Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/16 09:17:01

Алексей Ходев, ГК «КОРУС Консалтинг»: Российские системы бюджетирования подходят большинству компаний

Практике бюджетирования ГК «КОРУС Консалтинг» — 24 года. Как изменились потребности российских компаний за это время, сколько из них уже перешли на российские системы бюджетирования, а сколько пока приглядываются, и что нового им может предложить компания с самой большой практикой бюджетирования в России, рассказал Алексей Ходев, директор департамента EPM ГК «КОРУС Консалтинг».

Алексей
Ходев
Мы будем помогать компаниям осваивать новые грани систем бюджетирования.

Практика бюджетирования открылась в «КОРУС Консалтинг» 24 года назад. Расскажите, какой путь прошло направление внутри компании, и чем вы занимаетесь сейчас?

Алексей Ходев: «КОРУС Консалтинг» начинался с двух практик, одна из них — практика бюджетирования. Начинали работать с продуктом Comshare. Реализовали в том числе один из самых больших проектов внедрения этой системы в мире в компании «Связьинвест».

Позднее Comshare стал частью Infor. Частые смены владельцев сказались на уровне развития продукта, и нам пришлось искать альтернативу. Так в 2005 году мы начали работать с новым продуктом Oracle EPB, однако быстро поняли, что система совсем «сырая». Тогда же Oracle купил Hyperion Solutions и начал продвигать Oracle Hyperion — продукт, который стал одним из лидирующих на рынке EPM-систем и является таковым до сих пор. На Hyperion мы успешно реализовали множество проектов. Затем стали расширяться: наращивать продуктовую линейку и размер команды.

Я пришел в компанию в 2017 году. На тот момент в практике бюджетирования работало 40 человек — уже тогда это была одна их самых больших EPM-команд в России. Сейчас в нашем департаменте 65 человек, и мы по-прежнему одни из крупнейших.

Как изменился ваш портфель решений после 2022 года?

Алексей Ходев: В 2022 году большинство западных вендоров прекратили работу в России практически одним днем. Заказчики лишились поддержки вендоров, но не нашей. Консультанты «КОРУС Консалтинг» и до ухода вендоров закрывали 99% вопросов технической поддержки, так что для наших клиентов, использующих западные системы, после 2022 мало что изменилось — мы вместе продолжаем развивать и поддерживать работающие решения.

Параллельно мы стали расширять продуктовую линейку. Сейчас наш департамент внедряет российские решения: Optimacros, «ТУРБО», «Форсайт», также помогаем клиентам поддерживать уже внедренные иностранные системы бюджетирования — Oracle Hyperion, IBM Planning Analytics. Продуктовый портфель направления максимально диверсифицирован — можем предложить заказчику подходящее под его задачи отечественное решение.

С какими задачами к вам сейчас чаще всего приходят клиенты?

Алексей Ходев: Две самых популярных задачи сейчас — импортозамещение и замена бюджетирования в Excel и согласований в электронной почте на что-то более продвинутое. При этом благодаря российским системам бюджетирования у нас появилась возможность помочь решить эти задачи компаниям самого разного масштаба. Oracle Hyperion и IBM Planning Analytics могли себе позволить только очень крупные компании, российские же системы доступны любому бизнесу: они дешевле и дают результаты уже через полгода.

Иногда к нам приходят заказчики, у которых уже внедрена система бюджетирования, и просят автоматизировать новую задачу по планированию. В этом случае мы рекомендуем рассматривать разные варианты систем вне зависимости от уже используемой платформы. Это позволяет наращивать экспертизу использования российских продуктов и быстрее внедрять новую функциональность.

Насколько в целом российские системы бюджетирования могут конкурировать с западными? Предоставляют ли такой же функционал? Уступают ли в надежности и производительности?

Алексей Ходев: Эксперты, которые сейчас разрабатывают российские системы бюджетирования, раньше работали с ПО западных вендоров и хорошо знают его изнутри. Они учитывают все плюсы и минусы и создают современные, надежные и производительные решения.

Западные системы изначально разрабатывались под другие правила финансового учета и не были адаптированы под российское законодательство и специфику рынка. Очень многое приходилось кастомизировать. Сейчас российские вендоры проектируют системы сразу под запросы российских компаний, регулярно выпускают обновления и патчи, следят за изменениями законодательства и своевременно на них реагируют.

Что касается производительности, то и тут у наших систем есть фора: большинство западных решений созданы 20 лет назад, много раз корректировались и дополнялись, причем зачастую силами разных команд. В итоге такие системы получаются тяжеловесными и на больших объемах данных требуют более глубокой архитектурной проработки. Российские же системы проектируются сразу с учетом лучших мировых практик и не имеют такого тяжелого «наследства».

Например, недавно мы проводили тестирование для нашего заказчика, который планировал перейти с западной системы бюджетирования на российскую. Мы перенесли функциональность, скрипты и начали давать нагрузку. Все были в шоке, когда западная система «упала» первой. Российская при этом ощутимо замедлилась, но тем не менее успешно выполнила все расчеты.

Насколько срочно, по вашему мнению, компаниям нужно переходить на российские системы бюджетирования?

Алексей Ходев: Если компания государственная, либо с госучастием, то вопросов нет: переходить на российские системы нужно как можно быстрее. Если компания частная, то главный вопрос — как быстро меняются бизнес-процессы, как развивается бизнес, какие строит планы. Если все стабильно, лет десять ничего не менялось и еще столько же не будет, то можно подождать — ведь хорошую систему бюджетирования можно использовать довольно долго. При этом понимая, что вендор не будет ее обновлять — рассчитывать нужно только на себя, и помнить, что специалистов по поддержке этих систем становится все меньше, а стоят они все дороже.

