2015/03/25 08:56:13

Energy Consulting: Внедрить ERP за 4 месяца — это реально

Energy Consulting разработала и вывела на рынок три коробочных решения на базе ERP-платформы Sage ERP X3. Решения предназначены для финансового учета в холдинговых структурах, управления дистрибуторскими и производственными компаниями. Об экспертизе, которая легла в основу решений, реальности, позволяющей внедрить ERP-систему всего за 4 месяца, и «голубой мечте» любого финансового директора рассказал TAdviser руководитель практики Sage ERP X3 группы Energy Consulting Марк Самойлович.

TAdviser: Марк, расскажите, пожалуйста, о новых коробочных решениях, которые выпустила Energy Consulting. Какие именно продукты входят в новую линейку и каков их основной функционал?

Новая линейка коробочных продуктов от Energy Consulting «ERP за 4 месяца» состоит из трех решений, предназначенных для управления финансами в холдинге, управления производством и дистрибуцией. Это решения «Sage ERP X3: Управленческий учет в холдинге», «Sage ERP X3: Производство» и «Sage ERP X3: Дистрибуция». Все они разработаны на платформе Sage ERP X3 и могут использоваться как по отдельности, так и комбинироваться друг с другом по принципу конструктора. Это актуально, если производственная компания, например, занимается в том числе и дистрибуцией собственной продукции.

Решения родились на основании мощной экспертизы Energy Consulting в указанных областях автоматизации. Их создание — это результат опыта наших консультантов, полученного в ходе десятков специализированных проектов в конкретной области.

Кардинальное отличие коробочных продуктов Energy Consulting от комплексной системы Sage ERP X3 состоит в том, что это не конструктор функций, предлагаемых к настройке, а уже готовый набор для автоматизации конкретных бизнес-процессов для компаний с определенными особенностями бизнеса. Благодаря этому не решение настраивается под процессы заказчика, а бизнес заказчика может быть перенастроен в короткие сроки в соответствии с лучшими практиками, полученными нами в ходе автоматизации подобных предприятий. Мы привносим в проект свою экспертизу и уникальный опыт, в котором, как мы считаем, мы лучшие на рынке. А готовые решения позволяют существенно сократить сроки внедрения базового функционала по определенному направлению. Внедрение каждой из коробок составляет всего 4 месяца.

TAdviser: Вы упомянули, что экспертиза оттачивалась на конкретных клиентах и проектах, речь идет только о российском рынке или международном опыте внедрения Sage ERP X3?

Речь идет об опыте и экспертизе Energy Consulting, поэтому в первую и главную очередь, конечно, мы отталкивались от реализованных в России проектов. В каждой стране мира есть своя специфика ведения бизнеса и финансового учета, так что партнёры Sage обычно создают вертикальные решения для отраслей в своей стране. Однако наши решения подходят и для международных компаний, особенно планирующих запуск бизнеса в России. Для них это хорошая возможность получить уже готовое решение по приемлемой цене.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

То есть фундаментом коробочных продуктов является западная экспертиза, аккумулированная в платформе Sage ERP X3 в части производства, финансов, бюджетирования, дистрибуции, поверх которой произведены настройки под российскую специфику в соответствии с опытом внедрений Energy Consulting в реальных компаниях, работающих и приносящих прибыль.

TAdviser: Насколько серьезны требования к инфраструктуре, необходимой для развертывания коробочных решений на стороне заказчика?

Требования Sage ERP X3 к инфраструктуре разумны и не слишком велики. Для организации пользовательских рабочих мест достаточно рабочей станции и установленного на ней браузера, поскольку система работает через веб, в том числе на планшетных компьютерах. Что касается стоимости сервера для развертывания решения, то она может колебаться от 2-3 тыс. до 5 тыс. долларов в отдельных крупных проектах. Другое дело, что сегодня компании всё чаще предпочитают не покупать физический сервер, а арендовать вычислительные мощности. В таких случаях затраты на инфраструктуру минимальны и не превышают 1-2% общей стоимости проекта.

TAdviser: Насколько простым является внедрение коробочных продуктов? Смогут ли небольшие компании сами справиться с ним? Насколько простой может быть интеграция с другими программными продуктами, если компания их использует?

В принципе, было бы не честно говорить, что ERP-проект может быть очень легким и простым. Это так не потому, что сложны программные продукты, а прежде всего потому, что проект внедрения ERP требует высокого уровня самоорганизации и ответственности клиента. Внедрение ERP-системы — это не только усилия консультантов, это совместный труд с заказчиком. При ответственном подходе небольшая компания, скажем, до 10 пользователей может при минимальной нашей поддержке справиться с внедрением самостоятельно. При этом я бы не стал сильно привязываться к количеству автоматизируемых рабочих мест. Ключевой параметр для меня — это внутренняя дисциплина и нацеленность на результат. В целом пользовательские инструкции прописаны очень подробно, бизнес-процессы визуализируются на экране, их правка осуществляется в интерактивном режиме. Разобраться в этом вполне реально, было бы желание.

Что касается интеграции с другими корпоративными приложениями, готовые решения Sage ERP X3, равно как и сама платформа, очень просто интегрируются как с распространенными учетными программами, так и специализированными системами классов MES, PLM и других за счет встроенных интерфейсов обмена с базами данных.

TAdviser: Типовой коробочный продукт ограничен десятью пользователями и не более чем двумя юрлицами. Что если по мере роста бизнеса заказчику потребуется увеличить количество рабочих мест либо расширить функционал системы?

