Заказчики: СОКБ Вектор Москва; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: DEPO Computers (Депо Электроникс) Продукт: Проекты построения ситуационных центровДата проекта: 2013/09
|
Технология: Ситуационные центры
|
Компания СОКБ «Вектор» имеет необходимую производственную базу, оснащено современными средствами вычислительной техники, измерительным и стендовым оборудованием, укомплектовано высококвалифицированными специалистами и включает в себя подразделения разработчиков, конструкторов, технологов, опытное производство, службы материально-технического, метрологического, информационного и других видов обеспечения. Компания выполняет заказы в интересах федеральных органов исполнительной власти, а также других государственных и коммерческих организаций. Основные направления деятельности: работы по интеграции ГЛОНАСС в системы автоматизированного управления, выполнение НИОКР, производство, внедрение и сопровождение телематического оборудования, комплексов и систем.
Создание автоматизированной системы мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS было одной из приоритетных задач по развитию технического обеспечения внутренних войск МВД России. В 2011 году было принято решение о построении федеральной сети диспетчерских центров с иерархической структурой управления.
Генеральным подрядчиком проекта по результатам открытого аукциона стала компания ЗАО «СОКБ «Вектор», которая является разработчиком специализированного ПО для мониторинга посредством спутниковой и других типов связи. На базе данного ПО и собственных серверных решений специалистами DEPO Computers по заказу компании «Вектор» был спроектирован прототип диспетчерского центра.
Основная сложность проекта заключалась в количестве объектов, в которых необходимо было создать диспетчерские центры. Всего специалисты DEPO Computers внедрили 208 диспетчерских центров по всей России. Внедрение происходило на режимных объектах, в том числе находящихся в труднодоступных местах и вдали от населенных пунктов. Большое значение имели и сроки проекта: весь процесс от создания прототипа до завершения внедрения должен был состояться в течение одного года.
Для точного соответствия требованиям заказчика и однородности всех диспетчерских центров каждый тип компонентов и комплектующих приобретался в рамках одного заказа и поставлялся в одной партии.
В феврале 2012 года компания СОКБ «Вектор» обратилась в DEPO Computers c запросом на разработку диспетчерских центров на базе спроектированного ранее прототипа.
Первым этапом проекта стало создание опытного образца диспетчерского центра. Это позволило протестировать взаимодействие всех компонентов системы. Были существенно доработаны функции и сценарии использования системы. По результатам успешных тестов приняли решение об открытии пилотной зоны на базе производственных мощностей DEPO Computers. Основной задачей пилотной зоны стало воссоздание будущей иерархической модели системы мониторинга.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Созданные в пилотной зоне тестовые образцы соответствовали четырем типам будущих диспетчерских центров: один главный, и по два региональных, территориальных и локальных диспетчерских центра. Специалисты DEPO Computers полностью воспроизвели иерархическую структуру создаваемой системы мониторинга. Были проверены и доработаны все функциональные процессы: получение и обработка данных транспортных средств, проверка работоспособности всех каналов связи, сценарии взаимодействия диспетчерских центров разных типов, нагрузочные испытания с учетом воспроизведенной иерархии «снизу-вверх». Каждый из образцов прошел обязательную проверку в МВД РФ и получил все необходимые сертификаты.
В июне 2012 года специалисты DEPO Computers приступили к серийному производству диспетчерских центров. Каждый экземпляр тестировался и настраивался индивидуально. Одним из наиболее важных этапов внедрения стали квалификационные и приемо-сдаточные испытания при участии представителя заказчика, которые были успешно пройдены. Одновременно с серийным производством была начата подготовка к логистическим работам по доставке и внедрению диспетчерских центров. Многие из воинских частей находились на труднодоступных территориях со строгим пропускным режимом. Благодаря подготовительной работе специалистам DEPO Computers удалось осуществить доставку и монтаж в рекордно короткие сроки — в течение 3 месяцев. В процессе внедрения были задействованы десятки сервисных партнеров DEPO Computers, а общий штат инженеров и специалистов составил более 400 человек.
Система мониторинга подвижных объектов внутренних войск МВД РФ имеет строгую иерархическую структуру. На низшем уровне находятся 176 локальных диспетчерских центров (ЛДЦ), основная задача которых - получать и обрабатывать оперативную информацию о бронетехнике и служебных автомобилях своей войсковой части. На следующем уровне находятся территориальные диспетчерские центры (ТДЦ), которые получают данные от подчиненных им ЛДЦ, а также осуществляют мониторинг собственных транспортных средств. Из ТДЦ информация передается в региональный диспетчерский центр (РДЦ). Таких центров всего 7 — по количеству региональных командований внутренних войск. Консолидированная информация от всех РДЦ поступает в центральное звено сети мониторинга - диспетчерский центр в Главном штабе внутренних войск в Москве. Такая структура позволяет равномерно распределить ресурсы всей сети и существенно повышает оперативность действий в нестандартных ситуациях.
Каждый диспетчерский центр представляет собой программно-аппаратный комплекс, разработанный на базе решений DEPO Computers и СОКБ Вектор. В состав одного комплекса входит серверное и коммутационное оборудование, рабочие станции, сетевое оборудование, специализированное программное обеспечение, ИБП, средства для ввода и отображения текущей информации.
Функции диспетчерского центра делятся на 2 типа - контролирующие и оперативные. Зашифрованный криптографическим методом сигнал от установленного в ТС абонентского навигационного комплекта (АНК) передается в диспетчерский центр посредством радиоканала и мобильной связи третьего или четвёртого поколений. В режиме реального времени диспетчерский центр получает различные сведения о транспортном средстве, в том числе местонахождение, скорость движения, количество бензина и т. д. В качестве резервного надежного канала обратной связи в транспортных средствах установлена тревожная кнопка.
Запущены в эксплуатацию все 208 диспетчерских центров. Количество объектов мониторинга — более 1500 транспортных средств. Внедрение сети мониторинга позволило повысить скорость взаимодействия подразделений внутренних войск. Часть обязанностей личного состава передана диспетчерским центрам и переведена в автоматический режим. Например, теперь требуется меньше сеансов радиосвязи между экипажем и командованием. Система контроля диспетчерского пункта регистрирует отклонение контролируемых параметров от допустимых значений и при необходимости выдает аварийное сообщение, на основании которого диспетчер принимает решение об оперативных действиях по устранению проблемы.
Наличие более 200 интеграционных и сервисных партнеров во всех федеральных округах РФ позволило обеспечить заказчику комплексное сервисное обслуживание сроком на 3 года. Как и для других проектов и клиентов, DEPO Computers гарантирует оперативное реагирование в течение одного дня, что позволяет в случае необходимости максимально быстро производить ремонт и сервисное обслуживание без остановки критически важных процессов.