Содержание |
2024: В России вводится обязательная цифровая маркировка детских игрушек
С 1 марта 2025 года в России планируется ввести обязательную цифровую маркировку отдельных видов детских игрушек. Об этом стало известно в августе 2024 года. Соответствующий проект постановления, разработанный Министерством промышленности и торговли России, опубликован на официальном портале нормативных правовых актов.
Как передает РБК, новые требования будут распространяться на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. В соответствии с проектом постановления, все участники оборота таких товаров, включая производителей, импортеров и розничных продавцов, должны будут зарегистрироваться в системе «Честный знак» к началу весны 2025 года. Непосредственно маркировка продукции производителями и импортерами начнется с 1 июня 2025 года.
Как отмечает издание, на август 2024 года маркировка детских игрушек проводится в тестовом режиме. Пилотный проект, стартовавший 20 декабря 2023 года, уже продемонстрировал высокий уровень заинтересованности со стороны участников рынка. По словам руководителя управления товаров народного потребления Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Варвары Михайловой, оператора системы «Честный знак», компании проявляют активное участие в эксперименте, несмотря на его добровольный характер.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Для поддержки малого и среднего бизнеса Минпромторг предусмотрел возможность выбора оптимального комплекта оборудования для маркировки с учетом специфики производственных процессов. Кроме того, производители смогут получить компенсацию в размере 50% от стоимости необходимого оборудования от ЦРПТ.
В России система обязательной маркировки уже охватывает 17 категорий товаров, составляющих 15% несырьевого ВВП страны. По оценкам властей, совокупный экономический эффект от внедрения системы маркировки оценивается в ₽791 млрд. Помимо этого, в 15 дополнительных категориях товаров, включая печатную продукцию, радиоэлектронику и оптоволокно, маркировка проходит экспериментальную стадию.[1]
2022: Объявление о запуске цифровой маркировки игрушек
В середине февраля 2022 года стало известно о предстоящем запуске в России эксперимента по цифровой маркировке детских игрушек и товаров для творчества. Он начнется 1 июня 2022 года.
Участники рынка считают, что нововведение приведет к удорожанию указанных изделий. Однако в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки) с этим не согласны.
Маркировка не вызовет роста цен на игрушки и товары для творчества. Перед внедрением маркировки всегда проводится эксперимент для выработки согласованного подхода как к перечню продукции, так и особенностям самой маркировки, а также наиболее комфортных условий для бизнеса. Маркировка не влияет на цены, этого не произошло ни в одной группе, где она уже действует, - сообщил ТАСС представитель ЦРПТ. |
Инициатива по проведению эксперимента принадлежит Минпромторгу. Предполагается, что на первом этапе маркировка коснется настольных игр, кукол, автомобилей, игрушечного оружия, красок, пластилина и других товаров.
Детские товары к февралю 2022 года остаются уязвимой для подделок отраслью. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (принадлежит АО «Звезда» и ПАО «Детский мир»), подделки лицензионных игрушек, в том числе с использованием популярных анимационных образов в минувшем году составили порядка 43-44%. Кроме того, фиксируются факты поставок игрушек из токсичных материалов, которые могут нанести непоправимый вред здоровью. Аналитики юридической фирмы «Городисский и Партнеры» отмечают, что на втором месте после игрушек в контрафакте детских товаров занимает одежда. Как правило, подделку в Россию везут из Китая.
По словам экспертов НИУ ВШЭ, еще одним эффектом от использования системы становится стабилизация цен. Выяснилось, что маркированные товары меньше и медленнее дорожают, чем немаркированные.[2]