2015/05/01 13:24:37

Регулирование закупок импортного оборудования и услуг в России

В марте 2015 года Минэкономразвития внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с изменениями в 223-Ф3 о закупках, расширяющий контроль государства над закупками импортного оборудования и услуг. Для реализации полномочий в этой области при правительстве планируется создать комиссию по импортозамещению.

Содержание

2015

Законопроект Минэка внесен в Думу

В марте 2015 года Минэкономразвития внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект (скачать PDF) с изменениями в 223-Ф3 о закупках, расширяющий контроль государства над закупками импортного оборудования и услуг.

В исходном виде 223-Ф3 позволяет правительству устанавливать приоритет товаров и услуг российского происхождения по отношению к иностранным на закупках госкорпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий и целого ряда других структур. В пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в 223-Ф3, опубликованной на официальном портале размещения проектов нормативных актов, указывается, что реализовать это полномочие правительства не представляется возможным, т.к. это может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО.

В новой версии закона правительство РФ наделяется правом устанавливать «особенности планирования и осуществления» закупок, причем эти полномочия предлагается распространить и на крупные инвестиционные проекты, реализуемые госорганизациями и компаниями, доля участия РФ в которых составляет более 50%, а также на инвестиционные проекты, которым оказывается господдержка.

Реализовывать полномочия государства по контролю за закупками иностранного оборудования и услуг будет правительственная комиссия по импортозамещению, председателем которой должен стать Дмитрий Медведев

Согласно новым полномочиям, правительство сможет устанавливать дополнительные требования к содержанию положения о закупке в части требований к порядку подготовки и проведения процедур закупки, способам закупки, порядку заключения договоров, учету возможных поставщиков, а также особенности утверждения положения о закупке и внесения в него изменений. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.2 т

Также государство сможет устанавливать особенности формирования плана закупки товаров и услуг, включая дополнительные требования к форме такого плана, сроку, на который он разрабатывается, правила информационного взаимодействия заказчиков с участниками закупки и поставщиками, особенности исполнения договоров.

По словам представителей Минэкономразвития, под регулирование данного закона попадут все товары, приобретаемые заказчиками в рамках реализации инвестиционных проектов.

Из документов законопроекта, поданных в Госдуму, следует, что при правительстве должна быть создана комиссия по импортозамещению. В Минэкономразвития сообщили TAdviser, что по состоянию на конец марта она еще не утверждена: ни ее положение, ни состав. Планируется, что председателем этой комиссии будет Дмитрий Медведев, а войдут в ее состав заместители председателя правительства, министры почти всех ФОИВ (Минэкономразвития, Минфина, Минсвязи, Минпромторга, Минсельхоза и т.д.).

Представители ведомства также рассказали TAdviser, что проект постановления, утверждающий правительственную комиссию по импортозамещению, предполагает введение двух перечней. Первый должен включать приоритетные инвестпроекты, которые способствуют импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию, а второй – крупные инвестпроекты, реализуемые госорганизациями либо акционерными обществами, доля РФ в уставных капиталах которых составляет более 50%, либо инвестиционные проекты, которым оказываются меры государственной поддержки. По состоянию на конец марта этот проект находится в разработке на согласовании в Минюсте.

Критерии и порядок отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки, будут также определяться правительством.

В настоящее время в России существует реестр инвестпроектов, отобранных для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования. Соответствующую программу правительство утвердило в октябре 2014 года, а в декабре были отобраны российские кредитные организации и международные финансовые организации при Минэкономразвития для участия в этой программе: «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Альфа-Банк» и ВТБ.

В реестре инвестпроектов, отобранных для участия в программе, опубликованном в феврале на сайте Минэкономразвития, пока числится всего три проекта: запуск четвертого оператора мобильной связи в Москве - строительство сетей 3G/4G и два проекта, связанные со строительством объектов птицефабрик.

Мнение игроков ИТ-рынка о законопроекте. Опрос TAdviser

Президент ГК «Эр-Стайл» Василий Васин считает, что идея законопроекта правильная, но система реализации должна быть другой. Согласно законопроекту государство получит возможность контролировать расходы на закупках оборудования и софта, а также оно поддержит российского производителя. Но поддержка при этом оказывается методами ограничений и запретов, отмечает он.

«К сожалению, мы видим очередной пример ручного управления экономикой, отход от принципов рыночной экономики, что приведет к снижению конкуренции. Механизм реализации законопроекта повысит бюрократизацию, даст возможность возникновения монополии», - заявил TAdviser президент ГК «Эр-Стайл».

Он добавил, что инициатива правительства верная и что необходимо создавать механизмы поддержки отечественного производителя. Это позволит в достаточно короткие сроки создать в России конкурентоспособные программные продукты и др. Однако, чтобы сделать однозначные выводы относительно законопроекта, стоит дождаться комментариев со стороны регулирующих структур, сказал Василий Васин.

