Как реформа энергетики повлияла на ИТ?
После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.
Обзор TAdviser Автоматизация электроэнергетики в России 2014
Содержание |
Цель реформ
Цель реформ – - создание экономически эффективных структур. В российской энергетике формируются рыночные механизмы. Если энерготранспортные компании, как естественные монополии, остаются под контролем государства, то генерирующие, сбытовые и прочие компании приватизированы, что влечет усиление конкуренции в отрасли.
Подобные изменения требуют создания эффективной системы управления предприятиями энергетики для повышения управляемости, финансовой прозрачности и усиления их инвестиционной привлекательности.
Так как тарифы на энергию подлежат государственному регулированию и возможности обоснования их увеличения достаточно ограничены, то для достижения наилучшего результата энергокомпаниям в подобных условиях приходится создавать эффективную систему финансового планирования, оперативного управления и анализа, искать новые источники поступлений и сокращать издержки. В подобной ситуации резко возрастает значение и эффективность автоматизации в энергетической отрасли.
Структура отрасли после реформы
Инженерно-проектный комплекс
В результате реформы энергетики страны (реформирования организаций научно-проектного комплекса ОАО РАО «ЕЭС России») весь инжиниринговый (проектно-изыскательский, научно-исследовательский и пусконаладочный) электроэнергетический бизнес, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности) был преобразован по территориальному признаку в ряд крупных специализированных компаний:
- ОАО «Инженерный центр ЕЭС» (ОАО «ИЦ ЕЭС»), Москва;
- ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья», Самара;
- ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», Екатеринбург;
- ОАО «НТЦ электроэнергетики», Москва;
- ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр» (ОАО «СевЗап НТЦ»), Санкт-Петербург;
- ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» (ОАО «Сибирский ЭНТЦ»), Новосибирск;
- ОАО «Южный инженерный центр энергетики» (ОАО «Южный ИЦЭ»), Краснодар.
ОАО «ФСК ЕЭС»
Сетевая компания, оператор единой национальной электросети России. Дочерняя компания РАО «ЕЭС России», которая в настоящее время владеет 87,56 % акций ФСК ЕЭС, остальные акции — 12,44 % принадлежат Российской Федерации в лице ФАУФИ[10]. В результате реформы планируется увеличение доли Российской Федерации до 75 % + 1 акция.
Гидрогенерация
«Федеральная гидрогенерирующая компания» объединяет ключевую часть гидроэнергетики страны. После завершения реформы контрольный пакет планируется сохранить в федеральной собственности.
Тепловые ОГК
Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК), созданные в 2004—2006 годах, включают в себя крупнейшие тепловые ГРЭС страны. С целью минимизации возможности монопольных злоупотреблений, каждая ОГК объединяет станции, находящиеся в разных регионах страны. Тепловые ОГК подлежат приватизации в ходе реформы.
Системный оператор
ОАО «СО ЕЭС» («Системный Оператор») оказывает услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Территориальные генерирующие компании
Территориальные генерирующие компании объединяют электростанции нескольких соседних регионов (за исключением электростанций федерального значения, вошедших в ОГК). В основном это теплоэлектроцентрали, ориентированные на выработку не только электричества, но и тепла. Компании будут продавать электроэнергию, а также снабжать теплом потребителей своих регионов. ТГК подлежат приватизации в ходе реформы.
Администратор торговой системы
Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» (в настоящее время — «Совет рынка») организует торги и расчеты на оптовом рынке электроэнергии.
Интер РАО ЕЭС
ОАО «Интер РАО ЕЭС» (60 % — РАО «ЕЭС», 40 % — ОАО «Концерн Росэнергоатом») является экспортным оператором РАО «ЕЭС».
Новые задачи после реформ
До начала реформ на предприятиях энергетики ощущалось явное недофинансирование со стороны государства, при этом они не могли самостоятельно увеличивать тарифы на собственные услуги. Вследствие этих и ряда других факторов бюджеты на развитие информационных технологий были крайне малы. В лучшем случае, проводилась «лоскутная» автоматизация, а ни о каком комплексном подходе речи не было.
Обновление ERP
Реформы послужили катализатором для многих проектов в сфере информационных технологий, в том числе и по внедрению ERP-систем. Реформирование отрасли повлекло изменение и оптимизацию бизнес-процессов, что, по сути, является первым (и зачастую самым сложным) этапом создания комплексной автоматизированной системы. Поэтому в подобной ситуации внедрение ERP-системы проходит быстрее и эффективнее. Остановимся на основных отраслевых особенностях, которые необходимо учитывать при создании информационных систем.
Мониторинг энергокомпаний
Несмотря на то ,что в ходе реформы РАО «ЕЭС России» разделились на отдельные независимые энергокомпании, энергосистема России остается взаимосвязанной. И по-прежнему необходим мониторинг состояния энергопредприятий, который на данный момент включает более 400 информационных потоков.
Поэтому внедряемые на предприятиях отрасли информационные системы должны включать в себя блоки подготовки, сбора и обработки отраслевой отчетности, нормативно-справочной информации и технической документации, контроля исполнения требований управляющих и/или контролирующих организаций и т.п.
Дорогостоящие основные фонды
Генерирующие и сетевые энерготранспортные компании обладают дорогостоящими и при этом интенсивно эксплуатирующимися основными фондами, стоимость простоя которых так же очень высока. При этом большинство энергетических активов были введены в эксплуатацию в 60-70 гг., изношены, морально устарели и требуют огромных инвестиций.
Поэтому средства управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) являются чрезвычайно важными. И подобный блок обязательно должен присутствовать в ERP-системе, либо необходимо внедрение отдельной EAM-системы, которая осуществляла бы управление ТОиР.
Территориальная распределенность
По своим масштабам компании, создаваемые в ходе энергореформы, зачастую превосходят прежние региональные – новые образования нередко объединяют профильные предприятия нескольких соседних регионов либо вообще являются общероссийскими. Поэтому возникают задачи интеграции информационных систем различных территориальных структур, консолидации учетной информации и отчетности, разграничения доступа пользователей к общим базам данных и т.п.
Работа без склада
Еще одна отраслевая особенность – невозможность складирования произведенной продукции (тепло- и электро- энергии) при непрерывном процессе производства. В связи с чем огромное значение приобретает оперативный контроль за производством и организация непрерывного сбытового процесса, что так же немыслимо без информационной системы.
Учет электроэнергии
Одна из важных задач для предприятий электроэнергетики, особенно для сетевых компаний, - учет полученной и отпущенной потребителям энергии, а так же локализация и снижение потерь энергии (они бывают 2 видов: коммерческие – нелегальные подключения и технические – в трансформаторах и проводах). Для решения подобных задач предназначены автоматизированные информационно-измерительные система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).
Сбыт энергии
Реформа РАО ЕЭС предполагает не только структурную реорганизацию, в ходе которой были выделены самостоятельные сбытовые компании, но и либерализацию оптового и розничного рынка электроэнергии. И необходимо, чтобы созданные компании могли эффективно действовать в новых рыночных условиях, для чего необходимо внедрять SCM- и CRM-систем, которые позволят оптимизировать работу с поставщиками и потребителями, соответственно.