Андрей Тамбовский, ФОРС Дистрибуция: Запросы на оптимизацию хранимой информации существенно выросли
На вопросы TAdviser о текущих потребностях заказчиков в области оптимизации хранимой информации ответил Андрей Тамбовский, директор по технологиям ФОРС Дистрибуция.
На протяжении тридцати лет ФОРС Дистрибуция была дистрибутором Oracle в России. Как компания адаптировалась после ухода вендора?
Андрей Тамбовский: ФОРС получил статус Oracle Value Added Distributor в 1999 году. С самого начала компания делала ставку на создание собственной технической экспертизы. Мы всегда старались дать нашим партнерам и их заказчикам чуть больше знаний, умений, поделиться лучшими практиками. Чтобы достичь этих целей, мы постоянно модернизировали свои ресурсы. Так в 2008 году на базе ФОРС стартовал специальный проект Oracle Partner Excellence Hub, в рамках которого проходило как обучение партнеров новинкам продуктового портфеля Oracle, так и решение вопросов миграции приложений, помощи ISV партнерам, проведение индивидуальных консультаций.
Более 12 лет назад, после того, как Oracle вывел на рынок свой первый программно-аппаратный комплекс Exadata, мы создали Центр комплексных решений, сфокусировавшийся на изучении, продвижении и внедрении ПАК Oracle. Собственный пул оборудования в совокупности с сильной командой экспертов, обладающих большим опытом работы с технологиями Oracle, многие из которых также имели опыт преподавания, сделали наш Центр одним из самых известных среди российских заказчиков. Множество кейсов по внедрению Oracle Exadata начинались с пилотных проектов, впоследствии перераставших в работы по оказанию профессиональных услуг, нацеленных в первую очередь на обеспечение высокой производительности систем.
Собственно, такой подход и позволил нам, пусть это было и непросто, но перестроить, а точнее достроить свою работу после того, как вендор прекратил деятельность в нашей стране. Весь наш предыдущий опыт, знания, собственная материальная база, а главное, команда экспертов смогли обеспечить нашу успешную трансформацию в сервис-провайдера. Тем более, что именно этого от нас требовали заказчики.
Как развивалась ситуация на рынке после того, как Oracle прекратил поддержку российских заказчиков?
Андрей Тамбовский: Вопрос о том, что будет с технической поддержкой оборудования после прекращения Oracle обслуживания российских пользователей, стал после ухода вендора самым острым. По крайней мере, наши заказчики и те компании, с которыми мы уже работали в области поддержки программного обеспечения, и даже те, которые еще не пользовались нашими услугами, этот вопрос задавали чаще всего. Проблемы с программным обеспечением были для нас не новы, уже были выработаны основные методы их решения или по крайней мере минимизации количества. Наш собственный опыт показывал, что до 97% проблем, которые возникали у заказчиков с ПО Oracle, решались силами наших экспертов, не требуя обращений к вендору. А вот оборудование одними рекомендациями не починить. Нужны не только эксперты: опытные инженеры, специалисты по диагностике, — но и собственный склад запчастей, лаборатория для проведения диагностирования ПАК и много других важных компонентов, из которых складывается работа независимой сервисной компании.
Предыдущий опыт ФОРС Дистрибуции, знания наших экспертов, расширение команды за счет новых специалистов именно в области технической поддержки оборудования Oracle, собственный фонд комплексов Oracle разных поколений позволили нам, что называется, «подставить плечо», поддержать аппаратную часть ПАК Oracle наших заказчиков. Метавселенная ВДНХ
Сегодня мы уверены в своих силах и возможностях. За весь прошедший год мы ни разу не нарушили своих обязательств по срокам и качеству решения проблем теперь уже аппаратных средств. Учитывая, что программное обеспечение мы научились поддерживать давно, заказчикам, использующим Oracle Exadata, Exalogic, Big Data Appliance и другие ПАК Oracle, мы предоставляем услуги так же как до ухода вендора — на принципах «одного окна», когда заказчику достаточно сообщить о проблеме, а диагностикой и поиском решения занимается наша объединенная команда software и hardware инженеров.
Какие запросы со стороны рынка присутствуют в настоящее время?
