2024/09/27 12:42:12

Наталия Дьяконова, КРОК: Крупные компании всегда инвестируют в телеком на 5-10 лет вперед

По данным «ТМТ Консалтинг», в 2023 году российский телекоммуникационный рынок показал динамику роста выше, чем за предыдущие 10 лет. О сегодняшней ситуации на рынке телекоммуникаций РФ и перспективах его развития в своем интервью TAdviser рассказала директор департамента телекоммуникаций КРОК Наталия Дьяконова.

Наталия
Дьяконова
Искусственный интеллект уже является составляющей частью большинства технологических решений и в ближайшем будущем его будет все больше.

Как отечественный рынок телекоммуникаций приспособился к новым реалиям за последние два года?

Наталия Дьяконова: Телекоммуникации — это кровеносная система любой организации. От надежной связи зависит работа пользовательских приложений, внутренних бизнес-процессов, эффективность сотрудников. Поэтому при замене сетевых и UC-решений заказчики склонны долго смотреть и тестировать аналоги. Как правило, крупные компании инвестируют в телеком на 5-10 лет вперед. Экстренная миграция после ухода зарубежных вендоров для них не встала так остро, как в других сферах. Срочные проекты мы наблюдали при локализации бизнеса, когда вся инфраструктура ранее находилась под внешним управлением и возникла необходимость заменить весь ИТ-ландшафт.

Надо отметить, что за последние два года российские ИТ-компании накопили опыт интеграции совершенно разных продуктов в области сетевой инфраструктуры. Теперь мы умеем быстро ремонтировать, подбирать аналоги из существующих предложений на рынке и встраивать их в заказчика. При этом, уход западных вендоров освободил целые ниши рынка, которые теперь активно осваивают отечественные разработчики. Дополнительный спрос формируют и государственные организации, которые при участии регуляторов проводят импортозамещение телеком-решений. Все это стимулирует стремительное развитие собственных продуктов в сфере унифицированных коммуникаций, контакт-центров, оборудования для сети.

Насколько в целом импортозамещение сейчас актуально для телекоммуникаций?

Наталия Дьяконова: Импортозамещение здесь проходит в разном темпе. Если это государственная организация с сегментами КИИ, то большинство сетевых и UC-решений в них уже работают на отечественных продуктах. Нам известно множество успешных кейсов на рынке по замене контакт-центров и рабочих приложений. Появились и стабильные решения для крупного корпоративного сегмента — по речевой аналитике, обзвону клиентов, базам знаний.

Как я уже отмечала, телеком-оборудование меняется реже, чем, например, серверное. Срок эксплуатации этих решений для многих заказчиков еще не стал критичным, поэтому большой необходимости поиска аналогов на нашем рынке для крупного бизнеса сейчас нет. Если же есть потребность в миграции, то частные компании из коммерческого или промышленного сегмента нередко выбирают решения азиатских вендоров, которые активно осваивают российский рынок, готовы локализовывать свои решения и дорабатывать их под запросы заказчиков. Они также предлагают официальные гарантии на обслуживание, открывают локальные сервисные центры.

Сейчас при строительстве новых объектов компании все чаще используют отечественные телеком-решения. Однако единого продукта, который покрыл бы все потребности клиентов, на рынке еще не появилось. Поэтому бизнес с помощью ИТ-компаний проводит предварительные тестирования различных решений, чтобы подобрать правильную комбинацию на будущее.

В какую сторону, по вашему мнению, сейчас движется отечественный рынок телекоммуникаций?

Наталия Дьяконова: Мы наблюдаем стремительную цифровизацию производства, а с ней и рост запроса на сетевую и мультимедийную инфраструктуры. В России появляются новые промышленные предприятия в нефтехимической, металлургической, машиностроительной отраслях, для которых востребована технология pLTE. Она позволяет собирать большое количество IoT-событий и предоставлять информацию для технологических систем класса MES, диспетчерского управления и тд. Этот рынок в ближайшие годы будет только расти. В экономике увеличивается число проектов по импортозамещению и оснащению новых производств. Развивается и консалтинг по цифровизации процессов, а это в свою очередь приводит к увеличению осмысленных комплексных проектов.

Также активно применяются недооцененные ранее на рынке маршрутизаторы SD-WAN, уже появились кейсы их масштабного внедрения в ритейле и банковском секторе. У компаний сложилось понимание, что эта технология дает не только оптимальное WAN-решение для филиальной сети с функциями ZTP, но и хорошо управляемую политику безопасности из центра со встроенным функционалом NGFW.

Как вы оцениваете перспективы развития спутниковой связи в России?

Наталия Дьяконова: В корпоративном сегменте массовое применение спутниковой связи возможно только при ее существенном удешевлении и масштабировании. Сейчас «спутник» используют в основном для связи с удаленными уголками страны или как средство коммуникации на судах или нефтяных платформах. Однако, в следующие 5-10 лет эксперты прогнозируют активный рост количества спутников и, соответственно, пропускной способности каналов.

Тенденции к развитию спутниковой связи уже наметились. Об этом можно судить по росту числа услуг на ее базе и возможностям по интеграции с другими типами связи. Конечно, до массового применения, как у Starlink, отечественным компаниям пока далеко, однако заметные шаги в этом направлении уже делаются. Растет и контроль над спутником со стороны государства, в частности, акционирование и регламентирование крупных цифровых игроков государственными органами.

Насколько телекоммуникационные решения с ИИ нашли отклик у отечественного бизнеса? Есть ли уже заметные внедрения таких решений?

Наталия Дьяконова: Искусственный интеллект уже стал важной частью многих технологических решений и в ближайшем будущем его доля в них продолжит расти. На рынке есть понимание, что игнорировать тренд на ИИ — себе дороже. Ведь при грамотном использовании он позволяет значительно оптимизировать расходы бизнес-процессов. В телекоммуникациях ИИ особенно востребован в контакт-центрах. Решения по автоматизации звонков там существовали и раньше, но с появлением искусственного интеллекта у компаний появилась возможность не только загружать в роботов-операторов готовые фразы, но и научить их понимать запрос пользователя, поддерживать диалог. Эти же решения на основе ИИ сейчас активно используют банки для борьбы с мошенниками.

Получили распространение и онлайн-суфлеры, или «копилоты». Эти голосовые помощники способны выдавать советы оператору при общении с клиентом, анализировать разговор, оперативно находить нужную информацию в открытых источниках. А с помощью речевой аналитики ИИ обрабатывают записи разговоров и формируют на их основе аналитику по продаваемому решению или качеству работы оператора, причем сразу в понятном текстовом формате.

Также алгоритмы ИИ позволяют ежедневно рассчитывать статистику по входящим и исходящим звонкам, качеству работы операторов. Уже есть решения, которые помогают руководителям планировать нагрузку на контакт-центры с шагом вплоть до 15 минут, с учетом перерывов операторов и расписания дня.