2024/03/05 09:57:51

Интервью TAdviser: Управляющий по ИТ «ВкусВилла» Дмитрий Апаршев — о приоритетах цифровизации

Большинство крупных ритейлеров так или иначе затронул уход иностранных ИТ-вендоров из России. «ВкусВилл» — один из тех, на кого эта ситуация сильно не повлияла. Управляющий по ИТ во «ВкусВилле» Дмитрий Апаршев в интервью TAdviser в декабре 2023 года рассказал о том, за счёт чего компании удалось безболезненно пройти острый период, и как во «ВкусВилле» развивают ИТ на фоне дефицита квалифицированных кадров на рынке.

Дмитрий
Апаршев
По мере роста бизнеса мы периодически обсуждали, нужен или не нужен нам SAP, и всегда приходили к тому, что «1С» нас устраивает

Дмитрий, в 2022 году многие российские организации столкнулись с последствиями ухода из страны зарубежных ИТ-вендоров: стала недоступна покупка продуктов и техподдержка ранее приобретённых. С какими иностранными продуктами во «ВкусВилле» возникла подобная ситуация? Как вы с ней справились?

Дмитрий Апаршев: Мы приверженцы open source решений, поэтому эта тема не затронула нас сильно. Затронула она мониторинг серверов и приложений — такие сервисы, как Datadog. В этом случае, к сожалению, после того, как у нас закончилась годовая подписка, нам пришлось самостоятельно разрабатывать систему мониторинга и закрывать эти потребности. Также мы используем лицензии Microsoft SQL, они уже были куплены на момент введения санкций.

Больше продуктов от иностранных вендоров у нас нет. Мы используем либо то, что есть в открытом доступе, либо российское ПО. Финансовый учёт у нас на «». А в остальном мы разрабатываем решения самостоятельно.

Планируете ли вы менять Microsoft SQL на PostgreSQL, например?

Дмитрий Апаршев: В новых микросервисах, которые мы разрабатываем, уже используется PostgreSQL. Но в целом нам достаточно текущих лицензий, которые есть. На ближайшее время их хватит.

Насколько широко сейчас вы уже применяете микросервисную архитектуру?

Дмитрий Апаршев: Мы начали применять её с прошлого года, и пока используем недостаточно. У нас сейчас проводятся работы по переходу на микросервисную архитектуру, они ещё не закончены.

Как давно в компании взяли курс на собственную разработку и open source технологии, и в каких случаях вы предпочитаете использовать готовые решения, а в каких создаёте их своими силами?

Дмитрий Апаршев: Курс взяли, наверное, с самого начала, с основания компании. Там, где регламентированный учёт, мы стараемся использовать готовые решения, которые методологи делают лучше и быстрее, в которые вносим минимальные правки. Это такие «коробочные» решения как «1С: Бухгалтерия» или «1С: Зарплата и управление персоналом». Но всё остальное мы разрабатываем сами. Часть решений на базе платформы «1С» (например, система управления складом или ритейлом), часть решений полностью самописная.

Кассовый софт у вас тоже самописный?

Дмитрий Апаршев: Кассовое решение и программное обеспечение для касс самообслуживания поставляет совместное предприятие «ВкусВилла» — организация «ТилПОС». Это один из наших поставщиков, и по сути это заказная разработка. Кассы с кассиром разрабатываются нами на базе «Фронтол».

События 2022 года затронули, в том числе, российское open source сообщество. Известны случаи с разными закладками в открытом коде, например. Поскольку в вашей компании широко используется open source, заставила ли эта ситуация вас усилить меры безопасности при работе с открытым кодом, применять методологии DevSecOps и др.?

Дмитрий Апаршев: Сложившаяся в 2022 году ситуация привела к тому, что мы в целом усилили информационную безопасность. На это повлияли и участившиеся DDoS-атаки, которые необходимо отбивать, и риск закладок. Коллеги отдела информационной безопасности занимаются, в том числе, и развитием безопасной разработки. Сейчас мы всё сканируем, ищем возможные уязвимости и быстро устраняем их, если находим.

