2019/04/16 19:54:31

Дмитрий Бибичев, «Форс»:
Системы, поднятые в облака, приобретают безграничные возможности

На вопросы TAdviser по облачным сервисам компании ответил Дмитрий Бибичев, директор департамента системной интеграции компании «Форс - Центр разработки» (ГК «Форс»).

Дмитрий
Бибичев
Мы существенно углубили и укрепили наши отношения с Oracle в контексте облачных услуг

Стратегическое партнерство «Форс» и Oracle продолжается уже много лет. Как развивалось ваше сотрудничество в минувшем году?

Дмитрий Бибичев: В течение прошлого года мы продолжили глубокое погружение в новые технологии Oracle, и приводим свою политику в соответствие со стратегией корпорации, направленной, в первую очередь, на развитие облачных решений и технологий. В связи с этим, большие усилия были направлены на расширение компетенций по облачным сервисам Oracle. Наше партнерство осталось таким же успешным, каким оно было и в предыдущие годы, но в 2018 году мы существенно углубили и укрепили наши отношения в контексте облачных услуг Oracle.

Что можно сказать о специфических проблемах российского облачного рынка?

Дмитрий Бибичев: В числе ключевых особенностей – достаточно жесткое регулирование сферы хранения персональных данных в облаках, которое накладывает определенные ограничения на модель использования облаков. Вместе с тем, мы нашли рыночные ниши для использования преимуществ новейших облачных сервисов Oracle в соответствии с требованиями рынка. Заказчики используют облака либо для решения таких задач своего бизнеса, которые не предполагают размещение в облачной инфраструктуре персональных данных, либо они деперсонифицируются с применением специализированных средств. К ним относятся задачи разработки и тестирования, проактивного ИТ-мониторинга, классические задачи подготовки не содержащих персональных данных массивных витрин и другие. Кроме того, модель Oracle Cloud at Customer («Облако Oracle у клиента») обеспечивает получение всех преимуществ подписки на облачные сервисы при работе в собственном ЦОДе. На рынке такую возможность предоставляет только Oracle, и мы, как партнер, предлагаем ее заказчикам.

Что обычно включает проект по переносу ИТ-инфраструктуры в облако?

Дмитрий Бибичев: Вы правильно заметили, что миграция в облака для каждого заказчика и каждой системы – это отдельный проект, где используется проектный подход. Он включает в себя такие классические стадии как построение проектного решения, плана миграции, определение целевой инфраструктуры в облаке, выбор средств миграции – инструментов, с помощью которых данные с земли будут подняты в облака. И, безусловно, миграции предшествует детальное обследование ИТ-инфраструктуры, ее аудит с целью выявления необходимых точек трансформации систем, их оптимизации.

Существуют общие стандарты, подходы к проектам облачной миграции?

Дмитрий Бибичев: Безусловно, они существуют, и связаны, в первую очередь, с референсной облачной архитектурой, лучшими практиками миграции, предлагаемыми Oracle. При этом хотелось бы отметить некоторую особенность того, как клиенты живут с облаками в процессе миграции и после нее. При подъеме систем клиентов в облака необходимо учитывать как бы четвертое измерение этих систем, потому что на порядок возрастает эластичность ресурсов. Можно сразу получить вычислительные мощности, которых никогда раньше не было. Если в on-premise архитектуре система была монолитной, с фиксированной выделенной мощностью, то при подъеме в облака таких границ больше нет.

Это осложняет проект или дает заказчику новые преимущества?

Дмитрий Бибичев: Это приходится учитывать в рамках проектов, рекомендовать заказчикам, как эффективнее использовать такие возможности. Взгляд на процесс миграции через призму эластичности - необходимый этап проекта миграции, который и позволяет, собственно, реализовать преимущества публичных облаков. Для этого зачастую необходимо внести изменения в системы заказчика, в подходы к доставке данных, их актуализации. Речь не идет, конечно, о полной переработке систем заказчика, но лишь о доработке и конфигурировании в определенной части.

«Форс» – партнер в статусе Oracle Cloud Managed Service Provider. Что означает этот статус?

