2024/12/04 16:30:06

Бытовая химия (рынок России)


Содержание

Рынок FMCG в России (товары повседневного спроса)

Основная статья: Рынок FMCG в России (товары повседневного спроса)

Хроника

2024: Строительство в Астраханской области первого в России иранского завода по производству бытовой химии

В Астраханской области построен первый в России завод иранской компании Golrang Industrial Group по производству моющих средств. Об этом стало известно в начале декабря 2024 года. Завод построен в особой экономической зоне «Лотос» Астраханской области. Предприятие получило региональную господдержку для приобретения оборудования. Подробнее здесь

2023

Контроль россиянами 95% отечественного рынка средств для стирки

По итогам 2023 года доля российской продукции на рынке стиральных порошков и жидких средств для стирки в РФ достигла 95%. Для сравнения, в 2019-м этот показатель оценивался в 93%. Отраслевые тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в начале декабря 2024 года.

В исследовании учитываются такие виды продукции, как гели, капсулы и стиральные порошки. В список ведущих предприятий отрасли входят ООО «Лаб Индастриз», ООО «Проктер Энд Гэмбл-Новомосковск», АО «Фаберлик», АО «Нэфис Косметикс», ООО «Синергетик» и пр.

Говорится, что импорт средств для стирки в Россию минимален: причем в 2019–2022 годах он ежегодно сокращался, и его доля снизилась с 7% до 4%. Снижение импортных поставок объяснялось стремлением международных корпораций, таких как Henkel и Procter&Gamble, локализовать производство на территории России. В результате, доля отечественной продукции поднялась в течение указанного периода с 93% до 96%.

В 2022 году на фоне ухудшившейся геополитической обстановки выпуск средств для стирки в России сократился вследствие ограничения деятельности международных корпораций, которые отказались от рекламы, инвестиций и частично урезали ассортимент выпускаемых товаров. Кроме того, само по себе российское производство зависит от импортного сырья, которое в некоторых компаниях достигает 50%. Разрыв торговых отношений с поставщиками и сложности с проведением международных платежей также негативно сказались на объемах выпуска стиральных средств в 2022 году.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке

Вместе с тем инвестиции в отрасль бытовой химии со стороны российских компаний возросли. В 2022–2023 годах было реализовано несколько крупных проектов, среди которых — увеличение мощностей производства гелей для стирки АО «Нэфис Косметикс», монтаж новой производственной линии по выпуску стирального порошка и запуск производства гранулированного стирального порошка ООО «Бионикс» и пр.[1]

Производство бытовой химии в России выросло на 1,6% и достигло 3,31 млн тонн

В 2023 году производство бытовой химии в России достигло 3,31 млн тонн. Это на 1,6% больше по сравнению с 2022-м, когда в стране было выпущено 3,25 млн тонн данной продукции. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в середине октября 2024 года.

В исследовании учитываются дезодоранты и ароматизаторы для воздуха, полирующие средства, хозяйственное мыло, а также средства для кухни и сантехники, мытья посуды, стекол и зеркал, стирки, ухода за автомобилем, ухода за обувью, одеждой и тканями и пр. Значимыми игроками отрасли названы ООО «Лаб Индастриз», ООО «Юнилевер Русь», ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», АО «Фаберлик» и АО «Нэфис Косметикс».

По оценкам, в 2019 году в РФ было произведено 3,05 млн тонн бытовой химии. Год спустя зафиксирован рост на 8,3% — до 3,3 млн тонн, а в 2021 году прибавка составила еще 7% с итоговым результатом 3,53 млн тонн. Однако в 2022-м на фоне ухудшившейся геополитической обстановки произошло падение на 7,9%.

В исследовании сказано, что значительную часть российского рынка контролируют транснациональные компании, имеющие свои производственные площадки на территории страны. В 2022-м Henkel, Unilever, Procter & Gamble, Reckitt Benckiser приняли решение о сокращении своего присутствия в РФ: они отказались от рекламы, инвестиций в российский бизнес и сократили ассортимент выпускаемых товаров. Кроме того, отечественное производство бытовой химии находится в сильной зависимости от импортных компонентов и комплектующих, в первую очередь из Европы. Из-за санкций и ухода зарубежных поставщиков отечественные производители бытовой химии столкнулись с нехваткой поверхностно-активных веществ для моющих и стирающих средств, а также полиэтилена, полипропилена, красок и пластика. Впрочем, уже в 2023 году выпуск бытовой химии в России начал восстанавливаться.[2]

Рост продаж освежителей воздуха на 19% до 46,9 тыс. тонн

В 2023 году розничные продажи освежителей воздуха в России достигли 46,9 тыс. тонн. Рост по отношению к предыдущему году, когда было реализовано около 39,3 тыс. тонн этой продукции, составил 19,3%. Положительная динамика обусловлена отложенным внутренним спросом и восстановлением импорта, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы 29 февраля 2024 года.