Многие крупные ритейлеры в тот или иной момент времени перешли на SAP. Почему «ВкусВилл» не пошёл по этому пути?

Дмитрий Апаршев: Лет 10 назад SAP внедряли в основном очень крупные компании, а средний и малый бизнес — «1С». И в самом начале при выборе «1С» в нашей компании ориентировались на гибкость использования решения и стоимость, в том числе, кадров, обслуживающих программное обеспечение.

По мере роста бизнеса мы периодически обсуждали, нужен или не нужен нам SAP, и всегда приходили к тому, что «1С» нас устраивает. Эта платформа даёт нам гибкость, достаточную простоту изменений — мы легко можем делать, то, что нам нужно.

Насколько сейчас российские разработчики ИТ-продуктов способны удовлетворить спрос в ритейле? В каких классах решений, по вашему мнению, достаточно отечественных ИТ-продуктов, а в каких их пока не хватает?

Дмитрий Апаршев: Сложно сказать за весь ритейл, так как у нас свой путь развития ИТ. Но в ритейле есть тенденция к тому, что он в значительной степени развивается с помощью самописной разработки. На текущий момент из того, что я вижу, есть проблемы по различным системам мониторинга. Это то, что и нам пришлось писать самостоятельно.

А в целом, наверное, текущие приложения закрывают все потребности. Каких-то острых проблем с программным обеспечением в отрасли нет, но, с другой стороны, в настоящее время недостаточно развиты инструменты на базе искусственного интеллекта.

Каков подход «ВкусВилла» к построению своей ИТ-инфраструктуры?

Дмитрий Апаршев: У нас есть собственные серверы и небольшая доля — около 1% — облачная инфраструктура от партнёров. В компании всегда считали, что с точки зрения эффективности и безопасности лучше покупать собственные серверы, поэтому с самого начала мы шли по пути создания собственной инфраструктуры, и отказываться от этого подхода на текущий момент мы не собираемся. А в облачной инфраструктуре у нас размещаются отдельные тестовые базы и незначительная часть функционала.

С прошлого года в России усугубилась проблема дефицита квалифицированных ИТ-кадров. Насколько вы её ощущаете? Как её решаете?

Дмитрий Апаршев: Да, демографическая яма сейчас ощущается во всех сферах, и в ИТ в том числе. В последнюю пару месяцев мы несколько выровнялись по набору персонала, но на рынке всё меньше и меньше высококвалифицированных кадров. Поэтому мы выбрали стратегию собственного обучения специалистов: мы находим амбициозных молодых ребят и строим их карьеру, обучаем их, стажируем, доводим до необходимого уровня и передаём в команду разработки, которая обучает их дальше.

При этом мы не отказываемся и от поиска сотрудников на рынке, но понимаем, что ситуация будет ухудшаться, поэтому идём в сторону обучения. Иногда мы принимаем к себе джунов, которые уже где-то чему-то обучились, где-то поработали. А иногда к нам приходят выпускники либо студенты последних курсов вузов, которые затем обучаются у нас по различным программам — программистов, аналитиков и т.д.

После того, как вы их обучили, нужно ещё сделать так, чтобы они захотели остаться в компании и не ушли к конкурентам. Как вы это делаете?

Дмитрий Апаршев: Это риск любой компании, которая занимается обучением, что кто-то захочет уйти. И в принципе, это нормально, и мы к этому готовы. Отчасти этот риск минимизируется за счёт увеличения потока входящих кандидатов. Кроме того, мы предлагаем достойную зарплату, соцпакет и атмосферу в коллективе, позволяющую ещё лучше развиться и стать ещё более высококлассным специалистом.

Какие ИТ-проекты 2023 года во «ВкусВилле» вы считаете главными?

Дмитрий Апаршев: В 2023 году мы довольно много работали над персонализацией в мобильном приложении, в том числе, в части углубления в инструменты программы лояльности, визуального отображения различных категорий и прочего на уровне конкретных пользователей, что потребовало глубокого рефакторинга всего приложения. А с точки зрения инфраструктуры, это работа над переходом на микросервисную архитектуру, о чём я упоминал выше.

Источник фото: «ВкусВилл»