Проект

В Краснодаре завершен первый этап цифровой трансформации РСО

Заказчики: Краснодартеплоэнерго

Краснодар; Энергетика

Продукт: Росатом Цифровое ресурсоснабжение

Дата проекта: 2023/10 — 2024/12
Технология: Big Data
подрядчики - 225
проекты - 638
системы - 241
вендоры - 195
Технология: SCADA
подрядчики - 71
проекты - 187
системы - 156
вендоры - 124
Технология: АСУ ТП
подрядчики - 68
проекты - 209
системы - 185
вендоры - 129

2024: Завершение первого этапа программы масштабной цифровизации систем теплоснабжения

АО «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») и «Краснодартеплоэнерго» (ООО «КТЭ») завершили первый этап программы масштабной цифровизации систем теплоснабжения столицы Кубани с использованием платформы «Цифровое ресурсоснабжение». Об этом РИР сообщил 27 мая 2024 года. Программа разработана и реализуется в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя РФ «Стандарт цифровой зрелости РСО». Она объединяет вокруг платформы Росатома ряд отечественных программно-аппаратных комплексов, используемых в каждом РСО. Цифровизация позволит к 2026 году создать автоматизированные рабочие и мобильные места как минимум для двух тысяч сотрудников отрасли ЖКХ Краснодара и Краснодарского края.

«Краснодартеплоэнерго» ― это почти 600 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, около 1000 сотрудников и более 200 технологических объектов в эксплуатации. Последние два года активно ведутся работы над повышением эффективности, устанавливается новое автоматизированное оборудование и приборы учёта. В 2023 году была разработана дорожная карта цифровой трансформации и начался первый этап ее реализации.

«
Любой проект цифровой трансформации – достаточно сложный и долгий по времени. Но нас вдохновляют первые результаты – удалось повысить качество и надёжность так, что отопительный сезон закончен без серьезных аварий. Неполадка, утечка, отклонение в работе – всё сразу отражается на экране, и мы быстро принимаем меры. Внедрение цифровых решений Росатома позволит осуществлять контроль, в том числе и контроль за всеми технологическими процессами, осуществлять эффективное планирование ремонтных работ, а дорогостоящие мероприятия – например, по замене сетей – проводить только там, где это действительно необходимо. Всё это позволяет с оптимизмом смотреть на возможность привлечения средств в модернизацию ЖКХ города Краснодара, а также рассматривать другие механизмы долгосрочного планирования и инвестиций, такие как «альтернативная котельная», с учётом защиты прежде всего интересов потребителей – жителей города и края, – сказал Хайров Руслан, генеральный директор «Краснодартеплоэнерго».
»

Одна из целей проекта – повышение качества и условий жизни людей за счёт надежной работы инфраструктуры, своевременного реагирования на возможные инциденты. На май 2024 года в цифровой системе уже работают более 400 сотрудников предприятия. Теперь персонал (от диспетчера до директора) может в режиме реального времени контролировать работу оборудования и сетевого комплекса, ремонтных бригад и, в зависимости от полномочий, предпринимать оперативные меры в случае отклонений от нормативных показателей. Под особый контроль поставлено выполнение заявок потребителей – постановка задач выполняется в электронном виде без необходимости вызова специалиста в центральный офис.

Платформа «Цифровое ресурсоснабжение» создана специально для коммунальных предприятий и апробирована на реальных объектах. Совместная команда экспертов РИР и «Краснодартеплоэнерго» развернула программные модули «Центральная панель», «Заявки», «Обходчик-контролер» для построения цифрового двойника наиболее важных бизнес-процессов предприятия. На май 2024 года получены первые результаты: производительность труда увеличилась на 40%, сроки выявления и устранения аварий сокращены на 30%, энергетическая эффективность работы объектов повысилась на 10%.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?

В результате внедрения программного модуля «Заявки» были оптимизированы работы аварийных и ремонтных подразделений за счёт оперативного реагирования на выполнение заявок, снижения простоев техники, анализа и обработки информации путём формирования отчётности в автоматизированной системе. За счёт оперативного внесения информации и оптимизации экранных форм время на создание заявки сократилось в 2 раза. За счёт отслеживания исполнения работ и более качественного ремонта сократилось количество инцидентов. Среднее время устранения аварии на сетях сократилось более чем на 20%.

Программный модуль «Обходчик-контролёр» позволил увеличить количество выполняемых заявок одним сотрудником, повышена прозрачность процесса работы разъездных сотрудников и получена положительная обратная связь от абонентов в части снижения времени присутствия сотрудников нашей организации на месте выполнения работ.

«
Решения, которые были отработаны в атомных городах, в том числе на наших предприятиях, сегодня тиражируются такими крупными компаниями, как «Краснодартеплоэнерго». Это полезные инструменты для ресурсоснабжающих организаций – они обеспечивают прозрачность и экономят ресурсы. Благодаря цифровизации повышается надёжность, эффективность теплоснабжения, снижается число аварий, сокращаются сроки их устранения, – комментирует Ксения Сухотина, генеральный директор РИР.
»

2023: Начало цифровизации систем теплоснабжения

АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») и «Краснодартеплоэнерго» (ООО «КТЭ») приступили к масштабной цифровизации систем теплоснабжения столицы Кубани с использованием платформы «Цифровое ресурсоснабжение». Об этом РИР сообщил 23 ноября 2023 года.

Результатом цифровой трансформации станет повышение прозрачности услуг, эффективность работы теплосетевого комплекса, сокращение сроков реагирования на нештатные ситуации. Совместная команда экспертов РИР и «Краснодартеплоэнерго» разворачивает программные модули «Центральная панель», «Заявки», «Обходчик-контролер» для построения цифрового двойника наиболее важных бизнес-процессов предприятия.

Платформа «Цифровое ресурсоснабжение» создана специально для коммунальных предприятий и апробирована в части своей эффективности на реальных объектах. Уже на ноябрь 2023 года, внедряя данную платформу в пробном режиме, «Краснодартеплоэнерго» видит, насколько эффективно загружен ремонтный и обслуживающий персонал. Постановка задач выполняется без необходимости вызова специалиста в офис, задачи ставятся в электронном виде, что экономит до 10% рабочего времени. В дальнейшем модули позволят повысить производительность труда как минимум на 40%, сократить сроки выявления и устранения аварий на 30%, повысить энергетическую эффективность работы объектов до 10%. Работы будут завершены до конца 2024 года.

Внедрение системы «Цифровое теплоснабжение» – часть большого комплекса работ по цифровизации городского хозяйства. «Краснодартеплоэнерго» – это более 573 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, около 1000 сотрудников и более 200 технологических объектов в эксплуатации. Для поддержания высокого качества обслуживания и оптимизации управления нужны современные цифровые инструменты и единое информационное пространство.

Последние два года предприятие активно работает над повышением эффективности, модернизируя активы, устанавливая новое автоматизированное оборудование на теплоисточниках, центральных тепловых пунктах. Также огромное внимание уделяется установке приборов учета как на технологических объектах, так и у потребителей тепла. Эти проекты уже на ноябрь 2023 года приносят пользу в виде экономии топливно-энергетических ресурсов, но потенциал для получения дополнительных эффектов еще есть. Поэтому в 2023 году была разработана дорожная карта цифровой трансформации, которая позволит повысить эффективность всех основных бизнес-процессов предприятия за счет применения цифровых технологий.

Проект реализуется в рамках заключенного лицензионного договора между ООО «КТЭ» и АО «Цифровые платформы и решения умного города», которое входит в контур управления РИР.