Обнародованная статистика учитывает продажи таких изделий, как аэрозоли, гели, дезодоранты, диффузоры, поглотители запахов, свечи и спреи (интерьерные духи). Среди значимых игроков рынка называются «Фаберлик», «Синергетик», «Арнест», «Сибиар» и «Аэрозоль Новомосковск».

По оценкам, в 2019 году на российском рынке было реализовано 45,3 тыс. тонн освежителей воздуха. В 2020-м розничные продажи этой продукции сократились на 9,6% — до 40,9 тыс. тонн. Под влиянием пандемии COVID-19 спрос перераспределился на дезинфицирующие средства. Кроме того, в РФ наблюдается общий тренд на использование экологически чистых и натуральных продуктов: потребители зачастую выбирают альтернативные способы очистки и освежения воздуха, например, использование эфирных масел. Из-за этого продажи традиционных освежителей падают.

В 2021 году в связи с отложенным спросом объем реализации увеличился на 3,5%, составив 42,4 тыс. тонн. А в 2022-м в условиях снижения платежеспособности населения и резкого роста цен на продукцию на фоне ухудшения геополитической обстановки продажи освежителей сократились на 7,2%, составив 39,3 тыс. тонн. Покупатели предпочитали сокращать объемы закупленных средств или переходить на более дешевые. В частности, многие потребители отказывались от приобретения автоматических распылителей в пользу менее дорогих продуктов.[3]

2022

В России на 2,6% снизились продажи отбеливателей и пятновыводителей - до 72,5 тыс. тонн

Объем российского рынка отбеливателей и пятновыводителей в 2022 году составил 72,5 тыс. тонн, что на 2,6% меньше, чем годом ранее, когда продажи этой продукции измерялись 74,4 тыс. тонн. Об этом свидетельствуют данные, которые аналитики BusinesStat обнародовали в декабре 2023 года.

Основная часть спроса на рассматриваемом рынке приходится на отбеливатели - их реализация в России по итогам 2022 года достигла 59,5 тыс. тонн. Продажи пятновыводителей составили 13 тыс. тонн.

В BusinesStat разделили отбеливатели на три основных вида в зависимости от их состава: хлорсодержащие, кислородные и оптические. Использование отбеливателей и пятновыводителей стало более экономным, покупатели предпочитали сокращать объемы покупок или переходить на более дешевые средства.

По словам экспертов, одной из причин повышенного спроса на отбеливатели и пятновыводители послужила пандемия коронавируса COVID-19. Для мытья и дезинфекции поверхностей начали применяться чистящие средства на основе хлора. Хлорсодержащие отбеливатели широко известны как «белизна». Такие средства производятся в России и предлагаются по относительно низким ценам.

Согласно исследованию, продажи отбеливателей и пятновыводителей в России в 2022 году сократились на фоне снижения платежеспособности населения, резкого роста цен на продукцию и снижения потребности в дезсредствах на фоне стабилизации эпидемиологической обстановки. В 2021 году продажи отбеливателей и пятновыводителей снизились на 0,3% на фоне высокой базы пандемийного 2020 года. В 2021-м эпидемическая ситуация с коронавирусом стала постепенно стабилизироваться, а у населения все еще оставались запасы отбеливателей и пятновыводителей, сделанные в период ажиотажных закупок в 2020-м.[4]

Снижение производства средств для мытья посуды на 3% до 766 тыс. т.

По итогам 2022 года производство средств для мытья посуды в России сократилось на 3% в сравнении с объемом годичной давности - с 789 тыс. до 766 тыс. тонн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании BusinesStat, опубликованные в декабре 2023 года.

Согласно исследованию, производство средств для мытья посуды в РФ снизилось во многом из-за ухода зарубежных производителей. Большинство из них объявили либо о прекращении работы и продаже активов местным покупателям, либо о сокращении объемов выпуска за исключением товаров первой необходимости. Например, в марте 2022 года компания Procter & Gamble сообщила о приостановке инвестиционной и маркетинговой активности, сокращении поставок продукции в Россию и существенном урезании продуктового портфеля на своем заводе в Новомосковске. Кроме того, Henkel объявила о полном уходе с рынка и продаже своих российских активов.