Президент ГК «Эр-Стайл» Василий Васин полагает, что механизм реализации законопроекта Минэка повысит бюрократизацию и даст возможность возникновения монополии

Директор по маркетингу ГК «Ай-Ти» Дмитрий Ведев в разговоре с TAdviser отметил, что государство, как основной акционер (в случае компаний с долей более 50%) и крупный инвестор имеет право влиять на закупочную политику в проектах, реализуемых за государственные деньги. Это нормальная практика и цель этого закона - расширение спроса на отечественную продукцию за счет бюджетных средств - вполне достойная, отмечает он.

«Основной вопрос будет касаться того, как на практике будут реализованы процедуры такого контроля и не станет ли повышение уровня принятия решений «узким горлышком». Не хотелось бы, чтобы принимаемые меры привели к излишнему затягиванию сроков при реализации проектов», - рассуждает Ведев.

По его мнению, очевидно, что полностью «ручное» управление каждым из многих десятков тысяч конкурсов на госзакупки просто невозможно. Нужна работа по созданию реестров отечественной импортозамещающей продукции, нужны четкие критерии: какие импортные продукты могут быть замещены, а какие нет. «Ведь не секрет, что сегодня в той же ИТ-сфере мы не можем на 100% заместить импорт. В других отраслях, уверен, тоже нет такой возможности», говорит Дмитрий Ведев.

Константин Кутуков, директор по стратегическому маркетингу группы «Астерос» заявил TAdviser, что законопроект однозначно расширяет действие федеральных законов о закупках и потребует изменения правил закупки в попавших под его действие компаний. Речь идет о дополнительной защите государственных инвестиций, контроле за их целевым использованием. На первом этапе это приведет к затягиванию сроков, т.к. потребует адаптации внутренних процессов компании, пересмотра контракта и отношений с текущими поставщиками оборудования и услуг, в том числе - в области ИТ.

«Насколько это поможет импортозамещению – сейчас сложно сказать. Важно отметить, что компании и организации, попадающие под расширение действия закона, могут относиться к достаточно успешным промышленным предприятиям, финансовым компаниям, крупным частно-государственным партнерствам и т.д. Остальные 50% при этом могут быть частными. То есть, будет возможность сохранить и часть частных инвестиций на нашей территории», - рассуждает Кутуков.

Для рынка ИТ, при наличии локальных аналогов, предпочтение будет отдано им, появится дополнительный рынок для российских разработчиков, производителей и интеграторов, а зарубежные поставщики для сохранения позиций будут стремиться к локализации продукта, переносе разработке в России и в конечном итоге – к дополнительным инвестициям и созданию рабочих мест в ИТ-секторе, полагает представитель «Астерос». Он добавил, что, впрочем, говорить об эффективности этой меры пока рано: в условиях кризиса любые изменения правил работы хозяйствующих субъектов могут привести к экономическим потерям либо снижению эффективности работы компаний.

Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании «Крок», поделился с TAdviser мнением, что появление подобной законодательной инициативы - достаточно ожидаемый ход: государство создало тренд на импортозамещение и совершенно логично, что теперь разрабатывает инструменты контроля исполнения, говорит он.

«Похожий путь мы проходили с законом о персональных данных и можно сказать, что многое зависит от степени проработки не только закона, но и нормативных актов, в которых детализируются конкретные требования исполнения, - отмечает Шумовский. - По ощущениям «Крок», в случае с законом о персональных данных рынку потребовалось 3-4 года, чтобы процедура исполнения перешла в разряд рутинных действий. За это время многие нормативные акты были неоднократно доработаны по итогам их обсуждения с профессиональными сообществами».

По мнению Ивана Шумовского, в этот раз переход к полноценному применению закона может занять меньше времени, учитывая опыт и курс на повышение эффективности государственного управления в условиях сокращения бюджетного финансирования.

Управляющий директор «Сервионика» Евгений Щепилов считает, что государственная поддержка ИТ-отрасли в сфере импортозамещения нужна, но она будет более эффективной не в виде «планово-экономического отдела», а в формате некоммерческого партнерства. Независимое некоммерческое партнерство может стать центром методологической поддержки отечественных проектов по разработке и гарантом целевого использования выделяемых государством средств. Такой институт мог бы в сотрудничестве с государственными структурами выстраивать стратегию и технологические приоритеты отрасли в зависимости от долгосрочных потребностей экономики, сказал он в разговоре с TAdviser.

«Кроме того, на базе этого независимого института можно объединять российские и иностранные разработки – это важно для быстрого роста отрасли, ИТ-индустрия во всем мире всегда развивалась динамично и результативно именно благодаря открытому обмену идеями. По пути импортозамещения как адаптации зарубежных технологий успешно прошли такие глобальные ИТ-лидеры, как Южная Корея, Гонконг, Индия, Китай, Бразилия, и эта стратегия принесла быстрый рост», - отмечает Щепилов.
.

Отечественные технологии вошли в приоритеты использования ИКТ в госорганах

Весной 2015 года Минкомсвязи подготовило проект постановления правительства, согласно которому в число приоритетных направлений развития ИКТ в госорганах вошло обеспечение технологической независимости и информационной безопасности при использовании ими ИКТ, в том числе - за счет отечественных технологий и свободного ПО. Минкомсвязи будет контролировать соответствие планов информатизации госорганов утвержденным приоритетным направлениям. Подробнее по ссылке.

Примечания