Андрей Тамбовский: Помимо того, что заказчики желают прежде всего обеспечить надежную и стабильную работу внедренных ранее систем, мы видим еще и запросы на технологический консалтинг. Системы, которые мы обслуживаем, практически всегда относятся к высоконагруженным контурам с большим объемом накапливаемых и обрабатываемых данных. В связи с этим возникают запросы на оптимизацию хранимой информации, достижение максимально возможного из того, что могут делать имеющиеся ПАК, вплоть до апгрейда аппаратной части. И это не такая простая задача, как может показаться. Необходимо понять, где именно находится узкое место, что мешает нормальной работе в сложном контуре, состоящем из множества систем, чтобы не «бить по площадям», а модернизировать только критически важную часть. Сегодня, когда имеются объективные сложности с закупкой оборудования, запрос на такого рода сервис существенно вырос.
У нашей команды большой опыт решения подобных задач. ФОРС Дистрибуция имеет десятилетнюю практику проводимых для партнеров и заказчиков в Центре комплексных решений тестирований, нацеленных на выявление существующих проблем информационных систем и поиск наиболее эффективного варианта конфигурации ПАК Oracle.
Насколько могут отличаться возможности техподдержки, оказываемой отечественными экспертами, от того, что предоставлял Oracle?
Андрей Тамбовский: Понятно, что ранее стандартную техническую поддержку оказывал вендор. С нашей стороны решались задачи более высокого уровня, такие как повышение производительности и отказоустойчивости систем, реагирование на инциденты в условиях, когда нужно срочно восстанавливать работу контура. Стандартная техподдержка Oracle часто не соответствовала SLA клиентов: заказчики хотели, чтобы поддержка предоставлялась на русском языке, с высокой долей ответственности и в кратчайшие сроки. Поэтому так получилось, что мы начали с конца: то, до чего некоторые компании доходят только на n-ном году жизни, стало для нас стартом.
Мы работали с крупными госзаказчиками, банками, ритейлом. У таких клиентов очень высокие требования к качеству сервиса и срокам решения инцидентов. Также мы занимались расширенными сервисами и проектами по анализу проблем производительности.
Ещё в 2015 году ФОРС Дистрибуция создала собственную службу технической поддержки и консалтинга. Для нас служба — это не только профессионалы высокого класса, но также собственная база знаний, система приема заявок, горячая линия, работа в режиме 24/7, а теперь еще и собственный склад запчастей, лаборатория диагностики ЗИП. Могу сказать, что за эти 7 лет мы не потеряли ни одного из тех заказчиков, с которыми начали работать. Это своеобразный критерий качества, когда с каждым годом мы только наращиваем пул клиентов, которым было бы интересно добиться расширения информационных систем с сохранением или улучшением показателей производительности и отказоустойчивости.
Как компания выстраивает свою деятельность в условиях нехватки запчастей и комплектующих?
Андрей Тамбовский: Может быть это прозвучит несколько парадоксально, но наличие или отсутствие запчастей в первую очередь связано не столько с возможностью их купить и положить на склад, сколько с необходимостью точного понимания, какие именно нужны запчасти, какое количество достаточно для того, чтобы выполнить свои обязательства по срокам ремонта.
Многолетний опыт работы нашей команды технической поддержки, аналитиков и разработчиков специализированного ПО позволил нам очень быстро создать систему для управления складом запчастей, превратив абстрактную проблему в руководство к действию. Сегодня нам понятно, какие детали надо закупать, когда, в каком количестве и у каких поставщиков. При наличии такого инструмента, учитывающего нашу статистику ремонтов и прогнозирующего расход деталей, мы смогли минимизировать влияние проблем, которые периодически бывают на рынке с поставками запчастей.
Сейчас компания чувствует себя вполне уверенно в сложившейся ситуации, так как у нас есть три ключевых компонента: люди с очень высокой квалификацией, склад запчастей, номенклатура которого составляет более 9 тысяч единиц, и созданные нами информационные системы, обеспечивающие работу службы технической поддержки.
Какие существуют возможности для оптимизации работы программно-аппаратных комплексов, не требующие установки дополнительного оборудования?
Андрей Тамбовский: Запрос от заказчиков на увеличение объема базы данных стал, наверное, вторым по частоте после вопроса о работе «железа». Растет объем данных, соответственно, необходимо обрабатывать больше информации, а это означает, что увеличивается нагрузка на серверы, систему хранения и иное оборудование. В случае с Exadata и серверы базы данных, и система хранения являются взаимосвязанным компонентами одного ПАК. Именно поэтому вопросы повышения производительности и расширения свободного места часто могут решаться не только привычными методами апгрейда аппаратных средств, но и анализом работы СУБД и заполненности системы хранения.
