Содержание |
Награды
- Чистый звук - Международная премия за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки.
2022
Россия выплатила иностранным авторам музыки рекордно низкие роялти
В 2022 году зарубежные авторы музыки получили в России рекордно низкие роялти — 20,7 млн рублей. В 2021-м этот показатель измерялся 131,4 млн рублей. Такие данные в октябре 2023 года со ссылкой на Министерство культуры РФ раскрыло Российское авторское общество (РАО), в пользу которого делают отчисления все заведения, в которых музыка звучит фоном (бары, рестораны, клубы и т.д.), а также телеканалы, радиостанции и кинотеатры.
Как пишет РБК со ссылкой на это исследование, в 2022 году телеканалы, радиостанции, кинотеатры и заведения, где звучала музыка, отчислили организации в пользу всех авторов произведений — и российских, и иностранных, — 3,2 млрд рублей. Это незначительно меньше, чем в 2021-м, когда сборы достигали 3,3 млрд рублей.
Из этой суммы общие выплаты РАО всем авторам составили в 2022 году порядка 2 млрд рублей (сумма общих сборов может не совпадать с суммой фактических выплат). В РАО объяснили изданию, что чем меньше сборы — тем меньше выплаты.
Это прямая зависимость — если уменьшаются сборы, то уменьшается и размер распределяемого вознаграждения, — объясняют в обществе. Кроме того, размеры выплат напрямую зависят и от объёмов вознаграждений, которые распределяет само РАО. Если распределено меньше вознаграждения, чем за предыдущий период, то выплачено будет тоже меньше, — отметил представитель организации. |
В РАО отметили также рост интереса к отечественному контенту примерно на 30%.
Организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич связывает снижение выплат с тем, что со времён пандемии коронавируса COVID-19 в Россию практически не приезжали иностранные артисты, а также с отсутствием технической возможности переводить деньги за границу.[1]
Рост мировых продаж на 9% до $26,2 млрд
По итогам 2022 года объем мирового рынка записанной музыки достиг $26,2 млрд. Это приблизительно на 9% больше по сравнению с результатом за предыдущий год. Такие данные приводятся в исследовании Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), результаты которого опубликованы 21 марта 2023 года.
В отчете говорится, что денежные поступления от потоковой передачи аудиоматериалов по подписке увеличились в годовом исчислении на 10,3% — до $12,7 млрд. По состоянию на конец 2022 года в глобальном масштабе насчитывалось 589 млн пользователей сервисов с платной подпиской. Общий объем потокового вещания (включая как платную подписку, так и поддерживаемую рекламой) вырос на 11,5% и достиг $17,5 млрд. Это соответствует приблизительно 67% от общего объема мирового рынка.
Выручка от физических носителей выросла на 4%. При этом, как отмечается в отчете, выручка от прав на исполнение выросла на 8,6% и вернулись к допандемическому уровню.
В 2022 году доходы от записанной музыки выросли во всех регионах мира. Так, Азия показала увеличение продаж на 15,4%, при этом ее крупнейший рынок, Япония, продемонстрировал рост на 5,4%. В Китае зафиксирована прибавка на уровне 28,4%. В целом, на Азию приходится почти половина мировых доходов от физических носителей (49,8%). Доходы в Европе, втором по величине регионе звукозаписи в мире, выросли на 7,5%: при этом рост зафиксирован на трех крупнейших рынках региона — в Британии (+5,4%), Германии (+2,2%) и Франции (+7,7%). В Латинской Америке отмечается увеличение продаж на уровне 25,9%. Регион США и Канады — крупнейший в мире по объему доходов — в 2022 году поднялся на 5%. В частности, в США отрасль показала прибавку в 4,8%, впервые превысив $10 млрд.Метавселенная ВДНХ
Рост доходов авторов музыки в мире на 26% до 12,1 млрд евро
Общие доходы авторов музыки и композиторов в мире по итогам 2022 года достигли 12,1 млрд евро, что на 26,7% больше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в опубликованном в октябре 2023 года докладе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC). Исследование учитывает поступления в конфедерацию из 225 авторских обществ в 116 странах мира.
По словам авторов отчета, чьи данные приводит «Коммерсантъ», доходы музыкальных авторов выросли на 19,8% в сравнении с 2019 годом, когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19.
Все, что мы видим сейчас, уже после COVID-19 и сложной ситуации в экономике, это новый вызов экзистенциального характера, я имею в виду растущее влияние искусственного интеллекта. ИИ радикально изменит мир авторов и всей креативной индустрии. Он потребует внимания со стороны международного сообщества и представителей всей креативной индустрии, — отметил президент CISAC Бьорн Ульвеус — музыкант, исполнитель и продюсер, бывший участник группы ABBA. |
Доходы авторов и композиторов сложились из трех источников — цифровые продажи и стриминг, трансляции (радио и ТВ) и концертные исполнения. В 2022 году сборы цифровых роялти выросли почти на треть — до 4,2 млрд евро. При этом «живые» выступления (концерты, выставки и пр.) принесли правообладателям около 2,68 млрд евро.
Самый высокий рост показала динамика доходов от концертов и других живых выступлений, которые в минувшем году стали активно проходить по всему миру после снятия коронавирусных ограничений. Рост к предыдущему году составил 69,9% — до 2,7 млрд евро. CISAC отмечает, что «после почти трех лет потрясений из-за пандемии COVID-19 динамика авторских доходов возвращается к нормальному поступательному росту в течение каждого последующего года».
Согласно отчету International Federation of the Phonographic Industry ( IFPI,), рост выручки от продажи записанной музыки в мире резко замедлился в 2022-м, но все же вырос на 9% по итогам года. В абсолютном выражении речь идет о цифре в $26,2 млрд.[2]