Если же компании нужны постоянные обновления, адаптация системы под новые законодательные требования и бизнес-задачи, тогда миграция обязательна, и делать ее нужно как можно быстрее. При этом стоит иметь ввиду, что ресурсы интеграторов ограничены. Если что-то резко изменится в законодательстве и всем придется срочно мигрировать, то быстро найти ИТ-партнера с нужным опытом и готовой командой может быть сложно.

Можно ли оценить, какой процент российских компаний уже перешел на отечественные решения по автоматизации бюджетирования?

Алексей Ходев: Могу сказать так: в сторону импортозамещения смотрят абсолютно все компании — и государственные, и частные. Тренд перехода на отечественное ПО очевиден, западные системы у нас не поддерживаются и не развиваются, ИТ-специалисты переучиваются на новые решения и не хотят тратить время на то, что в долгосрочной перспективе будет все менее востребованным. Поэтому вопрос импортозамещения — это вопрос времени.

Какие процессы кроме бюджетирования можно автоматизировать на этих платформах?

Алексей Ходев: Кроме непосредственно формирования бюджета в систему бюджетирования можно подгружать фактические данные, выстраивать прогнозы, заниматься план-факторным анализом. Это важнейшая система для принятия управленческих решений.

Кроме того, систему бюджетирования можно использовать не только для составления общего бюджета компании, но и для планирования отдельных процессов и модулей: HR, административно-хозяйственные расходы, маркетинг и т.д. Это гораздо удобнее и эффективнее, чем вести в системе бюджетирования P&L, CashFlow, Баланс и KPI, а бюджеты подразделений по-прежнему составлять в экселе. У нас есть проекты, где в системе бюджетирования формируется и план продаж, и план закупок — это очень удобно.

Расскажите про знаковый проект практики бюджетирования «КОРУС Консалтинг».

Алексей Ходев: Для меня самым знаковым является наш проект с компанией «ЕВРАЗ». Он стал победителем конкурса Global CIO «Проект года 2023» в номинации «Лучший управленческий проект по повышению эффективности компании».

В новой системе бюджетирования «ЕВРАЗ» формирует годовой бюджет, скользящий план (rolling forecast) на два года, оперативный ежемесячный план, прогноз до конца года, расчет ключевых показателей эффективности (КПЭ) и план-факт отчетность в едином информационном пространстве. Решение используют в повседневной работе более 700 сотрудников из 30 подразделений и 80 функциональных бизнес-блоков компании. С нашей стороны в проект было вовлечено 45 человек, со стороны «ЕВРАЗ» участвовала управляющая компания и несколько дивизионов — в общей сложности над проектом работали более 100 человек.

Проект начался в 2020 году, сейчас система внедрена, но ее развитие идет до сих пор: у компании большие планы по автоматизации факторного анализа, более глубокому анализу данных (data driven approach), улучшению аналитических систем визуализации данных для пользователей всех уровней в компании, а также распространению позитивного опыта на другие дивизионы.

У практики бюджетирования «КОРУС Консалтинг» большой продуктовый портфель. Как вы выбираете, какую именно систему рекомендовать тому или иному заказчику?

Алексей Ходев: Нам очень важно внедрить именно то решение, которое подойдет конкретному клиенту наилучшим образом. Поэтому рекомендуем начинать с небольшого предпроекта, который у нас называется System selection. Он длится до двух месяцев, за это время мы изучаем бизнес-процессы, прописываем требования и показываем, с помощью каких решений можно закрыть ту или иную задачу.

Иногда заказчики предпочитают провести полноценный аудит с верификацией бизнес-процессов — мы выступаем и как системный интегратор, и как консалтинговая компания, помогающая оптимизировать бизнес-процессы. Это как раз и нужно многим заказчикам: не автоматизировать «в лоб» то, что есть, а найти пути улучшений, которые принесут максимальный результат.

Алексей, расскажите про ваш собственный карьерный путь.

Алексей Ходев: Я начал работать еще во время учебы в университете: сначала системным администратором, затем программистом . Закончив ВУЗ, устроился ИТ-специалистом в банк, а после — программистом в «Мегафон», где и познакомился с многомерными базами данных. По образованию я программист-экономист, и многомерные базы данных вместе с финансовой составляющей привели меня в полный восторг: это было именно то, с чем я хотел работать.

Пять лет я с удовольствием работал в «Мегафоне». Потом понял, что не хочу ограничивать себя одним клиентом — в работе инхаус есть своя специфика. Тогда я перешел в сферу консалтинга и за первый год получил больше опыта, чем за все предыдущие годы работы. Мне нравилось переключаться между проектами, работать с людьми, управлять командами и заниматься продажами.

В 2017 году я перешел в «КОРУС Консалтинг» сразу на руководящую позицию: сначала был руководителем проектов, потом руководителем группы, директором проектного офиса, и впоследствии стал директором департамента бюджетирования и консолидации. Мне нравится корпоративная культура и ценности компании. Здесь люди, готовые быть открытыми и работать в режиме доверия и нацеленности на результат, быстро развиваются и достигают успеха. В «КОРУС Консалтинг» много специалистов с уникальной экспертизой — это мотивирует и заряжает работать.

Какие у вас планы по развитию практики на ближайший год?

Алексей Ходев: Планы у нас масштабные! Мы будем помогать компаниям осваивать новые грани систем бюджетирования — ведь это не только составление годового бюджета, но и богатейшие возможности по автоматизации бизнеса и повышению его эффективности в целом.