данных, обеспечивающих решение аналитических задач по конкретной тематике.
Сервер OLAP
- Анализ соответствия текущих показателей плановым и анализ причин отклонений путем детализации показателей (анализ отклонений);
- Анализ зависимостей между различными изменениями (анализ зависимостей);
- Выявление тенденций изменений показателей во времени (анализ динамики);
- Сравнение результатов изменения показателя по временному признаку, по географическому признаку, для заданных групп других показателей;
- Аналитические функции, включающие функции:
- Взаимосвязи нескольких событий (ассоциация);
- Цепочки событий, связанных во времени (последовательность);
- Выявление признаков, характеризующих группу с помощью анализа ранее классифицированных объектов (классификация);
- Выявление однородных групп данных (кластеризация);
- Поиск шаблонов, отражающих динамику изменения тех или иных показателей (прогнозирование);
- Обеспечение формирование ключевых показателей эффективности (KPI);
- Обеспечение функционирования графических информационных панелей.
Клиентский интерфейс
- Проведение многомерного анализа данных;
- Создание отчетов произвольной формы на основе имеющихся данных;
- Возможность отображения агрегированных по различным признакам данных (по времени, структурам объектов, территориальным признакам);
- Возможность использования функций исследования данных (Data Mining) сервера OLAP;
- Возможность сохранения созданного шаблона для последующего многократного использования;
- Возможность преобразования информации, полученной в результате работы Системы в форматы данных, используемых офисными системами (RTF, Excel);
Модуль вывода во внешние системы
- Вывод произвольных данных, индикаторов, результатов выполнения отчетов во внешние информационные системы (базы данных, веб-сайты).
Модуль администрирования
- Аутентификация пользователей и авторизация их доступа к ресурсам Системы;
- Управление конфигурацией Системы в целом, а также её компонентов;
- Ведение перечня всех ресурсов Системы, требующих разграничения доступа;
- Управление списком ролей пользователей.
- Контроль работоспособности Системы и уведомления администратора о нарушениях в работе;
- Обеспечение возможности выполнения процессов системы по расписанию, возможности управления процессами и контроля выполнения процессов.
Результат проекта:
Цели проекта достигнуты полностью. Аналитическая система позволяет дирекции оперативно анализировать рынок электроэнергетики и оперативно принимать обоснованные решения по его регулированию.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Дополнительная информация