Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/07 17:48:48

Часы (рынок России)


Содержание

2023: В России продажи наручных часов сократились на 6,4% до 4,9 млн штук

В 2023 году продажи наручных часов на российском рынке сократились на 6,4% в годовом исчислении и составили около 4,9 млн штук. Данный сегмент демонстрирует отрицательную динамику в течение четырех лет, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены 18 марта 2024 года.

Статистика учитывает реализацию изделий разных типов: это механические, кварцевые, электронные и кинетические часы, а также смарт-устройства. В отчет включены в том числе данные по продажам наручных часов с корпусом из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом. Среди значимых игроков российского рынка названы ООО «Часовой», ООО «ПЧЗ «Ракета», ПАО «ЗЧЗ», ЗАО ЧЧЗ «Восток» и ООО ЧК «Слава».

В 2019-м в России было реализовано 9,19 млн наручных часов. Год спустя продажи сократились на 15,5% — до 7,77 млн единиц, а в 2021 году падение оказалось на уровне 14,7% с итоговым результатом в 6,63 млн штук. В 2022-м последовал спад еще на 20,9%, в результате чего объем рынка уменьшился до 5,24 млн единиц.

В целом, говорится в исследовании, в 2019–2023 годах продажи наручных часов в России ежегодно сокращались в среднем на 14,4%. Связано это, в частности, с трансформацией рынка. Если раньше основную массу часов составляли либо классические механические часы, либо обычные электронные, то к концу рассматриваемого периода популярность активно набирают смарт-гаджеты. Кроме того, с наручными часами конкурируют разнообразные фитнес-трекеры. Вместе с тем на фоне сложившейся геополитической обстановки в Россию был запрещен экспорт товаров класса «люкс» дороже $300: в результате, из страны официально ушли Richemont, LVMH, Swatch и прочие крупные игроки. С другой стороны, в сегменте «неювелирных» изделий важную роль сыграло решение о включении многих ушедших брендов в перечень товаров для параллельного импорта: это Apple, Casio, Citizen, Garmin, Samsung и пр.[1]

2022: Снижение импорта настенных и настольных часов на 13,5% до 7,2 млн штук

В 2022 году в Россию было импортировано 7,2 млн настенных и настольных часов, что на 13,5% меньше, чем годом ранее. Такие данные в декабре 2023 года обнародовали аналитики BusinesStat.

По их оценкам, около 98% поставок настенных и настольных часов ввозится в РФ из-за рубежа пришлось на Китай и Белоруссию. Импорт изделий из Поднебесной по итогам 2022 года достиг 4,26 млн штук, что соответствует 59,2% в общем объема ввоза часов. Доля Белоруссии в 2022 году составила 38,9% (около 2,8 млн часов). Как отмечается в исследовании, объем импорта настенных и настольных часов из Белоруссию в Россию существенно вырос еще в 2019 году, после того как осенью того же года было открыто производство часов ГК «Часпром» в Витебске.

Среди прочих стран наибольшее количество настенных и настольных часов в 2022-м было ввезено из Гонконга, Франции и Финляндии.

В 2022 году в России было произведено 445,1 тыс. штук часов всех видов, что соответственно на 0,5% и 17,5% меньше показателей годичной и двухлетней давности. Более 80% от общего объема производства часов приходится на территории двух федеральных округов. В Центральном федеральном округе выпускается 49,2% от общего объема производства часов в России, в Приволжском федеральном округе — 34,6%, в Сибирском федеральном округе – 8,9%, в Северо-Западном федеральном округе – 5,9%, в Уральском федеральном округе – 1,4%. Доля остальных федеральных округов в структуре производства незначительна и составляет менее 1%.Бизнес переходит на российское ПО, но отнюдь не массово

Крупнейшими российскими компаниями по производству различных видов часов являются: часовой завод «Ника» (Москва), Чистопольский часовой завод «Восток», Пензенский часовой завод «Заря», часовое производство Полет-Хронос (Москва), часовой завод «Ракета» (Петергоф) и др.[2]

Примечания