Интервью с руководителем отдела разработки программ документооборота фирмы «1С» Александром Безбородовым
Главные технологические тенденции сегодня на рынке СЭД – это растущий спрос на мобильные приложения и внедрение облачных технологий. Уже более 30 000 пользователей загрузили мобильное приложение 1С:Документооборота и используют его для повседневной работы с мобильных телефонов и планшетов. О задачах и перспективах развития СЭД, а также о наиболее значимых проектах в этой области в 2013-2015 годах в интервью TAdviser рассказал Александр Безбородов, руководитель отдела разработки программ документооборота фирмы «1С».
TAdviser: Ваше видение нынешнего состояния рынка СЭД (ECM). На какие продукты/услуги растет спрос, на какие - падает? Какие отрасли являются наиболее активными потребителями?
Александр Безбородов: В последнее время часто говорят о «приближении СЭД к требованиям бизнеса», «выходе за границы канцелярии», т.е. системах, в которых есть сочетание классических возможностей для автоматизации документооборота и что-то еще, например, управление бизнес-процессами или иная автоматизация совместной работы сотрудников.
К принятию решений о внедрении СЭД все чаще привлекаются руководители служб по каждой функциональной области (юридическая служба, договорной отдел, проектный офис) и решения должны отвечать не только требованиям ИТ и высшего руководства, но и специфике работы и задачам конкретных сотрудников.
Сейчас наиболее актуальной задачей становится повышение эффективности бизнеса и получение ощутимого, практического результата работы таких инструментов как системы электронного документооборота.
Предприятия стремятся сократить сроки согласования договоров с контрагентами, ускорить принятие управленческих решений, повысить исполнительскую дисциплину, исключить утерю значимой для бизнеса информации. Это как раз то, что нужно в кризис. Именно на это мы делаем еще больший упор при выпуске новых версий 1С:Документооборота.Российские ИТ-компании, попавшие под санкции США, ЕС и Британии в 2022-2024 гг. Карта TAdviser
TAdviser: Какие технологические тенденции, оказывающие влияние на развитие электронного документооборота, вы могли бы выделить? В каком направлении развиваются продукты?
Александр Безбородов: Я бы отметил мобильность и облачные технологии. Это интересно не только руководителям, но и сотрудникам, которые по служебной необходимости работают вне офиса. Достаточно разместить систему в частном или публичном дата-центре и предоставить доступ к системе сотрудникам организации или дочерним компаниям.
Растет спрос на мобильные приложения для СЭД. В первую очередь это интересно топ-менеджерам и руководителям среднего звена, которым нужно решать задачи в любом месте и в любое время. Поэтому функционально мобильные приложения ориентированы на оперативное получение информации, возможность согласования и утверждения документов, постановку задач, планирование и контроль.
Мы учитываем все эти потребности при разработке мобильного 1С:Документооборота. Уже более 30 000 пользователей загрузили это приложение и используют его для повседневной работы в «1С:Документообороте» с мобильных телефонов и планшетов.
Если в целом руководство компании готово принять такую схему работы и обеспечить безопасность удаленного доступа, то каждый сотрудник организации может работать как в офисе, так и за его пределами (дома, в дороге, в командировке), используя веб-доступ к системе из любого браузера и практически с любого устройства, либо мобильное приложение для «1С:Документооборот».
Еще одна технологическая тенденция – повышение требований по производительности и надежности. Это связано с тем, что предприятия стремятся сократить расходы на поддержку и облуживание СЭД и поэтому сразу выбирают технологически сильную систему.
TAdviser: Назовите ваших крупнейших заказчиков в 2013-2015 годах?
Александр Безбородов: Одно из крупнейших - внедрение «1С:Документооборот КОРП» в группе компаний ОАО «Башкирская электросетевая компания» - ведущем электросетевом предприятии Республики Башкортостан. В единой системе электронного документооборота работает 3000 сотрудников из более чем 60-ти подразделений в составе четырех организаций группы. Новая система обеспечивает быструю и безошибочную обработку более 11000 документов ежемесячно.
Создана централизованная система формирования, согласования, обработки и хранения документов, в которой в настоящее время работают все офисные сотрудники и руководство холдинга.
Единая технологическая платформа решения «1С:Документооборот» и ERP-систем на базе «1С:Предприятия 8», использующихся в компании, позволила выполнить бесшовную интеграцию смежных бизнес-процессов. Из ERP-систем 1С в «1С:Документооборот» передаются данные, необходимые для оперативного оформления сделок с контрагентами. А из «1С:Документооборота» в ERP-системы 1С возвращаются данные по согласованным и заключенным сделкам для дальнейшей обработки и контроля.
