Михаил Зотов, «ДС-Роботикс»: «Потребность в роботизации растет во всех сегментах промышленности»
На вопросы TAdviser о рынке промышленной роботизации в России и развитии бизнеса компании ответил Михаил Зотов, генеральный директор «ДС-Роботикс».
Уровень роботизации производства в России на сегодня достаточно низкий, в сравнении с развитыми странами. Чем это можно объяснить?
Михаил Зотов: Процессы роботизации во всем мире шли постоянно, не прерывались. У нас они начинались в 70-х годах прошлого века, потом был провал, когда промышленности практически не было. Так что сейчас мы поднимаемся с нуля.
Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние рынка промышленной роботизации сегодня: динамика развития, объемы?
Михаил Зотов: Несмотря на сложности, рынок промышленной роботизации в России развивается. В 2008 году, когда мы начали заниматься роботами, продажа интегратором даже одного робота в год – это было нормально. За 2020 год по стране установлено более тысячи роботов, так что рынок показал хороший рост. Вместе с тем тысяча роботов на весь российский рынок – не так уж и много. Объемы пока не такие, какие хотелось бы видеть, но динамика положительная.
Каковы факторы, сдерживающие рост рынка?
Михаил Зотов: Во-первых, резкий рост курса доллара. Экономику считаем в рублях, а роботы приходят в валюте. Во-вторых, отсутствие экономической стабильности. В этих условиях инвесторы редко рискуют вкладываться «в долгую». Для европейских стран нормальная окупаемость проекта составляет до 10 лет, у нас мало кто заглядывает дальше трех. Нормально воспринимаются проекты с окупаемостью в пределах года – двух. И третий сдерживающий фактор: отсутствие специализации интеграторов и, как следствие, проверенных, готовых «коробочных» решений. Заказчик часто не готов рисковать.
Что под этим подразумевается?
Михаил Зотов: Российские интеграторы занимаются одновременно всем - палетированием, сваркой, фрезеровкой, резкой и другими операциями. Это объяснимо: рынок не такой большой, поэтому приходится заниматься всем. Решения, как правило, разрабатываются под каждого заказчика с нуля, и в этом большой риск для бизнеса. На старте индивидуального проекта невозможно точно оценить все риски. Где-то все проходит гладко, и оборудование в итоге запускается, но иногда по ходу проекта приходится вносить изменения, из-за которых случаются задержки и увеличивается себестоимость решения.
Европа и весь мир давно шагнули дальше: если компания-интегратор занимается сварочными робототехническими комплексами, она не станет реализовывать проекты по паллетированию. Кроме специализации по технологическим операциям, есть еще и отраслевая — например, есть компании, которые разрабатывают роботизированные комплексы для керамической промышленности или на решения для судостроения. Конечному заказчику такой подход дает высокое качество решения и уверенность, что проект будет гарантированно реализован в срок и без накладок. Это плюс и для интеграторов, поскольку у них повышается компетенция в своей области, решения лучше отрабатываются, снижается себестоимость разработки и внедрения.
Как вы оцениваете уровень компетенции лиц на стороне заказчика, принимающих решение о внедрении робота?
Михаил Зотов: Зависит от предприятия. Где-то есть очень компетентные специалисты, понимающие, чего они хотят, а кто-то первый раз об этом задумался, и роботизация для него совсем новое дело. Но в целом общий уровень с каждым годом растет.
Как повлияла пандемия на рынок промышленной роботизации?
Михаил Зотов: Роботы заменяют на производстве людей, как известно. А людей на производстве и до пандемии было недостаточно, потому что мало кто хотел идти в цех, выполнять тяжелые работы. В пандемию же, когда закрыли границы, желающих оказалось еще меньше, и этот фактор стал еще более ярко выраженным. Предприятия стали с интересом смотреть в сторону роботизации, даже в тех областях, где раньше мы не наблюдали спроса. Выросло количество запросов. Правда, далеко не все из них реализовываются: кто-то понимает, что пока не готов к роботизации, кто-то принимает принципиальное решение и начинает долгосрочное финансовое планирование. Но ситуация с пандемией далека от завершения, а государство активно поддерживает внедрение цифровых технологий, к которым относится и роботизация. Так что кратный рост внедрения роботов, это вопрос времени.
Перечислите, пожалуйста, основные сегменты российской промышленности, где растет потребность в роботизированных комплексах?
Михаил Зотов: Потребность растет во всех сегментах, но наиболее ярко мы наблюдаем рост запросов в пищевой и мебельной промышленности, производстве потребительских товаров и сельхозтехники.