Дмитрий Бибичев: Эта программа предоставляет нам возможность сочетать сервисы Oracle Cloud со своими собственными сервисами, предлагая заказчикам полное решение для публичного облака. «Форс» продемонстрировал соответствие необходимым требованиям — в частности, подтвердил высокий уровень компетентности по облачным сервисам Oracle IaaS и PaaS. И мы активно развиваем это направление. Для того, чтобы лучше координировать работу по внедрению, поддержке и развитию облачных решений, мы создали Центр управления облачными сервисами с полностью выстроенной юридической, технологической и финансовой инфраструктурой. Заказчику предоставляются сервисы по доступу к облачной платформе Oracle «под ключ», включая разработку архитектуры проекта, развертывание систем и миграцию баз данных и приложений. Мы, как Oracle Cloud MSP, обеспечиваем клиентам единую точку входа для переноса рабочих процессов в публичное облако.

Какие решения предлагает «Форс» на основе публичного облака Oracle?

Дмитрий Бибичев: Во-первых, это операционное сопровождение клиентов, уже упомянутое выше. Для этого мы создали собственную бизнес-среду, которая позволяет нам вести наших заказчиков по этому пути. Она включает в себя личный кабинет заказчика, биллинг, позволяющий ему контролировать затраты, инструменты получения консультаций по эксплуатации систем и оптимизации расходов. По всем договорам сформирован регламент взаимодействия с заказчиком, предусматривающий различные опции в зависимости от объёма и структуры услуг, необходимых заказчику. В некоторых случаях контрактные условия предусматривают предоставление нами круглосуточной поддержки на русском языке. Это позволяет нам не просто обрабатывать запросы заказчика в режиме ответов на вопросы, но и делать проактивное обследование инфраструктуры заказчика, выявляя «узкие» места.

Чем предложение «Форс» отличается или превосходит аналогичные предложения других участников рынка?

Дмитрий Бибичев: По накопленной экспертизе в сфере новейших продуктов и технологий Oracle мы превосходим многих других игроков российского рынка. Накопленный опыт мы можем применить, адаптировать к любой ситуации. Важным преимуществом является и то, что заказчик в ходе проекта и после его реализации может взаимодействовать с российской компанией как в части технической поддержки, так и в части финансовых расчетов. Для заказчиков выстроено полное финансово-юридическое сопровождение.

Расскажите об интересном, недавно реализованном проекте. Какие задачи стояли, как они были решены?

Дмитрий Бибичев: Недавно нами был реализован проект в Ассоциации «ГС1 РУС», чьи стандарты обеспечивают товарную нумерацию и штриховое кодирование, поддерживают процессы информационного обмена данными между участниками товародвижения. Этот проект мы считаем витриной наших облачных сервисов, потому что нами был предоставлен полный набор сервисов по миграции системы в облака. ГС1 РУС выбрала PaaS-сервисы Oracle для разработки и тестирования своих приложений в 2017 году. В этом проекте нам удалось в полной мере проявить и реализовать свой статус MSP, позволить клиенту использовать не только стандартные облачные сервисы, но и добавленные. На текущий момент ГС1 РУС пользуется сервисами мониторинга инфраструктуры Oracle Management Cloud, причем мы проактивно обрабатываем эти сведения, предоставляем заказчику ежедневные, еженедельные и ежемесячные отчеты и рекомендации.

Каким образом ГС1 РУС использует Oracle Management Cloud для управления своими сервисами и ИТ-инфраструктурой?

Дмитрий Бибичев: Эти облачные сервисы являются, по сути, уникальными, в связи с тем, что в них используется механизм машинного обучения. Именно эта особенность позволяет в полной мере раскрыть высокую производительность инфраструктуры Oracle. Посредством машинного обучения Oracle Management Cloud накапливает полученные от заказчика данные, на основе анализа которых делаются предположения о нехарактерной или некачественной работе системы. Таким образом, машинное обучение позволяет сделать своевременное предположение о том, что возникает проблема, а наши инженеры на основании своего опыта его проверяют и дают рекомендации. И если классическая модель мониторинга инфраструктуры нацелена на инцидентный подход, то Ассоциация «ГС1 РУС», перейдя в облако, получила возможность проактивного сквозного мониторинга.

Как происходит расчет за мониторинг?

