Центр обработки данных (дата-центр)
Центр обработки данных (ЦОД) – единая многокомпонентная система, которая призвана обеспечивать бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов. Центры обработки данных создаются в первую очередь для увеличения производительности компаний, активно использующих в своей деятельности информационные технологии, а также для повышения качества предоставляемых услуг.
Каталог TAdviser Дата-центров России и технологий для дата центров.
Содержание |
Для хранения и обработки большого количества информации используются специализированные технические решения, мощные серверы, дисковые хранилища. Создавать и обслуживать такие технические системы самостоятельно достаточно сложно и дорого: содержание серверов требует специальных технических условий, отдельных помещений и квалифицированного персонала. Одним из основных назначений дата центров как раз и является создание подходящих условий для размещения таких технических решений.
Дата-центры (data-центры, ЦОД – центры обработки данных) специализируются на размещении специализированных компьютерных устройств, предназначенных для хранения, обработки информации, а также на предоставлении клиентам каналов связи для доступа в Интернет или передачи данных. Главная задача дата-центра состоит в создании защищенного надежного пространства с благоприятными для работы климатическими условиями, гарантированному электропитанию, благодаря которому компания-арендатор может всегда получить доступ к своим данным, закрытым для посторонних пользователей.
Корпоративные ЦОДы можно условно разделить на две категории. Большинство крупных корпораций имеют собственные дата-центры для обработки и хранения информации, а также — в случае с интернет-компаниями — для поддержки функционирования собственных сервисов. Как правило, такие компании имеют основной и резервный дата-центры, которые располагаются в разных местах и между которыми перераспределяется нагрузка.
Коммерческие дата-центры предоставляют услуги по хранению и обработке данных сторонним клиентам. Компании-клиенты могут использовать гибридную модель, в рамках которой сочетать собственную инфраструктуру и мощности коммерческих дата-центров для наиболее экономически эффективной работы.
Задачи
Любой бизнес стремится максимально увеличить свои доходы и снизить расходы. Руководители крупных компаний знают, что лучше потратить чуть больше средств на модернизацию процессов, чем потерять огромные суммы на ликвидацию непредвиденных обстоятельств. Поэтому перед ЦОД ставится ряд основных задач. К ним относятся:
- хранение и анализ большого количества информации;
- обеспечение безопасности IT-систем;
- максимальная доступность данных;
- безотказность систем;
- объединение распределенных систем;
- обеспечение бесперебойной работы.
Все это в конечном итоге ведет к повышению надежность бизнеса.
Фильм «Архитектура интернета. Дата-центр» рассказывает массовому зрителю, что такое дата-центр, его инфраструктура, как работа ЦОДов связана со всеми сферами современной жизни. Съемки велись в здании московской междугородной телефонной станции № 9 (ММТС-9), а также в центрах обработки данных DataPro, «Роскосмоса», столичной сети дата-центров 3Дата.
Преимущества для бизнеса
Создание многокомпонентных систем, решающих большинство проблем в бизнесе, намного сокращает расходы предприятий. В частности, для компаний с территориально-распределенной инфраструктурой это незаменимое решение, поскольку 1–2 сотрудника, обслуживающих ЦОД, с успехом заменяют множество лиц, работающих в офисах в регионах. Впоследствии многие предприниматели задумались над приобретением центров обработки данных в связи с тем, что потребовалось интегрировать воедино большое количество информации. Риск потерять определенные сведения безвозвратно стал очень велик и обусловил определенные затраты по восстановлению информации. Кроме того, возникли риски по лишению части доходов в связи с простоями по разным причинам. То есть, благодаря своим уникальным особенностям ЦОД обеспечивает эффективную бесперебойную работу любой организации.
Преимущество дата-центра в том, что человек или компания, может, из любой точки планеты, используя любое устройство доступа в сеть, работать с необходимой и достаточной вычислительной мощностью, требуемым объемам памяти, всем необходимым программным обеспечением, которое будет работать и храниться на серверах в дата-центре.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Традиционные услуги в дата-центрах: аренда стойки, размещение серверов, подключение к Интернету, аренда каналов связи, установка, настройка ПО, администрирование. В настоящее время к ним добавились предоставление в аренду вычислительных мощностей, виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования данных, аренды приложений.
