Василий Корнейчук: При внедрении HRM «аппетит приходит во время еды»
Для чего необходимо внедрение HRM-систем, готовы ли российские клиенты к переменам в области управления персоналом, какова вероятность успешного внедрения решения класса HRM, какие ошибки возможны в ходе подобных проектов? На эти и другие важные вопросы, касающиеся кадровой автоматизации, TAdviser ответил Василий Корнейчук, руководитель направления департамента систем управления предприятиями «Ай-Теко».
Василий Корнейчук: В настоящее время популярность систем HRM растет. Дело в том, что они позволяют работать не только с количественными (учет рабочего времени, отпусков, кадровый учет), но и с качественными показателями персонала. Каждый работодатель хочет иметь данные по мотивации, а также аналитику соответствия занимаемой должности для любого сотрудника. HRM-системы дают возможность учитывать такие показатели, помогая компании привлекать и удерживать ценные кадры.
TAdviser: Каковы, по Вашему мнению, основные причины обращения к консультантам в области внедрения HCM?
Василий Корнейчук: Заказчик стремится выбрать профессионального партнера, у которого есть команда высококвалифицированных консультантов с портфелем успешных проектов. Конечно, клиент выбирает того, в ком он уверен, на кого он может положиться при реализации своих задач. Обычно эта работа состоит в построении прозрачной учетной системы и создании общего центра обслуживания. Кроме того, компании обращаются за консультациями по автоматизации процессов работы с талантами и развитию персонала, а в последнее время все больше внимания уделяют развитию сервисов самообслуживания сотрудников.
Мы стремимся предоставить клиентам лучшие практики: «Ай-Теко» не только успешно внедряет решения на базе SAP, но и обладает опытом выработки рекомендаций, соответствующих мировым стандартам по адаптации бизнес-процессов.Метавселенная ВДНХ
TAdviser: Что требуется чаще: внедрение «с нуля» или расширение уже существующих систем?
Василий Корнейчук:Большинство крупных российских предприятий уже завершило или находится на поздних этапах развертывания HRM-систем, поскольку программы часто рассчитаны на несколько лет. Внедрение «с нуля» сейчас осуществляется более продуманно и скрупулезно. За последние пять лет активного развития рынка HRM-систем (SAP HCM) обострилась конкуренция по всем направлениям. Слабые игроки теперь редко допускаются к конкурсу. В нашей компании есть несколько направлений работы с клиентами. Первое – активный поиск и участие в новых тендерах. Второе – работа с существующей клиентской базой, развитие уже созданных систем. К нам поступают различные обращения: и предложения по оптимизации существующих бизнес-процессов, построенных на базе ПО SAP HCM, и запросы на внедрение новых модулей.
TAdviser: Получаете ли вы feedback от заказчиков? Если да, то способствует ли он дальнейшему совершенствованию вашей работы?
Василий Корнейчук: Для успешного сотрудничества и развития долгосрочных отношений нам очень важно получать от заказчика многоуровневую обратную связь: от руководителей проектов и HR-директоров как инициаторов внедрений до рядовых сотрудников как конечных пользователей. Все поступающие замечания и сообщения об ошибках мы обязательно анализируем и учитываем в будущем. В этом смысле они, конечно, полезнее любых положительных отзывов. Важно, чтобы «работа над ошибками» велась постоянно и планомерно. Именно благодаря этому повышается эффективность нашей деятельности, сокращается время на решение будущих задач. А получение положительных оценок свидетельствует о том, что feedback налажен неплохо, а недочеты мы успешно и оперативно устраняем.
TAdviser: Как соотносятся результаты проекта с первоначальной потребностью заказчика?
Василий Корнейчук: Абсолютно точного, стопроцентного совпадения в моей практике не было. В первоначальный план всегда вносятся какие-то коррективы, уточнения. Проекты по внедрению чаще всего долгосрочные. Аппетит же, как известно, приходит во время еды, и в итоге заказчик просит в качестве «добавки» внедрить дополнительные модули и блоки. Мы стараемся выполнить все новые требования и пожелания к функционалу вне зависимости от того, когда они возникли и были озвучены. Станет ли в будущем проект историей успеха, зависит от степени удовлетворенности клиента конечным результатом. Как правило, нам удается достичь поставленных перед проектной командой целей и выполнить задачи в полном объеме и с гарантированным качеством.
TAdviser: Каковы основные и самые распространенные проблемы при внедрении систем на территории СНГ?
Василий Корнейчук: В последнее время наша компания ведет ряд проектов на территории стран СНГ. Разумеется, приходится учитывать региональную специфику бизнес-процессов и преодолевать барьеры. «Особенности национального ведения бизнеса» - это и невысокая культура ведения проектов SAP, и плохо отлаженная практика решения специфических задач. Основные сложности, которые приходится преодолевать российским интеграторам при работе с активами за пределами РФ, можно разделить на следующие группы:
- Отличия от российских законодательных и нормативных актов. Данная проблема обсуждается еще на стадии заключения договоров на внедрение.
- Особенности стандартной реализации специфических функций в системе. Эти вопросы успешно снимаются путем привлечения к проекту местной экспертизы SAP.
- Функциональный разрыв между методологией и стандартными процессами, заложенными в HRM-системе.
- Проблема языкового барьера, которую заказчик часто решает самостоятельно.
- Присущие любому проекту сложности с унификацией процессов и отчетности, затруднения организационного характера и методологические изменения.
TAdviser: Готовы ли, по Вашему мнению, сотрудники к нововведениям?
Василий Корнейчук: Это непростой вопрос. Любые нововведения практически всегда вызывают внутреннее сопротивление и заведомое отторжение у рядовых пользователей систем, что обусловлено психологическими факторами. Очень многое зависит от готовности к переменам менеджмента компании и настроя руководителей проектов по внедрению. Только предельно открытое и честное общение руководителей проекта и HR-директоров с подчиненными всех уровней, доведение максимума информации о происходящих в организации переменах, перспективах и планах на будущее позволят со временем минимизировать и устранить эти проблемы, снизив уровень сопротивления персонала. Кроме того, не стоит забывать, что приобретаемый опыт работы в системе SAP HCM существенно повышает уровень квалификации и ценность самого сотрудника на рынке труда, добавляя ему конкурентные преимущества.