Алексей Артеменко: Business Discovery это бизнес-аналитика в стиле DIY
Реально ли сделать аналитические данные доступными, а главное – полезными в работе рядового сотрудника? Чем отличается подход Business Discovery от Business Intelligence и какие открытия он таит в себе для российских пользователей TAdviser рассказал Алексей Артеменко, региональный директор Qlik (QlikTech) по России и СНГ.
Алексей Артеменко: Да, действительно, термин Business Discovery не так хорошо известен на российском рынке прежде всего по двум причинам. Во-первых, QlikView относительно новый продукт на рынке бизнес анализа в России, хотя ситуация и быстро меняется, а, во-вторых, термин сам по себе западный и, если перевести его дословно, то сложно сразу всесторонне понять и оценить его суть. Итак, Business Discovery – это Бизнес Открытие и именно так западные пользователи нашей системы говорят о своем опыте работы с ней. Они говорят, что с помощью QlikView они не просто могут получить необходимый им статичный аналитический отчет, который ответит на заранее сформулированные вопросы, а могут, разносторонне исследуя данные своего бизнеса, самостоятельно, без помощи ИТ, сделать в нем открытия. Открытия, о которых они раньше даже не догадывались и на основе которых можно принимать более правильные управленческие решения на разных уровнях иерархии в любой компании.
TAdviser: В отличие от Business Discovery, термин Business Intelligence или бизнес-аналитика сегодня понятен даже непрофессионалу. Так в чём же главная разница между Business Discovery и BI, ведь, по сути, одно не может существовать отдельно от другого?
Алексей Артеменко: Правильно, не может, потому что Business Discovery (BD) – это на самом деле новое направление Business Intellegence, которое ориентировано на конечного бизнес пользователя. По сути, системы этого класса объединяют в себе всю функциональную мощь традиционных аналитических систем и простоту офисных приложений, например, Microsoft Excel.
В то время, как традиционная бизнес аналитика позволяет бизнес пользователю видеть его данные, системы Business Discovery дают возможность понимать данные, взаимодействовать с ними. Традиционные системы исповедуют жесткую централизацию и подход «сверху-вниз», что сильно ограничивает возможности бизнес пользователя, а при работе с системами BD пользователь получает необходимую ему свободу исследовать данные так, как он считает нужным – «снизу-вверх», «слева-направо», «справа-налево» и так далее.
Причем ему не нужно заранее формулировать все свои вопросы, исследовать свои данные по заранее определенным путям и алгоритмам – он все делает так, как ему удобно. Еще о системах этого класса говорят, что это DIY (Do It Yourself) BI, то есть «сделай аналитику сам». Продукты этого класса настолько просты, гибки и удобны в использовании, что делают бизнес анализ доступным для любого отдела в организации, а не только для аналитиков. Хотя, конечно, именно аналитики первыми видят разницу в подходе и становятся поклонниками систем класса Business Discovery. Метавселенная ВДНХ
TAdviser: Все ли вендоры, которых относят к лидерам рынка бизнес-аналитики, начали работать над развитием Business Discovery? Если я не ошибаюсь, анонсы в этой связи делала Oracle? Какие другие программные продукты, которые могли бы выдержать конкуренцию QlikView, доступны на глобальном рынке? В чем ваше преимущество по отношению к этим продуктам?
Алексей Артеменко: Отличный вопрос! Не буду говорить про конкурентов, которых большое количество и некоторые из которых пытаются нас копировать, а расскажу про положение QlikView на рынке а также о том, за что нас предпочитают заказчики. Продолжая тему про Business Discovery, считаю его наиболее перспективным направлением как на мировом, так и на российском рынке.
Уважаемая аналитическая компания Gartner в своем последнем отчете говорит о нем, как о «Data Discovery», ставит нас на первое место в этом сегменте, оценивая долю QlikView в 48%. Она также предсказывает самый высокий рост именно этого сегмента бизнес-аналитики. Компании, которые разрабатывают и поставляют решения этого класса предлагают своим заказчикам более простые, удобные в работе и быстрые средства бизнес-анализа, что в результате приводит к сокращению сроков возврата инвестиций, более низкой совокупной стоимости владения и удовлетворенности как бизнес, так и ИТ пользователей. Упомяну один факт – согласно отчетам IDC, 77% наших клиентов внедряют решение QlikView за 3 месяца, из них почти половина - всего за 1 месяц. А теперь сравните это со средними показателями по BI индустрии в целом.
