Инвестиции в цифровую доступность открывают новые возможности для бизнеса российских компаний
Применяемые в бизнес-процессах программные продукты экономически целесообразно адаптировать для людей с ограниченными возможностями: приобретать готовые решения на рынке или дорабатывать самостоятельно. Для разработчиков это означает значительное расширение потенциальной аудитории своих продуктов, а работодатели становятся привлекательнее для соискателей. Подробнее об этом – эксперт Елена Ермошина, ведущий дизайнер компании IT_ONE.
На глобальном ИТ-рынке уже достаточно давно развиваются проекты по цифровой доступности, направленные на адаптацию программных продуктов (десктопных и мобильных приложений, веб-интерфейсов) для людей с ограниченными возможностями. Например, в компании Apple этим занимаются уже около 20 лет. Мировые корпорации и стартапы создали немало технологий, помогающих таким людям беспрепятственно пользоваться цифровыми сервисами. К ним относятся, например, программы-скринридеры для невидящих или слабо видящих людей, которые озвучивают контент, появляющийся на экране. Голосовые ассистенты на основе искусственного интеллекта обучены «понимать» пользователей с нарушениями речи и синтезировать «обычную» речь, озвучивая их сообщения. Существуют специальные джойстики, заменяющие мышку, клавиатуры со шрифтом Брайля, а также множество других полезных гаджетов и программ.
Практикуются и более простые в реализации, но максимально эффективные для многих категорий пользователей приемы – такие, как субтитры под видеороликами, контрастные цвета в интерфейсе, режим веб-страниц с крупным шрифтом. В последние годы российские вендоры активно движутся по тому же пути. Согласно собственным оценкам таких компаний, как Яндекс, VK, МТС, Билайн, ряда владельцев банковских приложений и видеохостингов, их сервисы становятся все более адаптированными для пользователей с ограниченными возможностями. Такое положение вещей соответствует не только международным рекомендациям по цифровой доступности, но и российскому законодательству: в Федеральном законе 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны четкие требования к беспрепятственному доступу инвалидов к информационным ресурсам.
Однако проверить каждое из тысяч существующих на рынке приложений на поддержку инклюзивности и предписать им более четкое следование закону, к сожалению, невозможно. Судебная практика исков против отдельных веб-ресурсов за «цифровую дискриминацию» существует, но не решает проблему комплексно. В результате, согласно отчету The WebAIM Million, на 2024 год 95,9% всех домашних страниц сайтов глобального Интернета не соответствуют руководству по доступности веб-контента Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), разработанному Всемирным интернет-консорциумом W3C. Наиболее распространенные из нарушений – отсутствие контрастного режима (81% сайтов) и альтернативного текста для визуальных элементов сайта, который может быть озвучен специальными программами (54,5%).
Аналитики российского социального предпринимательского проекта Everland в «Исследовании невизуальной доступности сайтов и мобильных приложений» оценили лишь треть отечественных онлайн-платформ (37%) как соответствующие потребностям для людей с нарушением зрения и моторики. Усилия крупных игроков, на мой взгляд, пока не стали образцом для всего российского рынка веб-разработки, хотя и задают тренд. По статистике аналитиков The WebAIM Million, доменная зона .ru сегодня находится в нижней части рейтинга по среднему количеству ошибок на главной странице веб-сайтов – с показателем 67,5 ошибок (среднее число ошибок составляет 56,8 для выборки в 1 млн. страниц). Для сравнения, у наиболее популярной доменной зоны .com он составляет 56,4, а у .net – 48,9. Аналогичная ситуация характерна и для софтверного рынка. Людям, обладающим теми или иными ограничениями, необходимо адаптированное под их особенности профессиональное прикладное ПО.
Сегодня эта проблема становится критической для всего российского бизнеса. После ухода западных вендоров (большинство из которых придерживалось принципов доступности) инсорсинговых разработок становится всё больше, многие продукты создаются или кастомизируются внутри компаний. Важно, чтобы вопрос цифровой доступности также оказался в фокусе внимания заказчиков таких продуктов. Дело в том, что, согласно ООН, примерно 16% населения Земли имеют ту или иную степень инвалидности – а это 1,3 млрд человек, что практически равно численности населения Китая. Официальные данные медицинских заключений не учитывают людей, например, с дальтонизмом, дислексией, а также с временными нарушениями, связанными с травмами – часть из них также могут испытывать потребность в особых условиях взаимодействия с различными ПО.
Компании, работающие в сегменте B2C, делая свои цифровые сервисы доступными, обеспечивают себе значительное увеличение потенциальной аудитории, в том числе – за счет расширения присутствия на зарубежных рынках. Что касается России, то, по данным Росстата, в нашей стране порядка 12 млн человек (8% населения) живут с теми или иными ограничениями. Однако для нас наиболее значимым представляется фактор старения населения: по прогнозам Росстата, доля людей, достигших пожилого возраста в России к 2046 году вырастет с нынешних 24% до 27%. А чем старше человек, тем больше риск приобретения тех или иных ограничений, начиная от снижения остроты зрения и заканчивая подвижностью суставов. В условиях острого дефицита кадров работодатели могли бы активнее интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья в рабочую среду. И это дало бы им дополнительное конкурентное преимущество в борьбе за ценные кадры.