2024/10/15 16:24:48

Машиностроение в России


Содержание

Основная статья: Промышленное производство в России

Производство автомобилей

Основная статья: Производство автомобилей в России

Авиационная промышленность

Основная статья: Авиационная промышленность России

Станкостроение

Основная статья: Станкостроение в России

Хроника

2024

В Кургане за ₽1 млрд запустили завод по выпуску погрузчиков

В середине октября 2024 года в Кургане состоялось торжественное открытие нового завода по производству погрузчиков. Предприятие ООО «ИТМ Силовые трансмиссии», входящее в структуру «Кургандормаш», разместилось на территории бывшего завода ЖБИ-2 на проспекте Машиностроителей. Общий объем инвестиций в проект составил более ₽1 млрд. Подробнее здесь

Российское машиностроение за три года увеличило производство почти вдвое

Объем машиностроения в денежном выражении в России в первом квартале 2024 года достиг 560,1 млрд рублей. Это практически вдвое больше по сравнению с результатом трехлетней давности. Так, в первой четверти 2021-го был зафиксирован показатель в 295,2 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, который опубликован 27 июня 2024 года.

Отмечается, что в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой отрасль машиностроения получила мощный импульс к развитию. Согласно полученным в ходе исследования результатам, более 40% предприятий в России располагают «очень высоким» и «высоким» потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Без малого 60% компаний имеют «высокий» и «средний» уровень готовности к использованию новых технологий, тогда как более 40% производств финансировали проекты по их внедрению. Около трети (31%) компаний столкнулись с необходимостью инвестиций в технологическое развитие.

По итогам первого квартала 2024 года количество организаций, специализирующихся на производстве машин и оборудования, достигло 14,8 тыс. Это на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Количество средних и крупных организаций в январе 2024 года по сравнению с январем 2021-го поднялось на 11,5% и составило 882. За этот же период число крупных и средних предприятий по производству станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов возросло с 25 до 29.

По оценкам, в январе–апреле 2024 года в РФ произведено в общей сложности 18,6 тыс. станков. Из них металлорежущие установки составили 15,5% (около 2,9 тыс. штук), деревообрабатывающие — 13% (2,4 тыс.), токарные, расточные и фрезерные металлорежущие — 9,8% (1,8 тыс.), станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов — 6,6% (1,2 тыс.), деревообрабатывающие круглопильные, ленточнопильные и лобзиковые станки — 6,1% (1,1 тыс.). Больше всего выпущено «прочих металлообрабатывающих станков» — 3,4 тыс. единиц, или 18,4%.[1]

2023

Производство подшипников в России выросло на 29,5% до 114,4 млн штук

В 2023 году в России было произведено 114,4 млн подшипников. Это на 29,5% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска данной продукции составлял 88,4 млн единиц. Основными драйверами отрасли являются высокий спрос на такие изделия и комплексные меры поддержки со стороны государства. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в середине октября 2024 года.

В исследовании учитываются подшипники разных типов, включая шариковые и роликовые. Значимыми игроками отечественного рынка названы ООО «Тек-Ком Производство», ООО «ГПЗ», ООО «Эмас-Турбо», ПАО «Псковский завод механических приводов» и ООО «ГПЗ-77».

По оценкам, в 2019 году в России было изготовлено 92,3 млн подшипников. В 2020-м зафиксировано падение на 5,7% с итоговым результатом 87,1 млн единиц. Уменьшение производства было связано как со снижением спроса на продукцию, так и с сокращением мощностей из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер. В 2021 году выпуск подшипников восстановился до уровня 2019-го, составив 93,9 млн штук, что на 7,8% больше в годовом исчислении.

В 2022 году производство подшипников в России сократилось на 5,8% и составило 88,4 млн штук. Уменьшение связано в основном с уходом из РФ иностранных компаний, либо непосредственно занимавшихся изготовлением изделий внутри страны, либо являвшихся их потребителями. Наиболее острым оказался уход производителей кассетных подшипников, используемых в вагоностроении. Такие производители, как ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», ООО «СКФ» и ООО «Тимкен ОВК», работали в партнерстве с Amsted Rail, SKF и Timken соответственно. Временно поставки кассетных подшипников заместили китайские компании. В 2023 году рынок вернулся к росту — в том числе благодаря программам государственной поддержки.[2]

Производство подшипников за год взлетело на 26,3% до 61,2 млн штук

В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России достиг 61,2 млн штук. Это на 26,3% больше по отношению к предыдущему году, когда было изготовлено 48,5 млн изделий. Такие данные приводятся в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном в начале сентября 2024 года.

В исследовании сказано, что в 1990 году в СССР было произведено 1,17 млрд подшипников качения, что практически полностью покрывало потребности внутреннего рынка страны. Продукция также экспортировалась, занимая значительную нишу на мировом рынке. Однако в период с 1990-го по 2010 год произошло многократное сокращение объемов производства машиностроительной продукции, что привело к прекращению выпуска некоторых типов подшипников и снижению качества остальных. В результате, после 2000 года производство шариковых и роликовых подшипников в России демонстрировало стабильную отрицательную динамику.

Ситуация начала меняться из-за серьезных ухудшений международного ландшафта геополитики и нестабильности мировых рынков. Успешная реализация программы импортозамещения делает Россию менее зависимой от внешних факторов, а также от мер других государств, предпринимаемых для сдерживания развития национальной экономики. На этом фоне в 2022 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в РФ поднялся на 16,3% по отношению к 2021-му.

Положительная тенденция спроса на подшипники качения в России объясняется несколькими ключевыми факторами. Среди них — развитие отечественного машиностроения на фоне санкций и импортозамещения в различных отраслях экономики, увеличение выпуска продукции военно-промышленного комплекса в связи с проведением специальной операции, а также рост спроса со стороны железнодорожной сферы.[3]

Примечания