- Надежность хранения информации. Причем эта надежность подтверждается как заложенной на этапе проектирования архитектурой, так и последующей эксплуатацией. Интересный факт, что при детальном сравнении стоимости владения информационной системой, расположенной на территории заказчика (как правило, это бизнес-центр) и в дата центре, получаются вполне сравнимые цифры, чего нельзя сказать о сравнении надежности этих способов.
- Уменьшение временных затрат на реализацию новых проектов в сфере IT. При работе в дата-центре компании самостоятельно выбирают услуги, которые они хотят получать. Самыми востребованными остаются аренда стойки, юнита, готового сервера, виртуального сервера и резервное копирование данных. Но помимо этого существует ряд других услуг, которыми компании-арендаторы могут при необходимости воспользоваться, что значительно сэкономит время на запуск нового IT-проекта. Например, это аренда приложений, позволяющая избежать масштабных инвестиций на начальном этапе работы. В качестве примера можно привести аренду 1С бухгалтерии – для развертывания готовой системы, пригодной к работе, достаточно заказать и оплатить такую услугу в дата центре. При этом, зачастую, в офисе заказчика не нужно ничего покупать, устанавливать или настраивать, кроме как доступа в Интернет.
- Сокращение затрат на аренду помещения. Сюда можно отнести затраты на электричество, офисные площади, используемые под «серверные», и обслуживание собственных систем охлаждения и устройств бесперебойного питания. Кстати, купленная в офис техника становится основными средствами предприятия, на них начисляется налог на имущество.
- Организация непрерывной работы головного офиса с филиалами компании по всей стране. доступ к рабочей информации независимо от места нахождения сотрудника. Например, руководитель компании может, находясь в отпуске, проверять рабочую почту, связываться со своими сотрудниками через IP-телефонию.
- Возможность создания резервного офиса организации, если по каким-то причинам работа в основном офисе невозможна, а необходимо получить важную информацию, доделать проект
сокращение затрат на покупку приложений. Для усиления конкурентных позиций собственники дата-центров разрабатывают новый спектр услуг, который можно предлагать арендаторам.
Первыми, кто стал использовать в своей работе центры обработки данных, были крупные зарубежные компании. За ними последовали и российские предприниматели. В РФ в 2000-2001 годах появились первые обладатели ЦОД. Пионером выступил Сбербанк России. Именно он является наиболее территориально-распределенной организацией. То есть потребность в создании интеграции многочисленных данных была высока. В дальнейшем собственными ЦОД обзавелись и крупные нефтяные компании.
Типы центров обработки данных
В зависимости от назначения различают три разных типа дата-центров, каждый из которых рассчитан на определенную модель предприятия и имеет собственные оперативные задачи и проблемы:
- корпоративные дата-центры;
- хостинговые дата-центры, предоставляющие компьютерную инфраструктуру как услугу (IaaS);
- дата-центры, использующие технологию Web 2.0.
Ниже приведены параметры, которые могут значительно отличаться в разных типах дата-центров:
- тип трафика (внутренний, внешний или смешанный);
- использование Layer 2 (L2) и/или Layer 3 (L3) для управлення трафиком в центре или на периферии (Top of Rack);
- технология хранения данных;
- уровень серверной виртуализации;
- общий размер центра обработки данных (по количеству серверов).
