Заказчики: Lamoda (Ламода) Продукт: 1С:Управление холдингом На базе: 1С:Предприятие 8.3 Дата проекта: 2023/03
|
Выступая на конференции TAdviser «IT Retail Day 2025» 12 марта, директор департамента бизнес-приложений и платформ Lamoda Станислав Гоц подробно рассказал о проекте импортозамещения ERP-системы в компании. Чуть ранее он упоминал вкратце этот проект, выступая на конференции TAdviser «Импортозамещение 2025: реальный опыт», и тот вызвал большой интерес аудитории.
В начале 2022 года компания находилась в проекте апгрейда своей импортной ERP — Microsoft Dynamics 365 — на новый релиз в облаке. Lamoda внедрила SaaS-версию ERP, но ввиду последующих событий 2022 года пришлось задуматься, что делать с тем, что уже заехало в облако от Microsoft. В первую очередь, требовалось минимизировать риск отключения облачного решения. Для этого компания перенесла всё как было из облака в on-premise версию, развернула её на своих серверах и запустила ERP в своей инфраструктуре.
Затем потребовалось принимать более долгосрочные решения: в частности, что делать с той частью, которая ещё не дошла до апгрейда. Одним из возможных вариантов было проведение полного апгрейда, как изначально и планировалось. Но тогда были высоки риски возникновения проблем с получением обновлений, говорит Станислав Гоц. И в целом продолжать использовать ERP на базе импортного решения было сопряжено с высокими рисками.
Второй вариант — «забыть про то, что мы делали», и запустить миграцию на какое-то отечественное решение, начав по сути всё сначала. Но в этом случае было жалко уже затраченного командой времени, усилий и ресурсов. Кроме того, не было очевидно, насколько подойдут отечественные решения, в том числе с точки зрения производительности для реализации того операционного товарного учёта, который ранее вёлся на базе Microsoft Axapta.
Здесь опасения были ввиду больших объёмов бизнеса: так, по состоянию на март в ERP Lamoda 14 млн номенклатуры с примерным ростом 3,5 млн SKU (Stock Keeping Unit, уникальный складской идентификатор товара) в год. Также за год компания генерирует более полмиллиарда строк учётных документов, которые, в свою очередь, порождают более 1,5 млрд складских товарных проводок.
В итоге приняли решение вынести весь операционный контур, то есть товарный учёт, в Dynamics, а оставшуюся часть, связанную с бухгалтерией, финансами и проч., импортозаместить. Так удобнее, учитывая объёмы бизнеса Lamoda, объяснил Станислав Гоц. Другая причина подобного решения — сложность и объём уже произведённых изменений и кастомизации в операционном контуре: не очень хотелось всё то же самое переделывать на новой отечественной ERP-системе. Российский рынок мобильных приложений для бизнеса и госсектора: актуальные тенденции и крупнейшие разработчики. Обзор TAdviser
На этапе выбора отечественного решения Lamoda рассматривала «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление холдингом», «1С:ERP». Миграции подлежали процессы регламентированного учёта, налогового учёта, казначейства, а на развитие рассматривали оставить то, что связано с МСФО и управлением корпоративными закупками. В итоге остановились на решении «1С:Управление холдингом».
По ходу проекта компания столкнулась с рядом вызовов. Во-первых, в Lamoda не было готовой команды, которая могла бы этот проект осуществить. Поэтому был выбран подрядчик, который вместе с Lamoda мог реализовать миграцию. Кроме того, Lamoda наняла небольшую core-команду для того, чтобы иметь экспертизу по «1С» и у себя внутри.
Другим вызовом была разница в подходах регламентированного учёта в Dynamics 365 и «1C» и поэтапный запуск с последующим внедрением МСФО и управления закупками. Здесь минимизировать риски помогло привлечение к проекту третьей стороны из «большой четвёрки» для проверки проектного решения в области бухгалтерского и налогового учёта.
Кроме того, требовалось совмещение с текущим ИТ-ландшафтом на принципиально разных системах. В качестве решения в Lamoda максимально распределили бизнес-процессы по системам, не перегружая интеграции. Вместе с тем, всё равно получилось 36 интеграционных потоков между операционным и финансовым контурами.
Вызовом являлись и сроки проекта: начали его в марте 2023 года, а запустить требовалось уже к 1 января 2024 года, исходя из особенностей процессов бухгалтерии. Справиться с ним помогла жёсткая приоритизация всех изменений и автоматизации с откладыванием всего остального на «после запуска».
При этом по факту оказалось, что для бухгалтерии запускаться на новой системе с 1 января было не слишком радостно, поскольку у них на тот момент закрытие года и куча своих проблем. Однако и проект откладывать тоже было нельзя. Это Станислав Гоц называет уроком на будущее.
Кроме того, довольно простые вещи вроде миграции НСИ отняли много времени, ресурсов и сил. Отчасти это связано с абсолютно разными структурами данных и необходимостью совместить их в одной системе.
Станислав Гоц также поделился, что команда сделала бы сразу, если бы пошли в проект с учётом полученного опыта. К примеру, провели бы нагрузочное тестирование. Оно и так было в планах, но его в полном объёме не успели провести из-за крайне сжатых сроков проекта. В результате столкнулись с тем, что система на базе «1С» даже на текущих объёмах данных где-то «не вывозила», и что-то приходилось на ходу переписывать и кардинально переделывать.
Также с самого начала предусмотрели бы единое окно работы с пользователями на время первичной поддержки, потому что если в разные каналы поступают сообщения на первую линию поддержки, начинается хаос, и менеджмент этих проблем становится очень проблематичным.
Станислав Гоц уточнил, что пока решение остаётся как есть — то есть ERP Microsoft тоже присутствует для операционного, товарного учёта. Но поскольку эта система в полностью изолированном контуре, риски для компании минимальны. А потенциальный проект её замены в Lamoda оценивают больше чем в 1,5 млрд рублей и порядка 3-х лет работы, и пока нет смысла в таких инвестициях.