2024/01/23 11:44:33

СЭД ТЕЗИС: Возможности модуля искусственного интеллекта

В 2023 году команда СЭД ТЕЗИС завершила разработку модуля искусственного интеллекта. Его основная цель — максимально облегчить работу пользователей в системе, выявлять и автоматизировать повторяющиеся события, забрать на себя рутинные процессы, адаптировать интерфейс для максимального удобства и эффективности. Отдельные задачи можно будет полностью роботизировать, то есть они будут выполняться в фоновом режиме, вообще без участия человека. Встроенный в СЭД ТЕЗИС модуль ИИ можно будет использовать для любых бизнес-процессов в системе, без ограничений. Это выведет автоматизацию на совершенно новый уровень и заметно упростит работу пользователей. Сейчас у модуля ИИ в СЭД ТЕЗИС нет аналогов на рынке. Рассказываем, как проходила разработка модуля ИИ в СЭД ТЕЗИС, какие компоненты в него включены и как можно будет использовать новые возможности системы.

Содержание

Разработка модуля ИИ в СЭД ТЕЗИС

Мы всегда стремились использовать передовые технологии, чтобы повысить эффективность работы пользователей и обеспечить им высокий уровень комфорта. Именно поэтому мы не могли пройти мимо искусственного интеллекта, нейросетей и машинного обучения. Интерес к этой сфере у нас возник несколько лет назад. Поскольку мы хотели, чтобы ИИ приносил заказчикам реальную пользу, а не просто служил демонстрацией возможностей системы, то уделили много внимания RnD, который прошел в 2020 году. На этом этапе мы изучали доступные технологии, а также опрашивали клиентов, чтобы узнать, какие их потребности может закрывать ИИ. Непосредственно для разработки модуля ИИ в СЭД ТЕЗИС мы привлекли грантовые средства РФРИТ.

Сейчас вся работа по модулю ИИ в СЭД ТЕЗИС завершена. Он внесен в Роспатент, в процессе регистрация в реестре российского ПО. Мы занимаемся изучением потребностей пилотных клиентских проектов, а в следующем году перейдем к их реализации. Таким образом, уже сейчас модуль ИИ в СЭД ТЕЗИС доступен клиентам.

Компоненты модуля ИИ

Мы решили, что модуль ИИ должен состоять из отделяемых компонентов, которые могут использоваться каждый самостоятельно. Таким образом для клиентских проектов будет доступна более гибкая настройка. Компоненты модуля ИИ в СЭД ТЕЗИС:

  • Подсистема регистрации событий
  • Подмодуль для работы с макросами
  • Подмодуль анализа поведения пользователя в системе и его ролевой модели
  • Подмодуль машинного обучения

Рассмотрим подробнее функциональность каждого из этих компонентов.

Регистрация событий

Подсистема регистрации событий будет собирать информацию о действиях пользователей и их контекстах вплоть до каждого клика. На основе этой информации СЭД ТЕЗИС сможет обучаться, выявлять бизнес-процессы, которые могут быть автоматизированы. Кроме того, регистрация событий в полном объеме поможет администраторам СЭД и специалистам по информационной безопасности в проведении аудита или расследовании инцидентов. При мониторинге активности в системе они смогут задать период, и запросить детальный отчет вплоть до каждого действия каждого пользователя в отдельности.

Image:ЂҐЈЁбва жЁп_б®ЎлвЁ©.png

Работа с макросами

Мы уже несколько лет развиваем в СЭД ТЕЗИС функциональность составных команд (другими словами, макросов). Они представляют собой последовательность действий, которую можно запустить по кнопке или при помощи голосового управления. Например, в последовательность можно объединить заполнение карточки входящего документа, регистрацию, наложение резолюции, а также отправку на исполнение.

За счет модуля ИИ мы расширили возможности для настройки и использования макросов. С помощью интуитивно понятного конструктора макросов любой пользователь сможет создавать собственные составные команды. Для этого нужно просто выбрать режим записи и выполнить действия, которые требуется объединить в составную команду.

Image:Џ®¤бЄ §Є _Њ®¤Ґ«Ё_¬ иЁ__®Ј®_®ЎгзҐ_Ёп.png

Кнопку для запуска составной команды можно добавить на любой экран, как на главный, так и в любую карточку. Например, в карточку контрагента можно добавить кнопку для просмотра адреса, которая будет открывать карту в отдельном окне браузера. В рамках составных команд могут быть вызваны различные внешние сервисы: проверка машиночитаемых доверенностей, вызов мессенджеров или ботов, отправка писем контрагентам.

Анализ поведения пользователя в системе и его ролевой модели

На основе анализа действий пользователя СЭД ТЕЗИС сможет предлагать создать или использовать макрос. При этом будет учитываться роль пользователя и специфика его работы.

Кроме того, макросы могут запускаться автоматически, по заданному расписанию, забирая всю рутинную работу себе. По сути, речь идет о роботизации, использовании цифровых сотрудников. Например, периодически будет запускаться проверка сроков действия договоров и инициироваться задача по их продлению в случае необходимости. Другой пример — робот сможет создать и заполнить карточку на основе неструктурированных данных, например, из электронного письма.

Модели машинного обучения

В СЭД ТЕЗИС будет доступно подключение любых моделей машинного обучения. Обучение нейросетей может происходить как на ретроспективных данных, так и в режиме реального времени. В качестве данных для обучения будут использоваться история действий пользователей, различные карточки, а также вложения, в том числе, в формате изображений.

Image:Њ®¤Ґ«Ё_¬ иЁ__®Ј®_®ЎгзҐ_Ёп.png

В результате обучения СЭД ТЕЗИС сможет оценивать вероятность того или иного действия. При высокой степени уверенности система автоматически выполнит необходимый шаг. Например, по типу документа можно будет определить состав согласующих, а на основе темы входящего письма — назначить ответственных за его обработку. Если степень уверенности меньше, то система предложит подсказки по следующим шагам, а окончательное решение останется за пользователем.

Image:¬®¤Ґ«Ё_¬ иЁ__®Ј®_®ЎгзҐ_Ёп_1.png

Заключение и выводы

В большинстве СЭД искусственный интеллект используется для распознавания текста и заполнения карточек. Мы же предлагаем максимальную гибкость и множество ноу-хау, таких как макросы, умный выбор бизнес-процессов для автоматизации, подсказки, цифровые сотрудники. Экономия усилий пользователей и повышение уровня автоматизации — один из самых актуальных запросов при выборе и внедрении СЭД. Модуль ИИ позволяет удовлетворить этот запрос в полной мере. Высокая гибкость обеспечивает возможность его использования для автоматизации любых бизнес-процессов без ограничений. Обработка входящих документов, работа с обращениями граждан, проверка контрагентов, контроль сроков действия договоров и доверенностей — вот лишь некоторые варианты применения модуля ИИ. В отдельных случаях может быть автоматизировано до 100% действий. Рутинная работа будет занимать у пользователей меньше времени, снизится вероятность ошибок при заполнении карточек, выставлении сроков, определении состава согласующих. Эффект будет особенно заметен для крупных организаций, через которые ежедневно проходят тысячи документов.