Андрей Николаев: IFS Applications собирается под каждого заказчика
Система IFS Applications, по сути перекрывая функционал ERP и других классов современных управленческих систем, представляет собой уникальный набор полностью интегрированных, работающих как единое целое компонентов на основе SOA, так что каждый заказчик может собрать необходимое, гибко настраиваемое решение в соответствии со своими потребностями. О том, почему внедрение IFS Applications дешевле и быстрее конкурирующих ERP-систем, а также каким российским компаниями подойдет такой подход к автоматизации, TAdviser рассказал генеральный директор IFS Russia & CIS (ИФС Регион РУ) Андрей Николаев.
Каталог ERP-решений, интеграторов и внедрений доступен на TAdviser
Андрей Николаев: Бизнес IFS в России зародился в недрах компании ФОРС, когда в 1994-м году она заключила с вендором партнерское соглашение. Поскольку IFS предоставила все необходимые средства российской команде для обучения, работы и продвижения своих продуктов на местном рынке, направление начало быстро набирать обороты. Однако поскольку ФОРС также является одним из крупнейших и заслуженных дистрибьюторов Oracle в России, существование двух конкурирующих направлений в рамках одной компании, в конечном счете, оказалось неудобным. В 2003 году группа сотрудников ФОРС, специализирующаяся на IFS Applications, была преобразована в отдельную компанию «Корпоративные финансовые системы», часть акций которой в дальнейшем была выкуплена IFS CEE, отвечающей за работу в Центральной и Восточной Европе, и, фактически, мы стали частью глобальной корпорации IFS – IFS Russia&CIS. В настоящий момент контрольный пакет акций компании принадлежит самой корпорации, также акционером IFS Russia&CIS является основатель компании ФОРС - Леонид Викторов. Он не только акционер, но и активный член community: участвует во всех крупных инициативах, связанных с продвижением IFS не только в России, но и в других регионах.
TAdviser: Есть ли у вас ресурсы, чтобы оказывать техническую поддержку внедряемым решениям на месте? В каком объеме проведена локализация платформы IFS для российских реалий?
Андрей Николаев: Все наши клиенты, с одной стороны, и все сотрудники, с другой, в пределах своих полномочий имеют доступ к единому информационному порталу. Поэтому заказчики обращаются к нам преимущественно по электронным каналам связи, а мы таким же образом им отвечаем. Система поддержки организована таким образом, что мы можем не только отвечать на вопросы, но и передавать патчи и новые service packs, разработанные нами или материнской компанией. То есть процесс модификации системы может производиться в процессе удаленной коммуникации. Поэтому мы не держим большой штат, выделенный специально для оказания технической поддержки. Всего в IFS Russia&CIS работает около 30 человек, из них половина вовлечена в процесс поддержки, но не только в него: это многофункциональные и в этом смысле уникальные специалисты.
Что касается локализации, то это один из сложнейших моментов для любого поставщика западных систем, ведь локализация – не только перевод программного обеспечения на русский язык, но и его настройка согласно требованиям местного законодательства и российским бизнес-реалиям. К этому вопросу мы подходим очень гибко. Могу сослаться на опыт одного из наших клиентов, московского офиса компании Oriflame (Орифлейм), с которым мы сотрудничаем более 10 лет. Для этой компании локализация была выполнена таким образом, что российская «Орифлейм Косметикс» получила возможность работать по правилам корпорации и отчитываться перед ней по международным стандартам, и в то же время готовить документы для местных официальных органов согласно российским правилам бухучета. У нас работает довольно много подразделений зарубежных компаний, которые используют такую практику. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Если определены потребности локализации продукта для конкретной компании, то IFS найдет возможность их удовлетворить. А поскольку у всех предприятий требования разные, то мы подходим к вопросу индивидуально и решаем его в интересах каждого клиента.
TAdviser: Хотелось бы понять, что из себя представляет линейка программных продуктов от компании IFS, ядром которой является платформа собственной разработки. В основе лежит ERP-система? Есть ли отраслевые решения? Какие-то дополнительные системы?
Андрей Николаев: Первое приложение, которое много лет назад разработала IFS, называлось System 4: изначально оно включало в себя четыре отдельных модуля-компонента, в дальнейшем трансформировавшихся в решение по техническому обслуживанию и ремонту. Идея многокомпонентной, сервисно-ориентированной, архитектуры (SOA), которая так хорошо проявила себя в самом начале, легла в основу современных версий системы IFS Applications, которую отличает модульный принцип построения, широкие возможности к конфигурированию и адаптации. В то же время, и хотелось бы это особо подчеркнуть, IFS Applications не является конструктором в общепринятом понимании это слова. В систему изначально заложены лучшие мировые практики, бизнес-процессы, характерные для конкретных отраслей. Но их можно легко модифицировать и настроить под требования конкретного предприятия, также как и выбрать (а, соответственно, купить и внедрить) только те модули, которые действительно нужны и будут использоваться.