Создание и модернизация ЦОД
Основная статья: Создание и модернизация ЦОД
Компоненты ЦОД
Традиционный ЦОД
Обязательные компоненты, входящие в состав ЦОД, можно разделить на три основные группы:
1. Технические компоненты. Они создают условия для эффективной работы центра. К таковым относятся:
- серверный комплекс, включает серверы информационных ресурсов, приложений, представления информации, а также служебные серверы
- система хранения данных и резервного копирования – ядро ЦОД. Она состоит из консолидирующих дисковых массивов, сети хранения данных, системы резервного копирования и аварийного восстановления данных
- сетевая инфраструктура обеспечивает взаимодействие между серверами, объединяет логические уровни и организует каналы связи. Она включает магистрали для связи с операторами общего доступа, телекоммуникации, обеспечивающие связь пользователей с ЦОД
- инженерная система эксплуатации ЦОД поддерживает условия для нормального функционирования центра. В ее состав входят подсистемы энергообеспечения, климатконтроля, пожарной сигнализации и пожаротушения, передачи данных, а также автоматизированные системы диспетчеризации, управления информационными ресурсами
- система безопасности предотвращает несанкционированное вторжение в зоны конфиденциальной информации. Она состоит из средств защиты, системы оповещения и системы контроля доступа
2. Программное обеспечение. Это фактически сервисы инфраструктуры ЦОД и ПО для корректной работы бизнес-процессов, необходимых для конкретной организации. К компонентам инфраструктуры относятся:
- операционные системы серверов;
- программное обеспечение баз данных;
- операционные системы рабочих станций;
- средства кластеризации;
- средства резервного копирования;
- программы устройств хранения данных;
- средства администрирования серверов и рабочих станций;
- средства инвентаризации;
- офисное программное обеспечение;
- электронная почта;
- Интернет-браузеры.
К программам, отвечающим за функционирование бизнес процессов, относятся:
- деловые приложения;
- базовые корпоративные информационные сервисы;
- приложения для коллективной работы;
- отраслевые компоненты;
- программное обеспечение для решения задач конструкторско-технологического плана системы электронного архива и управления проектами;
- программы, обеспечивающие сервисы файлов, печати, службы каталогов и других прикладных задач.
3. Организационная среда решает вопросы, связанные с предоставлением IT-услуг. Она должна соответствовать требованиям по оказанию IT-услуг, таким как ISO/IEC 20000. Здесь представлены:
- процессы оказания услуг, то есть качество и доступность услуг;
- процессы взаимоотношений между поставщиком и клиентом, а также с подрядными организациями;
- процессы решения проблем, возникающих при функционировании любого из компонентов системы;
- процессы управления конфигурациями, мониторинг и контроль статуса IT-инфраструктуры, инвентаризация, верификация и регистрация конфигурационных единиц, сбор и управление документацией, предоставление информации об IT-инфраструктуре для всех других процессов;
- процессы управления изменениями, то есть определение необходимых изменений и способов их проведения с наименьшим риском для IT-услуг, а также проведение консультаций и координации действий с организацией в целом;
- процессы релиза, то есть совместного тестирования и введения в активную деятельность организации ряда конфигурационных единиц.
Программный ЦОД
В программном ЦОДе мы все окружение реализуем в виде программных модулей в виртуальных машинах – virtual appliance. Идея состоит в том, что физически используются только серверы и коммутаторы. Все остальное реализуется в виде виртуальных машин – virtual appliance.
В мире сервис-провайдеров эта технология известна и даже стандартизована под названием NFV – Network Function Virtualization – виртуализация сетевых функций. Только там это используется для предоставления сервисов и соответственно очень много внимания уделяется средствам оркестрации и управления, интеграции с OSS системами, что позволяет автоматизировать процесс создания услуг для каждого из абонентов. В корпоративном ЦОД так часто состав услуг менять не надо, уровень автоматизации может быть существенно ниже, но перенос всех сетевых функций в виртуальные машины все равно дает существенные преимущества.
Рынок услуг ЦОД
Передовые разработки
Основная статья: ЦОД (передовые разработки)
См.также
- Обзор TAdviser: Коммерческие ЦОДы
- Ключевые услуги на базе ЦОД
- Колокация (Colocation)
- Российский рынок ЦОД
- Тенденции на российском рынке дата-центров
- Облачные сервисы (рынок России)
- Российский рынок IaaS
- Что такое "зеленый" дата-центр?
- Измерение экономичности ЦОД
- Контейнерные ЦОД
- Технологии для ЦОД: Твердотельные накопители (SSD)
- Мировой рынок ЦОД
- Главные тенденции мирового рынка ЦОД
Ссылки
- Виртуальная модель ЦОД
- Подробности о структуре ЦОД, этапах создания
- ЦОД с экономических позиций
- Основные аспекты создания ЦОД
- Датацентр SafeData
- Экскурсия по датацентру
- TIA-942
- Лист дата-центров Москвы и Санкт-Петербурга.
- Планировочные решения цодов
- Прогнозы развития петербургского рынка дата-центров
- Газовое пожаротушение для серверной и электронного архива