Содержание |
Водительские права в России
Основная статья: Водительские права в России
История
2023
Российский рынок автошкол за год вырос на 10,1% и достиг ₽55,2 млрд
Объем российского рынка автошкол достиг ₽55,2 млрд по итогам 2023 года, увеличившись на 10,1% по сравнению с показателем 2022 года. Анализ рыночных тенденций опубликован компанией «Гидмаркет» в ноябре 2024 года.
По словам аналитиков, реальный прирост рынка за вычетом инфляции составил 1,8%, так как значительная часть увеличения объема связана с повышением стоимости обучения.
За период с 2019 по 2023 год отрасль прошла через несколько этапов развития. В 2020 году из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса COVID-19, объем рынка сократился на 3,2% до ₽39,3 млрд.
В 2021 году наблюдался резкий рост на 28,8%, обусловленный эффектом отложенного спроса, когда объем рынка достиг ₽50,7 млрд. Многие граждане, обучение которых было приостановлено во время пандемии, возобновили получение водительских прав.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
В 2022 году произошло снижение показателей на 1,1% до ₽50,1 млрд. На динамику повлияли рост цен на автомобили и снижение реальных доходов населения, что сделало услуги автошкол менее доступными для потенциальных учеников.
По данным аналитиков агентства «Гидмаркет», за пятилетний период рынок автошкол продемонстрировал общий рост на 36%, увеличившись с ₽40,6 млрд в 2019 году до ₽55,2 млрд в 2023 году. При этом наиболее сложным периодом стал 2020 год, когда отрасль показала отрицательную динамику.
Темпы роста рынка с учетом инфляции демонстрируют более сдержанную динамику. В 2021 году реальный прирост составил 20,6%, в 2022 году наблюдалось падение на 5,6%, а в 2023 году зафиксирован умеренный рост на 1,8%.
Анализ показывает, что на развитие отрасли существенное влияние оказывают макроэкономические факторы, включая инфляцию и изменение реальных доходов населения, однако базовый спрос на услуги автошкол сохраняется стабильным.[1]
Только 11% кандидатов сдали экзамен по вождению с первого раза
В 2023 году в России лишь 11% кандидатов сдали практический экзамен по вождению с первого раза. Об этом в конце марта 2024 года сообщил начальник управления организации регистрационно-экзаменационной деятельности технического надзора и оказания государственных услуг Госавтоинспекции МВД России Роман Мишуров.
По его данным, в 2023 году теоретический экзамен по вождению с первого раза сдали 30% потенциальных водителей. Помимо этого, заметно выросло количество граждан, которые не сдали теорию с четвертой и более попытки. Так, если в 2020 году их было около 5% сдающих, а к 2023-му — уже 7,6%. Если говорить о практической части теста, то провалили четыре и более попыток 16% россиян.
Мы видим, что качество или, может быть, отношение к экзамену, к сожалению, не у всех то, которое должно быть... И в итоге мы получаем вот этот ком сдающих, которые не дают людям, которые пришли в первый раз и подготовились, спокойно сдать экзамен, - резюмировал Роман Мишуров, добавив что по этой причине было принято решение увеличить срок пересдачи экзаменов до полугода после трех неудач. |
1 апреля 2024 года в России изменится порядок сдачи экзамена на получение водительских прав. Так, увеличился срок пересдачи для тех, кто не сдал вождение после трех и более попыток, а количество штрафных баллов для успешной сдачи практического экзамена увеличили с 5 до 7. Кроме того, инструктору разрешили сидеть на втором переднем сидении во время сдачи экзамена учеником его автошколы. Пассажирское сиденье за дублирующими педалями в ходе экзамена разрешат занимать не только инспектору, но и представителю автошколы. Однако помочь ученику он не сможет — автомобиль должен иметь не только камеру в салоне, но и сигнализатор воздействия на дополнительные педали.[2]
Сокращение числа автошкол до 7,2 тыс.
К концу 2023 года в России насчитывалось 7,2 тыс. автошкол против 7,54 тыс. штук годом ранее. Об этом свидетельствуют данные ГИБДД, опубликованные в конце февраля 2024 года.
Согласно статистике Госавтоинспекции, в 2023 году общее количество проведенных экзаменов на получение водительских удостоверений снизилось до 6,93 млн с с 7,06 млн в 2022-м. Теоретический экзамен с первой попытки сдали 36% граждан, практическую часть экзамена — в 12%. Последний показатель стал следствием ужесточения правил сдачи экзаменов в 2021 году, передает газета «Коммерсантъ».
Ожидается, что в 2024 году автошкол в России может быть еще меньше, чем в 2023-м. Все из-за ужесточений требований к ним. Как пишет издание, с 1 апреля 2024 года все эти организации обязаны иметь заключение ГИБДД о соответствии классов, автомобилей, площадок, тренажеров, литературы установленным нормам. Без этого документа выпускников автошкол не допустят до экзаменов.
Лицензии автошколам выдает Рособрнадзор после того, как ГИБДД однократно проверяет их программы обучения и учебно-материальную базу и выдает бессрочное заключение. После проверки некоторые автошколы из экономии проводят обучение онлайн или устраивают занятия на необорудованных площадках во дворах, а ГИБДД ограничена в действиях из-за пробелов в законодательстве.
Это инициативу поддержали в Минпросвещения и Рособрнадзор, а против выступило Минэкономразвития из-за того, что новые полномочия ГИБДД могут совпасть с уже имеющимися у Рособрнадзора.
По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, ужесточение лицензионных требований позволит убрать с рынка «серые» организации, у которых по факту нет ни площадок, ни учебных классов, ни преподавателей. По ее словам, существовавший ранее пробел позволял им демпинговать, обучая по незаконно сокращенным, а потому и более дешевым программам.[3]
Количество автошкол сократилось на 15% за 2 года
К марту 2023 года в России насчитывалось 5960 автошкол, что на 15% меньше, чем двумя годами ранее (около 7000). Об этом свидетельствуют данные аналитического сервиса «Контур.Фокус».
Генеральный директор автошколы «АвтоДрайвер» Михаил Бородачев сообщил «Известиям», что к апрелю 2023 года сфера автошкол переживает трудные времена из-за санкций, ухода иностранных концернов, а также повышения цен на машины и комплектующие.
Сократилось число людей, которые могут позволить себе обучение. Меньше учеников - меньше выручка, а нам приходится платить за аренду помещений, обслуживать автомобили. Автошкола - это самоокупаемый бизнес, финансирование извне отсутствует, - отметил он. |
Эксперт подчеркнул, что стоимость аренды помещений поднялась на 30%, а обслуживание машин — почти на 40%. Логичный выход из ситуации — повышение цен на услуги, но сделать это непросто. Стоимость обучения на категорию «В» составляет 45 тыс. рублей, а для комфортной работы, школы должны должны поднять цену до 60 тыс. рублей.
В Министерстве внутренних дел (МВД) изданию сообщили, что в 2022 году 672 автошколы оформили заключение о соответствии учебно-материальной базы в ГИБДД, в 2021 году такое заключение оформили 764 автошколы. Отмечается, что этот документ выдается автошколам каждые пять лет, без него работа невозможна.
Закрытие организаций не так критично, отметил в разговоре с «Известиями» экс-глава ГИБДД РФ, генерал-лейтенант милиции в отставке Владимир Федоров. На его взгляд, вмешательство государства в решение этого вопроса не требуется.
Этот вопрос вполне можно решить совместной работой общественных организаций и бизнес-сообщества. Например, тот же ДОСААФ по-прежнему имеет большой вес в этой сфере, - сказал он газете.[4] |