А у предприятий тяжелой промышленности есть интерес к роботизации?
Михаил Зотов: Интерес, конечно, есть, но из-за общего спада многие проекты были поставлены на паузу в 2020 году. Тяжелая промышленность гораздо менее динамична, чем легкая, там все стартует медленнее. Но и здесь мы ждем положительную динамику.
А со стороны автомобильной промышленности есть спрос?
Михаил Зотов: Безусловно. Ведь роботизация исторически вышла из потребностей автомобильной промышленности. Предприятия в основном уже давно и хорошо роботизированы. Со стороны автопрома идут в первую очередь запросы на плановые замены, модернизацию, оснащение линий под новые модели. Здесь спрос на роботизацию в первую очередь определяется спросом на автомобили.
Насколько рынок предложения роботов насыщенный, конкурентный, зрелый?
Михаил Зотов: Рынок незрелый, он находится в стадии формирования. Но вместе с тем насыщенный, потому что есть установленные роботизированные ячейки, информация в открытом доступе и кажется, что их несложно попробовать скопировать. Сложности проявляются уже при запуске, а знание, как нивелировать все тонкости и нюансы – это уже вопрос опыта и профессионализма, поэтому на рынке постоянно появляется много новых игроков. Правда, через год – два мало кто из них остается, но это вносит свой вклад в общую сумятицу на рынке. Заказчику, у которого нет профессиональной команды, способной оценить технический уровень предложения и компетенцию интегратора, сложно сделать правильный выбор, и опять получается чехарда. Решение зачастую принимается наугад, а за неимением других критериев исключительно по цене.
Какие роботы преобладают на нашем рынке с точки зрения места производства?
Михаил Зотов: Подавляющее большинство роботов и комплектующих для робототехнических комплексов приходят из-за рубежа. В числе стран-лидеров производства Швеция, Германия, Япония. Российские производители завозят комплектующие и делают на их основе законченные решения. Кроме того, роботы поставляются из-за рубежа в составе производственных линий и роботизированных комплексов (РТК). Тот же автопром, о котором мы говорили выше, привозит оттуда готовые линии сборки. Сегодня наблюдается тенденция по перемещению производства РТК на нашу сторону. При этом сложные системы по-прежнему поставляются с Запада, а те, что поменьше и попроще, делают российские интеграторы.
Что включает цикл внедрения роботов на производство?
Михаил Зотов: Здесь важно уточнить, что при роботизации любого процесса промышленный робот — это всегда часть общего решения: роботизированного комплекса или линии, в которую робот интегрируется. При роботизации «под ключ», на которой специализируется «ДС-Роботикс», цикл производства включает разработку решения, согласование с заказчиком, расчеты производительности, тесты для подтверждения технологии (при необходимости), проектирование, производство, программирование, сборку и отладку на производственной площадке интегратора, монтаж и запуск в эксплуатацию, сервисную поддержку. Как видите, это полноценный процесс производства, характерный для любого промышленного оборудования.
Как мы выяснили, спрос на роботов в России есть, специалисты по внедрению роботов тоже. Но потенциал рынка полностью не используется. Что поможет ускорить темпы роботизации промышленности?
Михаил Зотов: Очень не хватает экономической стабильности, устойчивого, без скачков курса рубля, чтобы запускать проекты со сроком окупаемости свыше 3-х лет. Нивелировать этот момент поможет более массовая поддержка государства. Но сейчас она работает в основном на больших проектах, в остальных случаях ее сложно получить. Вторая проблема: не все знают о широких возможностях современных промышленных роботов. И третье, о чем мы уже дважды говорили выше, — нужны надежные, серийные, зарекомендовавшие себя стандартные решения по доступной цене.
Итак, ваше основное пожелание к рынку: переход от заказных разработок к типовым, коробочным решениям. Как это возможно осуществить в нынешних условиях?
Михаил Зотов: Российский рынок, хотя и небольшой, но на нем уже есть база для формирования типовых решений, отработанных на нескольких заказчиках и закрывающих множество вопросов. Такие решения и по цене больше устроят заказчиков и по надежности. Надо убеждать в этом предприятия путем переговоров, презентаций. А для интеграторов-производителей таких решений продумать меры господдержки, аналогичные уже существующим для приоритетных отраслей промышленности.
Какие комплексы предлагает предприятиям компания «ДС-Роботикс»?
Михаил Зотов: Для сварки — самого массового сегмента – у нас есть отработанные стандартные решения. Мы их полностью собираем и тестируем у себя на производстве и потом устанавливаем заказчику.
Что представляет собой эта ячейка?