Мы сознательно пошли на это ограничение, поскольку количество пользователей напрямую влияет на стоимость решения, а мы хотели сделать его широко доступным. Стоимость одного коробочного решения составляет порядка 6 млн рублей. Лицензии на работу недостающих пользователей можно докупить сразу же или по мере необходимости. Причем пользовательская лицензия может покрывать как решение полностью, так и отдельные модули. Соответствующие манипуляции можно произвести для расширения функционала, количества юридических лиц, по которым ведётся учет в системе, и так далее. Разумеется, покупать коробочное решение, чтобы добавить к нему еще 100 юридических лиц и 150 нестандартных отчётов неразумно: это совсем другой объем работ. Наша целевая аудитория — небольшие и средние компании, которым требуется готовое ERP-решение и быстрый результат. «Физических» ограничений для возможностей платформы нет, они, скорее, логические.

TAdviser: Ваши решения можно назвать антикризисным предложением для компаний, которые не готовы сейчас к каким-то долгосрочным инвестиционным проектам?

Совершенно верно. Мы готовы помочь заказчикам даже с учетом роста курсов валют, предлагаем специальные условия, чтобы те компании, которые хотят провести у себя цикл работ по автоматизации, не откладывали бы это решение, а реализовали задуманное уже сейчас и оказались на шаг впереди менее поворотливых соперников. Я убежден, что кризис — это именно то время, когда можно получить конкурентные преимущества и усилить бизнес путем его трансформации.

TAdviser: По какому принципу вы отбирали для коробочных решений конкретные бизнес-процессы?

Если говорить про управленческий учет и решение «Sage ERP X3: Управленческий учет в холдинге», то для него мы отобрали основные бизнес-процессы, которые обычно просят автоматизировать клиенты. Это управление дебиторской и кредиторской задолженностью, учет внеоборотных активов, управление платежами, затраты, инвестиции, финансовое планирование и бюджетирование, консолидирование отчетности. Автоматизация этих процессов дает полное понимание финансовых потоков и контроль над ними. Это, если хотите, «голубая мечта» любого финансового директора в нашей стране. Поскольку Sage ERP X3 соответствует стандартам РСБУ, при необходимости клиенты могут в качестве отдельного add-on запустить и функционал бухгалтерского учёта.

Для готового решения по дистрибуции «Sage ERP X3: Дистрибуция» мы реализовали классическую торгово-закупочную схему: процесс закупок, работа с поставщиками, импорт инвойсов, планирование поставок, размещение на складе и управление запасами, продажи и управление взаимоотношения с клиентами (CRM). Для дистрибуторов важна прозрачность учета, поддержание минимального запаса товара на складе, планирование всех затрат, ведение клиента от начала до конца, контроль маржинальности. Все эти возможности дает использование Sage ERP X3 и наше коробочное решение.

Производственным компаниям дискретного или непрерывного типа коробочное решение «Sage ERP X3: Производство» позволяет работать со спецификациями и картами продукции, осуществлять контроль качества, отслеживать статус выполнения производственного заказа, контролировать производственные затраты и фактическую себестоимость продукции. Решение позволяет назвать точную дату готовности заказа и спланировать все необходимые для его выполнения ресурсы.

TAdviser: Какие еще особенности российских компаний учитываются в решениях?

Одно из конкурентных преимуществ Sage ERP X3 состоит в том, что большинство работ по настройке выполняется на уровне интерфейсных изменений и не затрагивает программирование. Поэтому основная адаптация продукта касается удобства и быстроты работы менеджеров. Это, например, обработка заказов от клиентов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, интеграция с веб-приложениями, системой бухгалтерского учета или системой отправки налоговой отчетности. Интерфейс программы выстраивается под конкретный бизнес-процесс, ему легко обучить сотрудника.

Специальные настройки для холдинговых структур позволят формировать бюджет и консолидировать отчетность на уровне холдинга, а также вести внутрихолдинговые операции. Причем возможна работа с данными на уровне структур, входящих в холдинг, вне совокупного консолидированного потока. Мы учли и такие российские реалии как, например, наличие нескольких юридических лиц и транзакций между ними, чего не встретишь в европейском финансовом учете.

TAdviser: Весь этот функционал реально запустить за четыре месяца?

Абсолютно реально. Как я уже говорил, большие требования предъявляются в ERP-проектах к самим клиентам, и многое зависит от их настроя. Любой бизнес — живой, он требует участия и внимания, поэтому проект внедрения — это всегда совместная работа с консультантами. Обладая 15-летним опытом внедрения ERP-систем, могу заверить, что, если ERP-проектом не занимаются всерьез, он начинает умирать. Есть, например, такие задачи в проекте, которые может выполнить только сам клиент. Это подготовка остатков по счетам и складу, обобщение данных об имеющихся клиентах, предоставление инфраструктуры под проект. Мы, со своей стороны, предоставляем лучшую экспертизу и необходимое обучение для специалистов заказчика, уже включенное в стоимость «коробки». Преимущество как раз и состоит в том, что для клиентов, помимо покупки продукта, нет никаких скрытых платежей, только затраты на инфраструктуру.

По нашим расчётам, компаний, готовых потратить несколько миллионов рублей на качественную автоматизацию, довольно много. Это конкурентная цена на фоне предложений других ERP-поставщиков, причем мало кто из них может предложить столь короткие сроки внедрения, стандартные составляют от шести до девяти месяцев. Уже в этом году мы рассчитываем на успешные внедрения коробочных продуктов у 10 заказчиков. Кстати, до 30 апреля 2015 года у нас действуют специальные условия на приобретение любой из «коробок».