IFS Applications опирается на единую технологическую платформу IFS Foundation 1, которая поддерживает полный жизненный цикл существования системы, начиная от проектирования и разработки, и заканчивая ее продуктивной эксплуатацией конечными пользователями. Таким образом, IFS Applications представляет собой единый продукт, но система конфигурируема и собирается под каждого заказчика.
Содержательно, это ERP-система, так как позволяет управлять основными видами ресурсов, с которыми имеют дело предприятия различного профиля. Если говорить о вертикальных рынках, основной пул клиентов приходится на производственные и сервисные компании, предприятия, ориентированные на проектную деятельность.
TAdviser: На вашем сайте написано, что, поскольку в основе IFS Applications лежит принцип SOA, она в первую очередь подходит для «гибких» компаний. Как эту гибкость можно определить на практике? Как компания может решить, что IFS ей подходит?
Андрей Николаев: Что в нашем понимании означает гибкая компания? Любая компания существует не в безвоздушной среде: меняются внешние условия, внутренние потребности. Бизнесу необходимо реагировать на эти изменения быстро и эффективно. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет осуществлять такие модификации в IFS Applications по мере развития бизнеса достаточно быстро и безболезненно.
Система хорошо масштабируется, что подтверждается примерами эксплуатируемых конфигураций: от 10 до 15000 одновременно работающих пользователей. И это, с моей точки зрения, очень хороший показатель. Адаптация системы происходит не в виде заплаток на существующее монолитное ядро, а добавлением и настройкой дополнительных компонентов, причем все необходимые «микрокомпоненты» уже есть в составе IFS Applications и поддерживаются SOA и платформой IFS Foundation 1. Кроме того, система абсолютно открыта к интеграции с другими решениями, которые установлены на предприятии.
TAdviser: На российском рынке достаточно много сильных отечественных ERP-систем, не говоря уже о присутствии западных. Если посмотреть на ваших конкурентов в целом, то что именно выделяет IFS Applications?
Андрей Николаев: Есть общепринятые критерии оценки эффективности систем, такие как возврат инвестиций (ROI) и совокупная стоимость владения (TCO). Если говорить об этих показателях, то по отзывам как наших клиентов, так и аналитических агентств, они чрезвычайно хороши. Большинство предприятий возвращают свои инвестиции в IFS Applications за интервал времени от полутора до двух с половиной лет.
Что касается совокупной стоимости владения, то здесь классическая модель расчетов предлагает оценивать этот показатель на достаточно длительном интервале времени - в пределах 7-10 лет. И если в первые годы эти показатели примерно одинаковы для всех систем, исключая стоимость самой покупки, то с годами вложений в IFS Applications требуется все меньше и меньше. В частности, у нас есть масса примеров, когда мы по сути меняем схему технической поддержки: от классической, при которой клиент вносит регулярные платежи, по желанию заказчика мы переходим к оказанию консультационных услуг на почасовой основе в те моменты, когда это требуется. Связано это, прежде всего, с тем, что по истечении некоторого времени решение начинает работать как часы. Еще один момент – это соотношение цены и качества. Если сравнивать IFS Applications с зарубежными аналогами, то при фактически равноценной функциональности наша система стоит существенно меньше. Третий важный аспект – скорость внедрения. Благодаря внутренней понятной структуре IFS Applications внедряется достаточно быстро, а значит, при примерно одинаковых ставках за работу консультантов обходится дешевле. В конечном счете, все это сказывается на совокупной стоимости владения.
Надо сказать, что в отличие от отечественных систем, традиционно ориентированных на учет, IFS Applications поддерживает прежде всего основной бизнес компании, как бы он ни выглядел, будь это классическое производство, техническое обслуживание и ремонты, сервисное обслуживание, цепочки поставок и так далее. Это позволяет нам находить правильную нишу, своих клиентов. Тех, кто хорошо понимает разницу между управлением и учетом, способен логически отделить реализацию этих функций и выбрать подходящее решение.
TAdviser: Назовите, пожалуйста, нескольких крупных клиентов IFS в СНГ.
Андрей Николаев: Большим и значимым клиентом в производственном секторе для нас является Уральский оптико-механический завод (УОМЗ), который эксплуатирует нашу систему уже фактически 10 лет. Теперь это головное предприятие холдинга «Швабе», который входит в корпорацию «Ростехнологии». И планируется, что остальные предприятия холдинга будут автоматизированы на основе программных продуктов IFS. Поскольку мы работаем не только в России, но и в СНГ, в сопредельных странах также есть весьма значимые клиенты, например, казахстанская корпорация Казахмыс. Она входит в число крупнейших в мире производителей меди, и наше решение обеспечивает логистический контур, в котором работает около 1,5 тыс. сотрудников корпорации по всей стране.
TAdviser: Если рассматривать вопросы стоимости внедрения и владения, насколько доступна ваша система среднему и малому бизнесу? Есть ли какие-то специальные предложения для компаний такого масштаба?
