HRM: Объем, динамика, структура рынка и крупнейшие HRM-игроки 2006
Мировой рынок систем автоматизации управления трудовыми ресурсами продолжает достаточно активно расти, несмотря на продолжающуюся консолидацию. Сильные игроки рынка удерживают свои лидирующие позиции, конкурируя друг с другом и увеличивая клиентскую базу. Вторым фактором роста является приход новых игроков и расширение ассортимента систем best-of-breed. В частности, одним из катализаторов роста рынка является развитие решений Performance and Talent Management.
Мировой рынок систем автоматизации управления трудовыми ресурсами продолжает достаточно активно расти, несмотря на продолжающуюся консолидацию. Сильные игроки рынка удерживают свои лидирующие позиции, конкурируя друг с другом и увеличивая клиентскую базу. Вторым фактором роста является приход новых игроков и расширение ассортимента систем best-of-breed. В частности, одним из катализаторов роста рынка является развитие решений Performance and Talent Management.
Рынок растет Структура предложения на рынке средств автоматизации кадровых служб
В 2006 году объем мирового рынка решений HCM/HRM оценивается, по данным Forrester Research в $9 млрд, а его рост — в 7 % ежегодно. При этом, аналитики указывают, что на сегмент собственно HRMS приходится порядка половины указанного оборота — $4,5 млрд остальная половина покрывается продажами лицензий на специализированные продукты (best-of-breed).
Аналитики AMR Research дают даже более позитивную оценку роста этого рынка, — 10 % ежегодно, — и обещают, что к 2010 году его объем достигнет $8,7 млрд. При этом нынешний объем сегмента HRMS они оценивают в $5 млрд. По данным AMR, указанные $5 млрд составляют 48 % общего рынка средств автоматизации кадровых служб, остальные 52 % оборота приходятся на решения best-of-breed. Приводятся следующие доли рынка, соответствующие «нишам», занятым специализированными решенями: системы автоматизации найма, Recruitment (15 %), системы автоматизации учета труда, Workforce Management (14 %), системы управления эффективностью и «талантами», Performance and Talent Management (9 %), системы управления обучением, Learning Management (7 %), а также ряд некатегоризированных решений (7 %).Метавселенная ВДНХ
Три фактора роста рынка Темпы роста доходов по сегментам рынка средств автоматизации кадровых служб
Что касается динамики, то продажи как таковых систем HRMS, по оценкам AMR Research, растут на 3 % ежегодно, систем автоматизации найма — на 4 %, систем управления обучением — на 10,5 %, систем автоматизации учета труда — на 12 %, а систем управления эффективностью и «талантами» — на 20 %.
Лидеры рынка
По оценкам AMR Research, в 2006 году доли тройки лидеров мирового рынка должны выглядеть следующим образом: Oracle — 25 %, SAP — 24 %, Kronos — 10 %. В 2005 году это соотношение выглядело так: Oracle — 26 %, SAP — 23 %, Kronos — 10 %, а в 2004 (до поглощения PeopleSoft) доля Oracle на этом рынке составляла только 7 %.
Доли лидеров рынка HRMS
По данным аналитиков, SAP выиграл 1 % рынка у Oracle из-за более высокой скорости роста — 13 % в год, против 10 % у Oracle.
В то же время, согласно опубликованному в июле отчету Gartner по итогам 2005 года, доля SAP составила 24,1 %, в то время как доля Oracle — 14,4 %. Как видно, в доле SAP аналитические агентства практически не расходятся, в то время как объявленная доля Oracle в 2005 году различается почти в два раза. Прозвучало мнение, что указанная разница в оценках доходов вызвана тем, что AMR Research включает в их источники профессиональные услуги, а Gartner — нет. Однако есть и возражение — едва ли Oracle получает настолько большие доходы от услуг по внедрению и сопровождению своих решений в области HRM, чтобы они сравнялись с доходами от продажи лицензий. Сама корпорация Oracle официально подтвердила верность оценок AMR Research.
Ранкинг вендоров HRM-систем по числу клиентов*
Но, кроме объемов доходов, положение дел на рынке можно оценить и по другим критериям. Журнал WorkForce Management составил ранкинг разработчиков HRM-систем по числу использующих их продукты компаний:
В ранкинге лидируют Kronos и Sage Software, продвигающие свои решения, в основном, в сегменте средних и мелких компаний, где они лидируют и по объему получаемых доходов. Что же касается гигантов, то по числу клиентов они отстают и существенно — их показатели меньше показателей лидеров ранкинга более чем в два раза.
Как видно из приведенных выше данных, на доходы тройки ведущих поставщиков решений HRMS приходится 48,5 %-59 % объема рынка. Это свидетельствует о достаточном уровне зрелости этого рынка. В то же время, число его участников достаточно велико, положение поставщиков решений best-of-breed достаточно устойчивое, а консолидация среди них, по мнению экспертов, только повышает качество предлагаемых продуктов и ориентирует их на стратегические цели, связанные с развитием персонала. Рынок растет как в силу увеличения числа клиентов, так и за счет появления новых продуктов, а также игроков, действующих в нескольких быстро растущих сегментах.
Рынок России
В первую очередь, специалисты по HR и полноценные HRM-системы появляются в российских представительствах зарубежных компаний, следом за ними идут крупные отечественные компании, использующие западные методики управления, а также компании с большой текучестью кадров, компании же, которые управляются «по старинке», реже прибегают к методикам управления трудовыми ресурсами.
Кроме этого, существует градация степени использования HR-функций и в зависимости от отраслевой специализации предприятий. По нашим данным, менее всего популярно управление трудовыми ресурсами в производственном секторе экономики, а более всего — в сфере обслуживания. Соответственно, чем ближе основной вид деятельности организации к сфере обслуживания, тем более востребовано расширенное управление персоналом.
По нашему мнению, такое распределение спроса на методы и средства управления трудовыми ресурсами обусловлено существенно разным участием затрат на труд в себестоимости продуктов и услуг в разных отраслях. В сфере услуг доля оплата труда может достигать 70 %-80 % себестоимости готового продукта, тогда как в отечественной промышленности она часто не превышает 13 %-15 %. Таким образом, для промышленных предприятий человеческий капитал не является критичным ресурсом, тогда как в сфере обслуживания это именно так.
Это же наблюдение позволяет сказать, почему полнофункциональные HRM-системы широко распространены в ведущих странах мира и только начинают широко применяться у нас. Очевидно, что в указанных странах бóльшая часть прибавочной стоимости создается в сфере услуг, что и вынуждает в условиях достаточно жесткой конкуренции оптимизировать расходы на персонал и повышать его эффективность.
См. также