Наша компания была пионером в «in-memory» или обработке данных в оперативной памяти. В последнее время многие наши конкуренты пошли по этому пути, чтобы обеспечить приемлемую скорость вычислений, а мы выпустили уже 11-ю версию продукта этой осенью. In-memory – не единственное наше преимущество. Мы предлагаем своим клиентам ассоциативную или связную модель поиска, с помощью которой обеспечивается возможность:
- исследовать данные «на лету», получая ответы на сформулированные «по ходу» вопросы,
- искать ответы на вопросы как угодно, а не только согласно заранее прописанным маршрутам,
- искать информацию с удобством и скоростью Google.
Причем все эти возможности мы также предлагаем на практически любом мобильном устройстве без дополнительных затрат и без установки дополнительного программного обеспечения.
TAdviser: Business Discovery опирается на множество развивающихся передовых технологий, такие, например, как мобильные технологии (применительно к корпоративной среде), средства совместной работы и другие. В России освоение этих технологий бизнесом идет в своем темпе, и нередко догоняющем. Как вы считаете, созрели ли российские компании к системам уровня Business Discovery? Или вы рассчитываете на серьезный спрос в будущем?
Алексей Артеменко: Безусловно, современные тенденции и бизнес потребности оказывают непосредственное влияние на развитие продукта. Так в новой версии QV11 мы сделали упор на возможности совместной работы для упрощения и ускорения процесса коллективного принятия решений, а также на работу системы на любых мобильных устройствах и ее готовность обрабатывать большие объемы данных в организациях класса Enterprise. Кстати, именно за наши успехи в Enterprise сегменте Gartner поместил нас в список лидеров BI рынка. В этом списке мы уже второй год и являемся в нем единственным представителем систем класса Business Discovery.
Но главными, как для западных, так и для российских пользователей, являются базовые вещи. Никто ведь не будет работать с инструментами, если они слишком сложные, слишком медленные или не обеспечивают пользователя релевантной информацией. Поэтому современные бизнес пользователи ждут от BI технологий прежде всего простоты использования, высокой скорости отклика и релевантности данных.
Решения на платформе QlikView обеспечивают:
- Простоту использования за счет интерактивной визуализации данных, удобства поиска и возможности работы на практически любых мобильных устройствах.
- Скорость отклика за счет использования технологии «in-memory».
- Релевантность данных за счет возможности оперативно добавлять свои или необходимые источники данных как с помощью, так и абсолютно без помощи ИТ.
Я призываю наших потенциальных клиентов не верить мне на слово, а зайти на сайт www.qlikview.com или www.qlikview.ru, бесплатно скачать полноценную индивидуальную версию нашего продукта и самим оценить те преимущества, которые получили более 24 000 клиентов QlikTech по всему миру.
TAdviser: Если говорить о клиентах QlikView именно в русскоговорящих странах, то кто ваш типичный клиент? Компании какого масштаба бизнеса и каких вертикальных отраслей наиболее часто покупают ваши решения?
Алексей Артеменко: Наш продукт уникален тем, что подходит для клиентов любого размера бизнеса и любой отрасли. К нам приходят клиенты, у которых, как правило, уже куплена система бизнес анализа, но, либо не внедрена, либо по причинам, указанным выше (медленная, сложная и так далее.) не востребована бизнес пользователями и аналитиками.
Есть клиенты со специфическими задачами и потребностями, которым лучше всего подойдет именно QlikView – быстро собрать данные из разнородных источников, сделать Ad-hoc аналитику, написать и внедрить аналитическое приложение за считанные дни и прочее. Наш продукт, как правило, берут на тестирование в один отдел, затем, когда продукт доказывает свою эффективность, в другой, третий и так далее, причем даже в организациях, где есть понятие «корпоративный стандарт BI» и где мы видим огромнейшее сопротивление со стороны хранителей этого стандарта. Но ведь бизнес пользователям нужен не стандарт, а рабочий инструмент, правда?
Если говорить про отрасли, то на сегодняшний момент мы лучше всего представлены в тех областях, где наблюдается огромная конкуренция, где есть большой объем данных и потребность в оперативном принятии решение – это розница, дистрибуция, производство товаров народного потребления, фармацевтика, страхование. В последнее время есть серьезный интерес со стороны банковского сектора, транспортной логистики, телекоммуникационной сферы.
