Проект

Минпромторг заняло первое место в рейтинге качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств

Заказчики: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг)

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: БАРС Груп
Продукт: БАРС.Alpha BI

Дата проекта: 2014/09
Технология: BI
подрядчики - 451
проекты - 3077
системы - 1154
вендоры - 561
Технология: OLAP
подрядчики - 104
проекты - 857
системы - 61
вендоры - 50

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) заняло первое место в рейтинге качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств (ГАБС)

Соответствующее исследование подготовило и анонсировало летом 2015 года Министерство финансов РФ (Минфин России). Победа Минпромторга России неслучайна. Годом ранее ведомство позаботилось о повышении уровня финансового управления, внедрив внутреннюю систему контроля. Программное обеспечение, с помощью которого проводится сбор показателей финансовой работы подведомственных учреждений, по заказу министерства разработала российская компания «БАРС Груп».

Как составлялся рейтинг?

При оценке Минфин России рассматривал качественные и количественные показатели 2014 года 81 ГАБС (в рейтинге, по понятным причинам, не участвовали силовые ведомства и не учитывались материалы, имеющие грифы «секретно» и «совершенно секретно»).

Во время расчета показателей принимались во внимание отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента и при этом не зависящие от каких-либо действий главных администраторов средств федерального бюджета, например: исполнение поручений и распоряжений Президента, Правительства Российской Федерации, принятых в отчетном периоде, компенсационные выплаты гражданам по прошлым военным конфликтам и т.д.

Чему уделялось особое внимание?

Как известно, качество финансового менеджмента в существенной степени зависит от организации главным администратором средств федерального бюджета процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и предоставления бюджетной отчетности. В связи с чем при анализе, в числе прочего, оценивалось качество правовых актов, регулирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений. В частности, регламентирующих составление, утверждение, ведение бюджетных смет, администрирование доходов федерального бюджета, ведение учетной политики, осуществление управленческого и аналитического учета, организацию внутреннего финансового аудита, ведение мониторинга результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг.

Как рассказал Александр Болдырь, возглавляющий профильный отдел Департамента бюджетной методологии Минфина России, участвовавший в составлении рейтинга, в числе наиболее значимых показателей качества финансового менеджмента – данные среднесрочного финансового планирования исполнения бюджета по расходам. При анализе эти показатели вводились и уточнялись с учётом всех новаций бюджетного процесса, принятых в последние годы. В частности, по сравнению с первоначально принятыми методиками в компоненте качества исполнения бюджета в части расходов появились показатели, описывающие ход доведения лимитов бюджетных обязательств, сопринятие бюджетных обязательств по контрактуемым расходам и субсидиям на капитальные вложения.

К наиболее значимым показателям качества финансового менеджмента относятся своевременность и полнота предоставления реестра расходных обязательств, обоснование бюджетных ассигнований, их возврат и распределение; оперативность принятия бюджетных обязательств на закупку работ, товаров и услуг; полнота использования бюджетных средств; своевременность предоставления субсидий федеральным и бюджетным автономным учреждениям; отклонения от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета; качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций; эффективность управления кредиторской задолженностью. Кроме того, важны изменения, вносимые по инициативе ведомств в сводную бюджетную роспись и в закон о федеральном бюджете.

Вердикт Минфина России: есть над чем работать

По итогам мониторинга качества финансового менеджмента средняя итоговая оценка среди ГАБС составила 67, 1 балла по 100-балльной шкале.

Наилучшие результаты, помимо Минпромторга России (85,5 балла), показали:

В результате мониторинга выявлен ряд существенных недостатков. Так, для многих ГАБС свойственно недостаточное распределение лимита бюджетных обязательств (что приводит к росту неиспользованных бюджетных средств). TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.8 т

В течение года, вплоть до 4 квартала, по наблюдениям Минфина России отмечается низкий процент контрактации. В отдельных случаях продолжается заключение государственных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что влечёт применение административной ответственности.

В отношении среднесрочного финансового планирования бюджета обнаружена проблема несвоевременного предоставления документов, необходимых для составления бюджета, реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований и прочего.

Сохраняется проблема некачественного кассового планирования расходов. Так, у 61 главного распорядителя бюджетных средств отклонения кассового исполнения по расходам составили более 15% от плановых значений, установленных кассовым планом. При этом девять ГАБС имеют 150% накопительные отклонения за 2014 год.

От оценки качества финансового менеджмента ГАБС – к оценке руководителя ведомства

Качество финансового менеджмента ГАБС имеет колоссальное значение в свете нового закона о стратегическом планировании. Как ожидается, в ближайшей перспективе ведомственные планы деятельности будут формироваться, утверждаться и контролироваться в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, а они, как правило, высоки. Следовательно, высока вероятность включения индекса качества финансового менеджмента и мероприятий, направленных на его повышение, в ведомственные планы.

Результат исследования Минфина России, без сомнения, является для ГАБС мощным стимулом для самосовершенствования. В повышении качества финансового менеджмента должен быть заинтересован каждый руководитель, ведь от этого совсем скоро будет зависеть и его оценка.