2024/10/16 10:23:18

Автомобильные заправочные станции (АЗС) в России


Содержание

История

2024

Доля электрических станций на российском рынке АЗС выросла до 6,9%

Рынок автомобильных заправочных станций в России переживает трансформацию. Развиваются пункты заправки, оборудованные современными системами автоматизации для ускорения предоставления услуг. Вместе с тем ведущие компании переходят на альтернативные виды топлива. Об этом говорится в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном 14 октября 2024 года.

По состоянию на август 2024 года доля электрозарядных станций (ЭЗС) в РФ достигла 6,9%. Обычные станции, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива — бензином и дизельным топливом, занимают 80,9% рынка. Еще около 12,1% приходится на автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).

Трансформация рассматриваемого рынка объясняется потребностями покупателей и меняющимися ожиданиями в отношении персональных услуг. Кроме того, растут продажи гибридных и полностью электрических автомобилей. По мнению экспертов, основным компонентом инфраструктуры будущего станут многопрофильные заправки, предлагающие газ, электричество, бензин и дизтопливо.

В исследовании говорится, что рынок автозаправок отличается высоким уровнем конкуренции. При этом выручка АЗС может существенно варьироваться в зависимости от месторасположения. Стоимость топлива в разных федеральных округах России отражает региональные особенности рынка, такие как транспортные расходы, налоговая нагрузка, доступность ресурсов и степень конкуренции. Основным способом повышения прибыльности автозаправочного бизнеса является расширение ассортимента. Отрицательное влияние на развитие отрасли оказывает высокая инфляция. Вместе с тем российский рынок автозаправок является одним из крупнейших в мире по объему и охвату.[1]

Сколько зарабатывают АЗС в России

В августе 2024 года стало известно, что доходность автозаправочных станций в России существенно варьируется в зависимости от их расположения и бизнес-модели. Выручка АЗС может различаться в 50 раз, а рентабельность – вдвое, при этом ключевым фактором роста доходов становится развитие нетопливного сегмента.

Как пишут «Ведомости», средняя суточная выручка российской АЗС составляет около ₽462 тыс. Однако этот показатель может колебаться от ₽67 тыс. до ₽3,4 млн в зависимости от локации станции. Наиболее прибыльными являются АЗС, расположенные в центре городов и на оживленных трассах.

Основным источником выручки АЗС остается реализация топлива, на которую приходится более 85% валового дохода. При этом доля нетопливной выручки может достигать 10-25% в зависимости от региона. Важно отметить, что вклад сопутствующих товаров и услуг в прибыль значительно выше – более 50%, а в периоды низкой маржинальности топлива может превышать 80%.

Рентабельность АЗС в России колеблется от 5% до 12%. На этот показатель влияют динамика цен на нефть, фискальная политика государства, оптовые цены на нефтепродукты и операционные расходы. Доля налогов и сборов в стоимости топлива достигает 60-70%.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

Маржинальность продаж топлива на АЗС подвержена сезонным колебаниям. В летний период (июнь-сентябрь) станции могут работать в убыток из-за высоких оптовых цен. В течение года маржинальность может варьироваться от отрицательных значений до ₽4-5 за литр бензина и до ₽2 за литр дизельного топлива.

Для повышения прибыльности владельцы АЗС активно развивают нетопливный сегмент. Наиболее популярными дополнительными услугами являются кафе, магазины, автомойки и пункты выдачи товаров, заказанных в маркетплейсах. Некоторые компании также устанавливают на своих станциях зарядные устройства для электромобилей.

Крупнейшие сети АЗС в России принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Лидером является «Роснефть» с 3000 станций, за ней следуют «Лукойл» (2800) и «Газпром нефть» (1500). Всего в стране насчитывается 23-24 тыс. АЗС.[2]

2022

Доходы АЗС в России выросли на 8,6% до 2,68 млрд рублей

Доходы АЗС в России по итогам 2022 года выросли на 8,6% в сравнении с 2021-м и достигли 2,68 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные агентства маркетинговых исследований «ГидМаркет», которые были обнародованы в июне 2023 года.

Рынок показал рост после двух лет спада, причиной которому стала пандемия COVID-19. Главной проблемой стало снижение спроса из-за падения автомобильного трафика на фоне введения ограничений, связанных с коронавирусом, и как следствие, дальнейшее снижение маржи у операторов и поставщиков.

При этом 2020 году в очередной раз продемонстрировал многолетнюю проблему отрасли дисбаланс спроса и предложения, возникающий в кризисные моменты и приводящий к необоснованным и скачкообразным изменениям стоимости топлива, отмечают исследователи.

Как отметил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, если раньше в рамках производственной цепочки основная прибыль приходилась на добычу, то в 2022 году АЗС стали одним из ключевых сегментов, в котором генерируется прибыль. Сложности с поставками на экспорт заставляют компании разворачивать объемы на внутренний рынок, что создает давление на оптовую цену и, как следствие, расширяет маржинальность топливного бизнеса, говорит он.

«
Розничный рынок себя чувствует на сегодняшний день высокорентабельным, такой высокой маржинальности из-за снижения оптовых цен у нас давно не было, — говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — В 2022 году рентабельность значительно выше, чем была в предыдущие годы, не говоря о прошлом годе, когда она была просто отрицательной.
»

Президент Национального автомобильного союз Антон Шапарин считает, что рынок АЗС в 2022 году чувствовал себя гораздо комфортнее, чем раньше, в отличие от конечного потребителя. По его словам, происходит это, поскольку в оптовом звене топливо дешевело и продолжает дешеветь, а в рознице те скидки, которые получают автовладельцы, «совершенно незначительные и могут измеряться копейками».[3]

Число газовых заправок выросло в 1,5 раза

Общее количество газовых автозаправок (включая КриоАЗС, использующих сжиженный природный газ) по итогам 2022 года составило 896 штук, что на 49% больше, чем годом ранее. При этом потребление газа в качестве моторного топлива за это время выросло на 28% и достигло 1,72 млрд кубометров. Такие данные в Минэнерго привели в марте 2023 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию министерства, в 2020–2022 гг. в России были переоборудованы с бензина и дизтоплива на газ 35 200 автомобилей, сообщается в документе. Средний рост цен на компримированный природный газ (КПГ) в 2023 году, по данным Минэнерго, составил 6,7% (абсолютное значение не приводится) при официальной инфляции, согласно данным Росстата, в 11,9%.

Россияне стали больше потреблять газ в качестве моторного топлива

Структурное подразделение группы «Газпром» – «Газпром газомоторное топливо» – за 2022 год увеличило сеть газовых заправок на 12%, или на 48 станций, до 405 заправок, сообщила РИА Новости пресс-служба компании. На объектах розничной сети «Газпрома» по итогам 2022 года было реализовано более 1 млрд кубометров компримированного природного газа (КПГ).

По данным Минэнерго, в 2022 году стоимость компримированного природного газа выросла в среднем на 6,7% при официальной инфляции, согласно данным Росстата, в размере 11,9%.

Государство рассматривает газомоторное топливо в качестве экономически и экологически эффективной альтернативы нефтепродуктам в русле декарбонизации экономики и помогает расширять его использование. Так, Минэнерго и Минпромторг реализуют подпрограмму развития рынка газомоторного топлива (государственной программы «Развитие энергетики»), предусматривающую увеличение его потребления до 2,7 млрд куб. м к 2024 году. В Минэнерго также планировали в 2022–2024 годах направить почти 9 млрд рублей на развитие сети заправок компримированным природным газом.[4]

Примечания