С точки зрения географии мы делаем основной упор на Москву и Санкт-Петербург. Но в последние полгода-год мы видим возрастающий интерес со стороны российских регионов, Украины, Беларуси, то есть там, где решения продиктованы не соображениями «корпоративных стандартов», а основываются прежде всего на понятиях экономической целесообразности, эффективности, ценности для бизнес пользователей.
TAdviser: Не могли бы вы рассказать об одном-двух недавних внедрениях QlikView в нашем регионе, которые наиболее вам запомнились?
Алексей Артеменко: С удовольствием! Упомяну о двух недавних проектах, реализованных у заказчиков разного уровня и индустрии, которые на практике демонстрируют преимущества подхода Business Discovery.
Brilliant Telecom (Бриллиант Телеком) – молодая компания, предоставляющая услуги в области телекоммуникаций и IT-консалтинга и обладающая широкой клиентской базой, включающей около 500 телекоммуникационных операторов по всему миру. Задачи, которые решались в рамках проекта: o создание хранилища данных и системы отчетности o предоставление ролевого доступа для пользователей o обработка большого объема данных “на лету” o интенсификация работы сотрудников отдела продаж
Заказчик говорит о том, что не только основные задачи были успешно решены, но и что проект себя окупил в короткие сроки. Это связано с тем, что решение на базе QlikView позволило компании переломить тренд, характерный для VoIP-рынка. Таким трендом в работе VoIP-операторов является снижение маржинальности при увеличении количества клиентов и объема терминируемого трафика. Внедрение решения на основе QlikView позволило не только сохранить имевшийся уровень маржи, но и повысить его за счет более эффективного поиска работающих и более маржинальных направлений у поставщиков, гибкого последующего управления маршрутизацией трафика, применение методов прогнозирования и сравнительного анализа.
Группа компаний Danone-Юнимилк - крупнейший производитель молочных продуктов в России (около 30 заводов), основной принцип которой – фокус на здоровье и инновациях, забота о потребителях и постоянная ориентация на высокое качество продукции. Задачи, которые решались в рамках проекта: o Возможность оперативной подготовки отчетности внутреннего стандарта o Выявление действенности мероприятий по повышению эффективности работы оборудования o Анализ технологических простоев, планирование и оптимизация загрузки линий
По итогам проекта заказчик получил современную BI-систему, которая помогает своевременно оценивать эффективность производственных линий завода и способствует оперативному принятию эффективных бизнес-решений. Система позволяет контролировать эффективность линий, отслеживать технологические остановки и их причины.
Еще одна особенность реализованного решения – все нужные данные можно получить при помощи браузера с любого компьютера или ноутбука, мобильного устройства. Кроме того, специальный клиент обеспечивает возможность офлайн-доступа: даже когда доступ к серверу невозможен, данные можно анализировать локально с помощью устанавливаемого на ПК клиентского приложения.
Система анализа эффективности производства проста в эксплуатации и обслуживании, легко настраиваема: при необходимости даже внешний вид графиков, таблиц и других элементов приложения может быть доработан администратором системы без участия разработчиков.
По словам заказчика вместо стандартного набора отчетов с фиксированным «углом обзора» информации сейчас у него есть предметная область данных, которую можно «крутить» и рассматривать с разных сторон и с разной степенью детализации, что облегчает и существенно ускоряет принятие стратегических управленческих решений.
TAdviser: Скажите, пожалуйста, каковы планы QlikTech по развитию бизнеса в России? Какие новые решения будут представлены на нашем рынке? Планируете ли вы развивать партнерскую сеть, поддержку клиентов и так далее?
Алексей Артеменко: За прошедший год мы практически удвоили количество партнеров в России, поэтому в ближайшее время планируем все наши усилия направить на развитие навыков и компетенций существующих партнеров, а новых партнеров подписывать только в том случае, если нам не будет хватать экспертизы в каких-либо отдельных индустриях, которых уже осталось не так много.
Кроме точечного расширения канала продаж мы собираемся собственными силами более активно работать с сегментом крупного бизнеса. То есть с сегментом, где у нас есть громкие успехи в Европе и США, и где у нас огромный потенциал в России. Я убежден, что российские компании по достоинству оценят функционал нашего продукта и экспертизу наших партнеров, которые вместе обеспечат наших пользователей более простым и удобным инструментом, позволяющим принимать оперативные и правильные бизнес решения.