Чек-лист:
Что не забыть при внедрении VDI
Спустя два месяца вынужденной «удаленки» многие компании оценили преимущества мобильности сотрудников, в том числе благодаря использованию VDI, и намерены продолжить эту практику. Совместно с Алексеем Черевковым, директором по продукту РУСТЭК компании «СБКлауд», TAdviser подготовил список важных нюансов, которые надо учесть при внедрении инфраструктуры виртуальных рабочих столов.
Содержание |
Почему VDI?
При выборе инструментов удаленной работы решающими факторами в пользу инфраструктуры виртуальных рабочих столов (VDI) становятся:
Мобильность Сотрудник может работать из любой точки мира, фактически на любом устройстве. Это может быть интересно не только крупным компаниям, но и среднему бизнесу. Безопасность Использование VDI снижает риски несанкционированного доступа и потери данных. Это происходит за счет того, что:
Данные хранятся централизованно в корпоративной системе хранения данных (СХД). Использование высоконадежных СХД NetApp или Huawei минимизирует угрозы; Перевод сотрудников на унифицированные тонкие клиенты позволяет ограничить возможность копирования информации на несанкционированные носители; Так как данные не обрабатываются на конечном устройстве пользователя, то несанкционированный доступ к ним со стороны пользовательского устройства исключен; Шифрование каналов, по которым передаются данные, например, видеофайлы или персональная информация, существенно снижает риск перехвата данных.
![]() | Наряду с госкорпорациями, чья работа определяется не только внутренними нормативами, но и требованиями регуляторов, сейчас активно внедряют VDI многие российские компании, уже давно применяющие практику работы вне офиса, а также организации здравоохранения и ТЭК: в силу отраслевых требований они обязаны обеспечивать самый высокий уровень информационной безопасности».
Алексей Черевков, директор по продукту РУСТЭК компании «СБКлауд»
| ![]() |
Снижение операционных издержек В том числе – уменьшение стоимости владения инфраструктурой, упрощение администрирования инфраструктуры, оптимизация работы подразделений.
![]() | От внедрения VDI не стоит ждать прямой экономической выгоды. Оно потребует затрат на лицензии, оборудование, привлечение квалифицированных специалистов. Но, пойдя на такие затраты, бизнес получает возможность больше заработать, – уточняет Алексей Черевков. – Если подсчитать общую экономию от уменьшения нагрузки на офис, увеличения скорости обслуживания инфраструктуры и сокращения стоимости этого обслуживания, снижения времени простоя сотрудников и добавить к этому возможность привлечения высокопрофессиональных сотрудников комфортными для них условиями работы, то можно с уверенностью говорить о значительном преимуществе в бизнесе, которое достигнет компания, используя эту технологию. | ![]() |
Подготовка к внедрению
Перед разработкой проекта важно определить набор пересекающихся множеств пользователей по нескольким признакам:
Необходимость наличия собственного рабочего стола и возможность его адаптации под требования пользователя. Здесь возможны как минимальные изменения, так и полный контроль со стороны пользователя; Уровень данных, с которыми работает сотрудник (низкий, средний, высокий, критичный); Потребность сотрудника в мобильности; Используемые приложения; Создаваемая нагрузка на сеть и вычислительные мощности.
После этого для каждой из групп сотрудников следует выбрать соответствующую VDI-модель. Существуют две основные модели потребления VDI:
Публичная модель. При такой модели организация получает VDI от сервис-провайдера из публичного облака. Частная модель. В этом случае вся инфраструктура, включая канальные емкости, выделяется только под конкретную компанию-пользователя. Обслуживать такую инфраструктуру может как сервис-провайдер, так и сама компания. В любом случае, важно оценить реальные потребности бизнеса, чтобы не переплачивать за избыточный инструментарий либо не оказаться в режиме «жесткой экономии». Минимизировать эти риски поможет консультация с провайдером, имеющим опыт реализации масштабных VDI-проектов.
![]() | В качестве примера можно привести проект по внедрению VDI-инфраструктуры, реализованный нами в РТИ, – рассказывает Алексей Черевков. – Действующие в компании жесткие требования к информационной безопасности вынуждали сотрудников работать с двумя независимыми комплектами оборудования, то есть на каждого приходилось по два монитора и два компьютера. Помимо существенного увеличения затрат на закупку и обслуживание ИТ-инфраструктуры, такой формат был неудобен пользователям. Соответственно, задачами проекта стали не только снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой, но и рост удовлетворенности сотрудников благодаря более удобной организации работы, при соблюдении всех принятых в корпорации норм безопасности. Кроме того, одним из основных требований было максимальное использование российского ПО и оборудования. В итоге была развернута инфраструктура виртуальных рабочих столов. В качестве конечного устройства выступал тонкий клиент российской сборки, доработанный под наши требования с установленными средствами безопасности, включая доверенную загрузку. В качестве платформы виртуализации использовалась платформа РУСТЭК, разработанная нашими специалистами, сертифицированная ФСТЭК и включенная в Реестр российского ПО. | ![]() |
Проектирование и внедрение
После того, как заказчик определил конечную цель внедрения VDI и критичные требования по безопасности и времени доступности рабочих столов, проектируется решение и подбираются программные продукты.
Пошаговая инструкция может выглядеть так:
1. Унифицировать используемые приложения;
2. Определить для каждого из приложений возможность работы с той или иной VDI моделью;
3. Рассчитать нагрузку, создаваемую приложением на вычислительные мощности, и ее влияние на всю инфраструктуру;
4. Определить текущую архитектуру ИТ-инфраструктуры компании;
5. Определить допустимый бюджет проекта;
6. На основе полученных данных спроектировать архитектуру решения;
7. Определить степень изменений в бизнес-процессах и инфраструктуре компании и оценить бюджетные возможности;
8. Закупить оборудование, лицензии;
9. Внедрить решение (внедрение, тестирование, опытная эксплуатация).
Сроки внедрения зависят от размера компании, состояния текущей инфраструктуры, предъявляемых требований.
![]() | Исходя из нашей практики, минимальный период – один-полтора месяца. Столько времени потребовалось, чтобы развернуть VDI на 80 рабочих мест для одного заказчика. В ходе обследования наши специалисты выяснили, что в качестве гостевых ОС используются российские операционные системы, все офисные программы – отечественные, при этом пользовательские рабочие станции работают под управлением ОС Windows, – вспоминает Алексей Черевков. – Около недели ушло на создание проекта и его утверждение. Еще две недели – на развертывания платформы виртуализации и VDI-решения с интеграцией в инфраструктуру заказчика. Столько же времени заняла последующая доводка и опытная эксплуатация. Другой значительно более масштабный проект на несколько тысяч рабочих мест занял порядка семи месяцев. | ![]() |