На протяжении многих лет настройка Exadata на максимально возможную производительность была и остается одной из самых главных специализаций нашей команды. Что касается консалтинга в области оптимизации объема хранимых и обрабатываемых данных, то и тут существует разработанная нашими экспертами методика, уже неоднократно доказавшая свою эффективность. Обладая опытом внедрения, поддержки и модернизации систем Oracle, мы уже сегодня предлагаем нашим заказчикам программы как по расширению емкости подсистемы хранения, так и по наращиванию производительности серверов баз данных. Наши специалисты способны обнаруживать узкие места даже в старых системах и принимать решения, где и что необходимо модернизировать, чтобы ПАК работал с привычной заказчику производительностью.
Какие тренды развития ИТ-рынка в России вы предвидите в ближайшие несколько лет?
Андрей Тамбовский: На мой взгляд, стоит обратить внимание на облачные технологии. Я считаю, что эта тема стала особенно актуальной у нас в стране именно сегодня, когда требуется и решать проблемы поддержания существующей инфраструктуры и прорабатывать вопросы миграции в рамках процесса импортозамещения в ИТ. Те важные особенности, которые отличают облачные технологии от традиционного подхода, позволяют решить множество проблем. Если компания желает уменьшить зависимость своего бизнеса от наличия запчастей, то облака — один из возможных путей решения этого вопроса.
В последние годы мы видели опережающий рост российских ЦОДов облачных провайдеров. Сегодня существует система, при которой оборудование, каналы и ПО можно получить как услугу полного цикла, делегировав решение вопросов поддержания инфраструктуры специалистам провайдеров и привлекая при этом сторонних экспертов, которые умеют профессионально поддерживать сложные сервисы в облаке. Заказчик в таком случае может сосредоточиться на своих главных бизнес-задачах, не тратя время и ресурсы на поддержание работы системы.
Для нас как для людей, профессионально занимающихся ИТ, такое предоставление своих сервисов заказчикам, переносящим свои системы в облака, давно является частью стратегического направления. Мы стали одним из лучших партнеров Oracle в области освоения облачных технологий. Подтверждением этого является Oracle Innovation Award, которую наша компания получила за успех проектов, реализованных на базе Oracle Cloud.
Сегодня тем пользователям, которые собираются или уже «пошли в облака», мы предлагаем свои услуги — теперь уже в ЦОДах российских облачных провайдеров, с которыми мы заключили партнерские соглашения. Наши специалисты прошли необходимые курсы обучения, провели предварительные тестирования, мы активно работаем над проектами, требующими высокого уровня экспертизы в области технологий Oracle и знания специфики их использования в российских облаках. От обучения, проектирования перехода и самой миграции в облако до поддержки, оптимизации производительности и построения катастрофоустойчивых решений, используя облачную инфраструктур практически всех крупнейших российских провайдеров — вот неполный список того, на чем сфокусирована сегодня наша команда экспертов по облачным технологиям.
Что вы думаете о тенденции к импортозамещению?
Андрей Тамбовский: На мой взгляд, если говорить об импортозамещении как о переходе на российское оборудование и программное обеспечение, создаваемое и развиваемое сообществами наших специалистов, то это естественный процесс: во всем мире наблюдается постепенная замена вендорской модели решениями, основанными на принципах открытого сообщества.
На самом деле, случай России не уникален, мировой рынок движется в сторону использования, если хотите, микросервисной архитектуры для СУБД, в которой могут использоваться различные базы данных, каждая из которых оптимизирована под свою нагрузку и которые вместе образуют платформу, не уступающую по своим технических характеристикам применяемым сейчас решениям. Понятно, что пока в процессе разработки и внедрения этой архитектуры есть свои сложности, но эксперты стремятся постепенно их минимизировать.
Сейчас мы имеем портфель заявок на участие нашей команды в проектах по импортозамещению. Удовлетворить данные запросы нам позволяют глубокие знания технологий Oracle, без понимания которых сложно представить любой серьезный проект по миграции на новую архитектуру Сегодня мы нарастили экспертизу в области российского аппаратного обеспечения и программных средств, находимся в альянсе с отечественными вендорами, которые предлагают импортозамещающие продукты, и отлаживаем с ними методики миграции с Oracle. Думаю, в ближайшее время нам будет, о чем рассказать.