Артем Натрусов: Экономия ЕСН и сокращение персонала, требующегося для учета, сразу обеспечили рентабельность проекта
В экспресс-интервью TAdviser Натрусов Артём Владимирович, CIO компании «Эльдорадо» поделился своим опытом внедрения HRM-системы.
TAdviser: Какими были наиболее важные стимулы, побудившие предприятие начать столь трудоемкий проект? Была ли какая-то другая HR-система установлена в компании до SAP HCM? Артем Натрусов: Основные причины внедрения системы SAP HCM (главным интегратором выступила компания Molga) заключались в необходимости оперативного получения достоверной информации по персоналу. Нашей компании требовалась централизация учета, более эффективное использование персонала по кадровому учету и расчету заработной платы с возможностью создания центра услуг по этим функциям. Также централизация учета дает экономию на едином социальном налоге, так как эффект от регрессивной шкалы теряется при переходе сотрудников из одной базы в другую в течение года. При использовании централизованной единой системы этих потерь удается избежать. До внедрения SAP HR компания использовала несколько баз, которые велись в системах от «1С».
TAdviser: Почему компания приняла решение внедрять именно систему управления персоналом SAP? Рассматривались ли другие системы в качестве возможных вариантов? Какие критерии были важными при выборе решения?Артем Натрусов: Эльдорадо использует SAP как основную транзакционную систему. Поэтому выбор SAP HR в качестве решения для учета персонала и расчета заработной платы стал естественным продолжением ИТ-стратегии компании. Стоимость владения и масштабируемость явились основными критериями выбора. По этим параметрам система нас полностью устроила. Также немаловажно то, что SAP имеет много успешных внедрений этого модуля в России, что существенно снижает риски проекта.
TAdviser: Какие задачи были отмечены как приоритетные при подготовке проекта внедрения HR-системы? Какие цели ставились при планировании проекта: «автоматизировать все, что возможно» или использовать базовый функционал?
Артем Натрусов: Мы ставили задачу использовать базовый функционал. Именно это приносит основные преимущества. Дополнительный функционал, требующий отдельных лицензий, такой как дистанционной обучение, может быть использован от другого производителя, который даст лучшее сочетание цены и качества. Мы также планируем развивать дополнительные элементы расширенного функционала SAP.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
TAdviser: Насколько важным для проекта был выбор интегратора? Какими были основные критерии выбора подрядчика?
Артем Натрусов: Выбор интегратора всегда является ключевым шагом проекта. В нашем случае это был стандартный для компании «Эльдорадо» процесс тендера, который обеспечил оптимальный выбор.
TAdviser: Проект был реализован в очень сжатые сроки. Возникли ли при этом проблемы быстрой адаптации персонала к новому решению? Как они решались?
Артем Натрусов: Задача адаптации персонала к новому решению, конечно, стояла. Решалась она как с помощью обучения, так и за счет расширенного тестирования, которое включало в себя расчет заработной платы на реальных данных. Также необходимы были постоянные консультации и оперативное реагирование на проблемы в начальной стадии промышленной эксплуатации.
TAdviser: Какие особенности существуют при реализации проектов автоматизации HR-службы крупных сетей гипермаркетов, на ваш взгляд?
Артем Натрусов: К особенностям надо причислить специфику табельного учета в магазинах и мотивационных схем, использующихся в магазинах. В случае «Эльдорадо» исходные данные формировались в информационной системе магазина, которая является собственной разработкой
TAdviser: Каковы результаты внедрения системы управления персоналом? Проводилась ли оценка экономической эффективности от внедрения HRM-системы?
Артем Натрусов: Была подсчитана экономия ЕСН. Также произошло сокращение персонала, требующегося для учета. Эти два показателя уже обеспечили рентабельность проекта.
TAdviser: Каковы дальнейшие планы предприятия в отношении комплексной автоматизации? Внедрены ли или планируются к внедрению другие модули SAP?
Артем Натрусов: Сейчас в Эльдорадо внедрены все основные модули: IS-Retail, FI, FI-AA, MM, SD, LE, CO, CO-PA, PS, BI, PI, PIPE, MAP. Мы начали проект по обеспечению всех видов учета (управленческого, бухгалтерского, налогового и МСФО) средствами SAP. Параллельно мы работаем над улучшением качества данных, системы доступа. Анализируем дополнительные элементы функциональности SAP (например, Business Objects). К планам по внедрению подходим тщательно. Оптимизация существующей системы имеет более высокий приоритет.
TAdviser: Что бы вы могли порекомендовать компаниям, которые только планируют внедрять HRM-систему? Может быть, были какие-то ошибки, которые тормозили ход проекта, или, наоборот, удачные решения, которые помогли реализовать проект в срок и в рамках бюджета?
Артем Натрусов: Никакого чудесного совета нет. Нужна тщательность в планировании и необходимые ресурсы для реализации. Настоятельно бы рекомендовал иметь выделенного проектного менеджера от бизнеса (HR), заранее спланировать ресурсы HR на тестирование. Важно также на некоторое время перед внедрением заморозить бизнес-процессы, чтобы избежать изменений в последнюю минуту. В дополнение работа над качеством исторических данных может начаться даже раньше старта проекта. А к концу проекта необходимо подойти с качественными данными и отработанными процедурами выгрузки/загрузки.
Проектный менеджмент должен включать регулярный контроль статуса управляющим комитетом, который должен включать спонсора проекта, четкое определение правил ведения проекта, его рамок в уставе. Дисциплина исполнения решений со стороны бизнеса в проекте «Эльдорадо» была обеспечена вовлеченностью и активной позицией вице-президента по HR Руслана Ильясова.