Роботизированная линия производства топливных баков позволит КАМАЗу ежегодно экономить 500 млн рублей
Заказчики: КамАЗ Набережные Челны; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: Промышленная робототехника (ранее КУКА Роботикс) Дата проекта: 2017/12 — 2019/06
Бюджет проекта: 544 млн руб.
|
Содержание |
Созданная на «КАМАЗе» линия производства алюминиевых топливных баков сократит зависимость предприятия от импортных комплектующих, снизит риски несвоевременных поставок, а также позволит добиться существенной финансовой экономии.
О заказчике
«КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация в России, входящая в Топ-20 мировых производителей тяжёлых грузовиков. Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. Компания входит в Госкорпорацию Ростех.
Единый производственный комплекс группы «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. «КАМАЗ» объединяет 109 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей, прессово-рамный завод, автомобильный завод, ремонтно-инструментальный завод, индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами Набережных Челнов: «НЕФАЗ» и «Туймазинский завод автобетоносмесителей», расположенные в Башкортостане.
По итогам 10 месяцев 2019 года доля «КАМАЗа» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн по данным регистраций достигла 45% против 41% годом ранее. При этом доля компании в сегменте магистральных тягачей выросла до 25%.
Предпосылки проекта
Комплектование автомобилей премиум-класса алюминиевыми топливными баками является стандартом. И автомобили нового модельного ряда «КАМАЗа» – не исключение. Алюминиевые топливные баки используются в коммерческих автомобилях для магистральных, междугородных и городских перевозок. Среди их преимуществ – снижение веса по отношению к стальному топливному баку, коррозионная стойкость и пожаробезопасность.
При этом в России не было производства подобной продукции, которая соответствовала бы требованиям предприятия по качеству и объему. В результате «КАМАЗ» вынужден был заказывать баки за рубежом.
Перед компанией была поставлена задача обеспечить независимость от импортного рынка и ликвидировать риски в плане своевременного обеспечения комплектующими изделиями.
Ход проекта
В 2017 году «КАМАЗ» принял решение об организации собственного производства алюминиевых топливных баков. В декабре этого же года был подписан приказ о запуске проекта на прессово-рамном заводе предприятия. Партнёром «КАМАЗа» выступила компания KUKA, имеющая эксклюзивные компетенции в области линий по изготовлению алюминиевых топливных баков.
Проект «Локализация алюминиевых топливных баков» был поддержан Фондом развития промышленности (ФРП), который предоставил российскому производителю заем по программе «Комплектующие изделия».
Новая линия проектировалась с учётом мировых требований и стандартов к безопасному и эффективному производству. В октябре 2018 года она была успешно протестирована на площадях компании KUKA. А уже в декабре в цехе шасси прессово-рамного завода появился новый участок, где были установлены четыре робота: два сварочных и два транспортировочных.
В ходе предварительной приёмки линии было изготовлено 36 алюминиевых топливных баков различной ёмкости для проведения испытаний в Научно-техническом центре «КАМАЗа» и установки на первые автомобили семейства К5.
Итоги проекта
Запуск новой линии состоялся в конце июня 2019 года. В рамках проекта «КАМАЗ» начал выпуск алюминиевых топливных баков с объёмом от 200 до 800 литров. Мощность нового производства составляет 35 тысяч баков в год. При этом линия является универсальной и позволяет производить как алюминиевые, так и стальные топливные баки.
Как отметил генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, собственная линия алюминиевых топливных баков позволит компании в режиме реального времени отслеживать качество баков как важнейшего компонента автомобилей КАМАЗ, а также совершенствовать их конструкцию в ответ на растущие запросы потребителя. Кроме того, по его словам, это ещё один шаг в реализации стратегии импортозамещения, который компания делаем вместе с Фондом развития промышленности.
Общий бюджет проекта составил 544 млн рублей, из 230 млн пришлись на заём Фонда развития промышленности.
Льготное финансирование дало возможность «КАМАЗу» локализовать современное производство алюминиевых баков в России, и теперь предприятие выпускает импортозамещающую высококачественную продукцию самостоятельно, - отметил директор ФРП Роман Петруца. |
Реализации проекта позволит «КАМАЗу» откажется от поставок импортных алюминиевых баков из Австрии. Собственное производство позволит компании экономить порядка 500 млн рублей в год или от 10 до 18 тыс. рублей в расчёте на один бак.