Еще одна проблема для российского рынка средств мытья посуды заключается в том, что отечественные компании столкнулись с дефицитом ПАВ и других химических веществ для производства бытовой химии из-за прекращения поставок крупнейшими зарубежными производителями (BASF, Clariant). Наладить стабильные поставки сырья удалось не сразу, отмечают аналитики.

По их прогнозам (исследование опубликовано в декабре 2023 года), в ближайшие годы объемы выпуска средств для мытья посуды в России будут расти по мере восстановления спроса на продукцию. Пользуясь общей неопределенностью на рынке, отечественные производители будут увеличивать свою долю на рынке, расширять ассортимент. Государство также заинтересовано в развитии внутреннего производства: так, в июле 2023 года установлены высокие таможенные пошлины на ввоз моющих и чистящих средств из «недружественных» стран. [5]

Российские компании вытесняют импортные стиральные порошки

В 2022 году в Россию было ввезено из-за рубежа 22,9 тыс. тонн стиральных порошков и жидких средств для стирки, что на 34,6% меньше, чем годом ранее. Спад произошел из-за ухода некоторых иностранных производителей, чем начали пользоваться российские компании — в 2022 году они наращивали выпуск продукции.

В 2022 году были приостановлены отгрузки стиральных порошков из США (в 2021 году ассортимент был представлен торговой маркой Amway), гелей для стирки из Бельгии, капсул для стирки из Сербии. В условиях рекордного сокращения поставок стиральных средств в Россию западными партнерами в 2022 году компании из Белоруссии оперативно нарастили отгрузки относительно дешевой продукции на отечественный рынок. Доля поставок из этой страны взлетела почти в 4 раза: с 19,9% до 76,1%, частично компенсировав падение импорта бытовой химии для стирки в Россию по итогам 2022-го. Основной ассортимент продукции занимали линейки марок «Чайка» и «Мара» от ООО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца».

Волгоградская компания «Бионикс» отметила существенный рост спроса на стиральные порошки и средства для посудомоечных машин и в 2022 году заявила о намерении увеличить их производство в 2,5 раза, до 5000 тонн в месяц.

Кроме того, группа «БСК» увеличила втрое производство моющих средств «Зифа» и «Луч», а также объявила о выводе на рынок обновленной линейки порошков для детского белья уже.

По словам экспертов, бытовая химия для стирки относится к товарам первой необходимости и входит в стандартную потребительскую корзину, что обеспечивает стабильный спрос в отрасли. Доступность новейшей бытовой техники, развитие в стране рынка клининговых услуг и химчисток-прачечных также способствуют росту потребления моющих средств.[6]

Импорт бытовой химии в Россию снизился

В 2022 году в Россию было импортировано 312,2 млн единиц бытовой химии, что на 9,4% меньше, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства BusinesStat, которое было обнародовано в мае 2023 года.

Как отмечают исследователи, после начала спецоперации на Украине немалое количество транснациональных компаний ограничили сотрудничество с российскими предприятиями до нормализации внешнеполитической обстановки. Procter & Gamble, Unilever, Kao Group снизили поставки, сократили ассортимент и приостановили рекламную и инвестиционную деятельность в России. Немецкий концерн Henkel принял решение уйти из страны и продал российский бизнес местным инвесторам.

Импорт бытовой химии в Россию за год снизился

Наибольшее падение импорта бытовой химии в РФ в 2022 году отмечалось по следующим направлениям: Италия (на 33,8 млн штук), Германия (на 25,4 млн), Британия (на 23,8 млн), Франция (на 22,5 млн). При этом существенно выросли поставки из Турции (на 34,4 млн штук), Польши (на 24,2 млн) и Китая (на 13,5 млн). Вероятно, поставки бытовой химии из Турции на фоне сокращения импорта из ЕС будут только расти, считают эксперты. Во-первых, Турция предлагает достаточно широкий ассортимент качественных местных товаров бытовой химии (ТМ ABC, Bingo, Doa, Kalyon, Peros, Seba). Кроме того, здесь работают фабрики международных гигантов P&G, Henkel, Reckitt, Unilever. Во-вторых, Турция сохраняет нейтралитет в ситуации вокруг Украины.

В-третьих, неоспоримым преимуществом Турции в качестве торгового партнера России является удобная логистика: в основном грузы перевозятся морским транспортом. В Новороссийске располагается мощный морской порт с пропускной возможностью свыше 200 млн т в год, поэтому доставка занимает не более 7 дней. К тому же транспортировка морем довольно экономична в сравнении с другими видами грузоперевозок, говорится в исследовании.[7]

Примечания