Михаил Зотов: Сейчас отработано уже три компоновки. Наиболее универсальная компоновка включает робота, выполняющего сварку, трехосевой вращатель для правильного ориентирования заготовки во время сварки, сварочное оборудование, ограждение зоны сварки, систему безопасности, освещения, общую раму. Мы привозим ячейку на фуре, выгружаем, устанавливаем, подключаем к сети и можно пользоваться. Весь процесс занимает несколько часов.
Что еще есть в продуктовом портфеле компании?
Михаил Зотов: Робототехнический комплекс для паллетирования собственной разработки: на общей раме установлен робот-паллетайзер, магазин паллет. Робот может укладывать мешки, короба, ведра, то есть имеются различные захваты под конкретную продукцию, укладываемую на паллеты. И это тоже быстро разворачиваемая конструкция. Паллетайзер можно дополнить роботизированным модулем формования коробов, упаковщиком или обмотчиком. С помощью такого «конструктора» заказчик может полностью убрать ручной труд в зоне упаковки и паллетирования. Сейчас это очень востребованная задача.
Сопровождает ли Ваша компания свою продукцию по модели полного жизненного цикла, от производства до утилизации?
Михаил Зотов: Проект начинается с аудита производства, потом осуществляется разработка решения, производство оборудования, запуск в эксплуатацию и последующий сервис. Что касается утилизации, то такого запроса со стороны заказчиков нет, поскольку роботы работают очень долго. Например, у ABB — известной в мире компании–производителе роботов, есть ролик о том, что их первый робот, созданный еще в 70-х годах прошлого века, все еще в производстве. У нас другой процесс актуален: после первого успешного внедрения, заказчики покупают вторую, третью, и есть прецедент – четвертую роботизированную ячейку.
На какие предприятия ориентированы решения компании?
Михаил Зотов: Мы больше смотрим на средний бизнес. Важный критерий: владельцы все ещё интересуются своим бизнесом, не отошли в сторону, предоставив все менеджменту.
Почему это так важно?
Михаил Зотов: Владельцу интересна модернизация своего производства. Менеджмент смотрит на все это по-другому. Человек, который рисковал, создавая производство, готов и дальше искать лучшее для себя, надежное решение, а менеджмент готов только повторить решение, работающее у соседа.
Расскажите, в каких отраслях были реализованы наиболее интересные/масштабные проекты?
Михаил Зотов: Наиболее интересные проекты связаны как раз не с коробочными решениями, а с индивидуальной разработкой. Мы делали и универсальный комплекс по адаптивной сварке – для штучных и малосерийных изделий, и обслуживание формовочных машин коллаборативным роботом на хлебобулочном производстве – единственный такого рода проект в России, аналог есть только в Канаде. Еще одно из интересных внедрений было реализовано на заводе огнеупоров в Свердловской области. Там мы встраивали роботов в уже существующую технологическую линию, внедрив единую систему управления и контроля всего цикла: от выхода изделий из пресса на участке формовки до автоматической выдачи скомплектованных транспортных тележек для подачи в печь. Благодаря роботизации заказчику удалось обойтись без серьезных капитальных вложений, которые потребовались бы в случае строительства новой линии.
Еще один проект: роботизированный модуль по сборке и пайке печатных плат — первое подобное решение для производства электроники в России. Роботизация позволила заказчику, НПО «Старлайн», оперативно запустить производство данного изделия: вместо большого помещения на 28 рабочих мест, оснащенных дорогостоящим оборудованием — ячейка с двумя роботами на площади 4 кв. м., способная работать 24х7 с высоким качеством и производительностью.
Когда был запущен проект? За какой период реализован?
Михаил Зотов: Цикл реализации, от подписания договора и разработки до запуска в эксплуатацию занял 90 дней. Оборудование работает уже три года.
С какими основными проблемами сталкиваетесь при реализации проектов?
Михаил Зотов: В рамках каждого проекта возникают свои особые задачи, но есть и типовые проблемы. Например, для сварочного производства характерна слабая заготовительная база у заказчиков. Ведь когда сваркой занимается человек, то он видит, что сваривает, а робот, если не используется техническое зрение, варит вслепую и тут важно качество заготовок. Для паллетирования важна стабильность укладки.
Каковы планы по развитию бизнеса компании?
Михаил Зотов: Рост, развитие компетенций в смежных областях, расширение линейки готовых решений. Основная задача на перспективу: убедить рынок в том, что использование готового решения – это правильно. Надо приходить к массовому производству, тогда можно предлагать качественное оборудование по хорошим ценам.