Андрей Николаев: Да, специальные предложения для небольших компаний тоже есть. Вопрос приобретения лицензий решается в процессе переговоров. Обычно заказчикам также хочется и сэкономить на стоимости работ по запуску системы в эксплуатацию. В числе прочего у IFS есть методология быстрого внедрения Fast track, которая позволяет значительно сократить затраты на работу консультантов во время внедрения, а значит и его стоимость.
Так, специалисты ФГУП ЭЗАН (Экспериментальный завод научного приборостроения) из Подмосковья, познакомившись с IFS Applications, приобрели у нас минимальный консалтинг в части администрирования системы, настройки, ее интеграции в существующую на предприятии информационную среду и фактически осуществили запуск решения собственными силами. Хотя в целом, конечно, пока перевес на стороне более крупных компаний, а в среднем бизнесе – это преимущественно высокотехнологические предприятия.
Последнее время среди наших клиентов появились и такие, которые работают на порталах B2B, обеспечивая работу своих заказчиков в IFS Applications по цепочке. Это, например, петербургский завод «Климов», Концерн «Вега». Упомянутая выше корпорация Казахмыс пришла к выводу, что необходимо дать доступ к системе ряду своих ключевых поставщиков, теперь и они применяют эту технологию.
TAdviser: Осуществляете ли вы внедрения через партнеров на территории России или только самостоятельно? Планируете ли вы развивать партнерскую сеть?
Андрей Николаев: И та, и другая схема применимы. Если отношения с партнерами длительные и в данной предметной области мы обладаем примерно равным уровнем экспертизы, мы доверяем им важные элементы внедрения. В такой большой стране и сопредельных государствах тяжело работать без местных представителей, в ряде случаев участие партнера является если не абсолютно необходимым, то весьма желательным. Для больших проектов мы также можем привлекать команды внешних разработчиков, для которых организуем совместную работу с нашим коллективом. Есть и технологические партнеры. Широко организовано сотрудничество внутри самой корпорации IFS. В целом развитие партнерской сети мы считаем необходимым, но пока не форсируем события.
TAdviser: Насколько хорошо должны знать IFS Applications специалисты на стороне заказчика, чтобы обеспечить работоспособность системы после внедрения? Есть ли какие-то программы обучения для них?
Андрей Николаев: С одной стороны, в IFS Applications используются общепризнанные стандарты и языки программирования. Техническим специалистам, занимающимся поддержкой и настройкой нашей информационной системы (в том числе и случае самостоятельного внедрения), нет необходимости изучать специализированные языки.
А с другой, процесс внедрения можно рассматривать как перманентное обучение различных категорий сотрудников заказчика. И мы, и специалисты клиента учимся говорить на одном языке. С кем-то мы начинаем работать раньше и, например, устанавливаем систему уже с участием того человека, который будет ее в дальнейшем администрировать, с кем-то - позднее. В тестирование системы мы активно вовлекаем конечных пользователей, проводим обучение для различных групп в соответствии с их будущими ролями в системе.
TAdviser: Каковы планы компании по развитию бизнеса в России и СНГ?
Андрей Николаев: Мы бы хотели сохранить уверенные позиции в тех секторах рынка, где IFS уже добилась признания. Это прежде всего авиационная и оборонная отрасли, где у нас много успешных завершенных проектов, периодически мы получаем предложения об их развитии. Так, в ОАО «Климов» помимо основного внедрения IFS Applications мы включились в научно-исследовательскую работу по диагностике двигателей и обработке данных об их состоянии, поступающих сразу после приземления борта на землю.
Кроме того, мы делаем ставку на сферу сервисного обслуживания, или сервис-менеджмента. На Западе она уже прекрасно развита, и IFS достигла там впечатляющих успехов. Любой сложный объект, имеющий долгий жизненный цикл, должен поддерживаться информационной системой. Сейчас это понимание приходит и в Россию, и все чаще говорят об SLA, гарантированном уровне обслуживания. Все движется в эту сторону, поэтому решения на базе IFS Applications найдут достаточный спрос на российском рынке.
Для нас также интересна такая сфера деятельности, как проектное, сложное производство. Классическим примером является судостроение, где постройка каждого судна или его последующий ремонт рассматривается как отдельный проект. IFS Applications предлагает таким компаниям замечательные возможности.
Важными клиентами для нас остаются производственные компании. Кстати, в последней версии системы значительно усилены компоненты производственного решения, в частности, добавлены возможности визуального отображения хода производственного процесса на уровне интерфейса – Manufacturing visualization. В решении SCM (управление цепочками поставок) существенно расширен функционал в части функций WMS. Мы также считаем перспективным в России внедрение специального класса решений, Mobile Workforce Management, для управления рабочими ресурсами при обслуживании объектов с распределенной структурой. Это актуально, например, для телекоммуникационного или сетевого энергетического оборудования.