Также хотел бы отметить проект в АО «АЭМ-технологии», ведущей инжиниринговой компании России в области энергетического машиностроения.
Первоначально проект осуществлялся в Управляющей компании, первый контур проекта охватил 100 сотрудников. Сейчас пользователями системы являются более 3800 человек на нескольких площадках - управляющий состав, сотрудники производственных, конструкторских подразделений.
Система объединена в единую инфраструктуру и налажено прохождение сквозных процессов между площадками, а также созданы дополнительные подсистемы «Голосование» и «Тестирование», которые позволяют проводить тестирование по 6 тестам на квалификацию по атомной тематике, по единому отраслевому стандарту закупок, по конструкторскому оборудованию и другим тематикам.
Запущена система управления проектами, создан механизм прогнозирования сроков выполнения задач по проектам. В несколько раз сокращены сроки согласования нетипового договора юристами.
Из других крупных заказчиков можно еще назвать компанию «Ителла» (крупный провайдер логистических услуг, автоматизировано 3500 рабочих мест), ТГК-1 (2500 рабочих мест), известную нефтесервисную компанию ТМС Групп (1500 рабочих мест) «МРСК Сибири» (1300 рабочих мест).
Сама фирма «1С» тоже активно использует «1С:Документооборот» в своей работе. Наши коллеги - одни из самых требовательных наших заказчиков. Более 900 активных пользователей, 2 миллиарда записей в базе объемом 8 Тб, одних только писем 20 миллионов.
TAdviser: Какие уникальные возможности ваших продуктов пользуются спросом у клиентов?
Александр Безбородов: Их много, они опубликованы у нас на сайте. И для каждого клиента свой набор преимуществ, исходя из того, для каких целей выбирается продукт, и каковы критерии выбора.
Вот некоторые из них:
- «1С:Документооборот» – это не только программа, но и методика ее использования. Ведь людям нужна не просто система, а методика решения своих задач.
- Большой функционал в одной коробке без каких-либо дополнительных оплат
- Сильный блок процессного учета и контроля исполнения, договорной работы
- Открытый код конфигурации
- Интеграция «из коробки» с 13 другими типовыми конфигурациями, такими как «1C:ERP», «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление торговлей». В том числе бесшовная интеграция, т.е. незаметная для пользователей, работающих с программой. Для решения других интеграционных задач можно использовать 10 готовых инструментов, которые тоже «лежат» в коробке.
Особенный интерес для предприятий представляет договорная работа. Поэтому к концу года мы выпустим «1С:Договорчики» - очень простую и понятную программу для работы с договорными документами. Например, программа сама заполнит договорные документы по шаблону, подключит коллег к согласованию, проконтролирует сроки, напомнит о том, что договор на руках у контрагента, необходимо выставить счет или продлить действие договора.
А когда предприятие вырастет и захочет большего, то можно будет перейти на более функциональный продукт - «1С:Документооборот».
TAdviser: Насколько для заказчиков важна гибкость системы и возможность ее модернизации системы своими силами?
Александр Безбородов: Гибкость и открытость системы - одни из ключевых факторов успешного внедрения.
«1С:Документооборот» - это готовое решение, которое можно быстро и просто настроить для автоматизации типовых процессов. Решение уже содержит все необходимые функции, созданные с учетом пожеланий наших клиентов и партнеров.
И это гибкое решение:
- Можно настраивать любые экраны, меняя состав и порядок полей
- Можно настраивать отчеты
- Можно добавлять к карточкам новые реквизиты
- Можно включать и отключать функциональные блоки
- Можно настраивать правила учета, поведение системы
И все это можно делать, не останавливая работу системы.
Если типовых механизмов не хватает, то код конфигурации открыт и при необходимости может быть адаптирован под специфические требования предприятия.
Некоторые их наших клиентов имеют высококлассную команду специалистов, внедряют и поддерживают систему силами собственных служб. Создав систему самостоятельно, они имеют полное представление о том, как выстраиваются и тиражируются процессы, создают максимально адаптированную под свои требования систему.
Как пример могу привести «ГЕОТЕК Холдинг», где в рамках одной системы реализованы как типовые процедуры документооборота компании (юридический, финансовый, кадровый блоки), так и процедуры, обеспечивающие производственный процесс. Причем, подсистема учета документации материально-технического обеспечения, охраны труда, производственных департаментов создана заказчиком самостоятельно в дополнение к типовым возможностям продукта.