Интервью с директором ИТ-департамента группы компаний «Быстроденьги» Кириллом Кибалко
Чтобы остаться на плаву в условиях идеального шторма на рынке кредитования финансовый бизнес активно ищет новые пути для сокращения издержек и повышения рентабельности. МФО «Быстроденьги» решилась на более кардинальный шаг — создание нового формата обслуживания. О том, как с помощью платформы bpm’online МФО сделала первый шаг к созданию финансового супермаркета, в интервью TAdviser рассказал директор департамента информационных технологий группы компаний «Быстроденьги» Кирилл Кибалко.
Создать новую технологическую платформу, скомбинировав несколько решений, и перевести на неё всю компанию — нестандартное решение. Какие предпосылки привели вас к нему?
Кирилл Кибалко: Основная предпосылка – это поддержка стратегии развития компании по преобразованию розничной сети в финансовый супермаркет. В первую очередь, она предполагает расширение линейки собственных продуктов и поддержку полного цикла работы с финансовыми инструментами, такими как выдача займа, его погашение, процесс взыскания. Также финансовый супермаркет предполагает реализацию продуктов партнеров, например, страховок, кредитных отчетов, sim-карт и прочее. Существовавшая в компании платформа этого делать не позволяла. Готовых монолитных решений на рынке не было, поэтому мы сконцентрировались на компонентной архитектуре, подобрав лучшие решения по каждому из бизнес-направлений.
Как сейчас вендоры, решения которых вы интегрировали, помогают использовать новую платформу?
Кирилл Кибалко: Проект масштабный, затратный с точки зрения материальных, временных и человеческих ресурсов. Чтобы исключить сомнения, мы взяли за основу Best Practice решения, используемые в крупных розничных банках. С каждым из вендоров заключен договор на сопровождение со строгими условиями по скорости реакции на запрос. Им мы адресуем вопросы, требующие специальной экспертизы систем. Что же касается ежедневной поддержки и обслуживания, то их осуществляем собственными силами. Для этого изначально тщательно формировали свой корпоративный центр компетенций.
Вы выбрали метод «Большого взрыва» — в один день вы запустили всю платформу на более 1300 пользователей в 500 офисов в 4-х часовых поясах. Как вы готовились к этому? Почему отказались от стандартной тестовой команды сотрудников, которые какое-то время работают в системе до официального старта?
Кирилл Кибалко: Для такого перехода нам потребовалось около шести месяцев на полное тестирование процессов и функций систем. Благодаря столь тщательному подходу к собственному тестированию мы выиграли более полугода в реализации проекта, что является весомым преимуществом в условиях высокой конкуренции на микрофинансовом рынке. Миграция проводилась силами участников внутренней проектной группы и экспертов со стороны вендоров. Всего было задействовано более десяти человек. Сначала были разработаны и протестированы сами процедуры. Затем начали конвертировать историческую базу данных, накопленную за семь лет с момента основания компании. В день запуска к ней подтянули оставшуюся часть данных, поскольку работа компании не останавливалась ни на минуту, займы продолжали выдаваться и обслуживаться.
Вы интегрировали в единый комплекс сразу несколько систем, насколько сложно было это сделать? Планируете ли вы интегрировать в неё ещё какие-то решения/сервисы/приложения — есть ли для этого технические возможности?
Кирилл Кибалко: Это сложный и интересный опыт, который позволил нам хорошо понять системы, использовать их наилучшие возможности и сконфигурировать архитектуру так, чтобы она полностью отвечала нашим требованиям. Что же касается дополнительных интеграций, то это и было стратегическим требованием к новой платформе. Мы активно интегрируем в систему новые технологии и источники данных. Сейчас, например, проходит техническое внедрение источников Big Data для повышения качества скоринга.
Среди ключевых частей платформы — решение для фронт-офиса, который наиболее важен для качественной работы с клиентом. Какое решение вы выбрали и какие факторы на это влияли?
Кирилл Кибалко: Мы выбирали профессиональную CRM-систему, которая реализует технологию работы фронт-офиса в розничных компаниях. Сейчас в этом направлении наиболее активно представлены два продукта, и их функционал сопоставим для преследуемых нами целей. Однако команда Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) показала наибольшую заинтересованность в реализации наших задач. И мы выбрали их в качестве поставщика, поскольку вовлеченное участие вендора, безусловно, является важным для любого проекта.
Какие задачи вы ставили перед командой Terrasoft?
Кирилл Кибалко: Основная – это внедрение фронт-офиса таким образом, чтобы все наши исторические наработки в предыдущей системе были реализованы в новой с учетом растущих потребностей бизнеса. Таким образом, эксперты использовали наш бизнес-опыт, усилив его современными и удобными решениями. Также Terrasoft фокусировалась на том, что это должна быть универсальная система, поддерживающая концепцию финансового супермаркета.
Как работу с новым фронт-офисом и новой платформой ощущают ваши клиенты?
Кирилл Кибалко: Клиенты не работают непосредственно в самой системе, а получают более качественный сервис за счет того, что все большая часть операций проводится быстрее вследствие сокращения доли ручного режима. Также благодаря новой платформе наши офисы трансформируются в удобный сервис комплексного финансового обслуживания, где можно комфортно получить разные финансовые и нефинансовые услуги.
А сотрудники? Сколько времени ушло на обучение сотрудников работе с новыми решениями? Как планируете обучать новых?
Кирилл Кибалко: Плановый период обучения проходил в течение двух недель. Его проводили силами собственного учебного центра, программа была разработана совместно с экспертами вендоров. Обучение новых сотрудников проводится также в учебном центре компании. Сотрудники, которые перешли со старой системы на новую, отметили, что освоили обновленный интерфейс буквально за два-три дня непосредственной работы.
Подобный проект требует значительных финансовых затрат. Насколько они оправданы? И в течение какого времени стоит ждать возврата инвестиций?
Кирилл Кибалко: Проект не имеет прямого возврата инвестиций. Он стратегический и позволяет реализовать модель финансового супермаркета. Без внедрения этой концепции мы просто не могли бы развивать свой бизнес. Поэтому мы ожидаем косвенного возврата средств, в том числе через реализацию продуктов партнеров.
Во время кризиса все говорят о снижении расходов на ИТ проекты. В то же время, вы выбрали для внедрения промышленные и достаточно дорогие решения. Поделитесь секретом, как вам удается защищать бюджеты на ИТ перед инвесторами?
Кирилл Кибалко: Проект является ключевым для развития нашего бизнеса, поэтому и получил поддержку инвесторов. Да, он требует больших финансовых затрат, но в итоге трансформируется в максимальную оперативность при принятии решения о выдаче займа и высокий уровень клиентского сервиса, позволяет запускать и реализовывать новые продукты, в том числе нефинансовые. Кризис – это время выгодных инвестиций.