Дмитрий Бибичев: ГС1 РУС выбрала модель Oracle Universal Credits, которая позволяет использовать свои ИТ-ресурсы, благодаря доступу ко всем PaaS и IaaS-сервисам, максимально гибко. Оплата за облачные ресурсы предполагает использование универсальных кредитов. Это расчетные единицы, которыми клиент пополняет свой счет, и потом буквально по нажатию кнопки мыши может потребить облачную услугу. Виды оплаты – постфактум и предоплата. Мы активно работали с ГС1 РУС, помогая управлять объемом потребляемых ресурсов для того, чтобы проект был действительно эффективным с экономической точки зрения. Этим, как MSP-провайдер, мы создаем для заказчика дополнительную ценность.

Что входит в набор услуг по сопровождению работы компании в Oracle Cloud, какие есть уровни технической поддержки?

Дмитрий Бибичев: Нашей компанией разработан набор пакетов услуг - базовый, оптимальный и максимальный. Объем договорных услуг для всех разный - при определенных коммерческих условиях количество обращений не лимитируется, а мы выполняем функцию первой линии техподдержки, играя роль единой точки входа для заказчика. В части расширенных сервисов мы предлагаем модель, аналогичную модели Oracle с предоставлением облачных кредитов. В рамках пакетного предложения мы предоставляем заказчику возможность обратиться к нам определенное количество раз. Таким образом, у клиента есть универсальные кредиты Oracle и кредиты «Форс». Первые он тратит на получение технологических сервисов вендора, вторые – на получение наших расширенных услуг.

Автономную базу данных Oracle уже предлагаете клиентам? У вас достаточная экспертиза накоплена? Что показало тестирование?

Дмитрий Бибичев: Да, безусловно. Это один из самых интересных и многообещающих продуктов. Например, мы тестировали автономную базу данных вместе с компанией «Столото» - это крупная технологическая компания, единственный оператор государственных лотерей. Компания - наш клиент по облачным сервисам Oracle, и мы совместными усилиями проводили определение производительности автономного облачного хранилища данных для обеспечения работы аналитической CRM-системы заказчика. Проект признан успешным, заказчик публично подтвердил, что автономная база данных Oracle Autonomous Database подходит для решения его задач. Были применены все накопленные в облаке знания и лучшие практики для оптимизации и конфигурирования базы данных. Отдельные запросы стали выполняться в двадцать раз быстрее без ручного конфигурирования. Кроме того, были подтверждены эксплуатационные характеристики автономной базы данных, работающей без привлечения технических специалистов.

Потеснило ли облачное направление развития бизнеса другие, более традиционные направления? Можно ли говорить об облачной перестройке бизнеса компании?

Дмитрий Бибичев: Облачное направление, несомненно, расширило бизнес «Форс». Несмотря на то, что мы как системный интегратор уже вошли в стадию цифровой и облачной трансформации, наш традиционный on-premise бизнес сохраняется, и мы не видим необходимости здесь что-то менять. Нам предстоит длительный период сосуществования облаков и традиционных инфраструктур на площадках заказчика, и в ближайшем будущем мы будем иметь дело с гибридными конфигурациями. Поэтому, мы не видим себя 100% облачной компанией в ближайшие десять лет.

Каковы планы по развитию облачного направления в этом году?

Дмитрий Бибичев: Мы будем работать над качеством сервиса. Необходимо будет продолжать обучение специалистов, приобретать новые специализации. В контексте развития экспертизы мы планируем продолжить погружение в автономные базы данных, которые считаем флагманским продуктом Oracle и верим в него. Также мы будем развивать экспертизу по другим, уже востребованным в России сервисам - например, упомянутому средству ИТ-мониторинга Oracle Management Cloud, контейнерным сервисам. Кроме того, мы планируем активно развивать направление информационной безопасности, связанное с облаками. С учетом того, что в облака переносятся тестовые среды, их надо чем-то наполнять, очень большой пласт задач лежит вокруг персональных данных, их маскирования и обфускации. С развитием облаков возник и другой новый класс задач, связанных с контролем и анализом действий пользователя и решаемых посредством такого продукта, как Oracle Cloud Application Security Broker (CASB) – по этому направлению мы уже готовим своих специалистов.