Содержание |
Основная статья: Цифровые водительские права
Автошколы в России
Основная статья: Автошколы в России
2023
Сокращение числа лишенных прав за пьяное вождение до 262 тыс. человек
Количество водителей, лишенных прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии в 2023 году, достигло минимального значения за последние пять лет и составило 262 тыс. человек. С такими данными Госавтоинспекции TAdviser ознакомился в декабре 2024 года.
Как передает ТАСС, в 2023 году суды вынесли более 262 тыс. постановлений о лишении водительских удостоверений с назначением административного штрафа за вождение в состоянии опьянения и отказ от медицинского освидетельствования. Это составляет 77% от общего количества лишенных прав водителей.
Статистика показывает устойчивое снижение показателей: в 2022 и 2021 годах было вынесено около 284 тыс. таких постановлений, в 2020 году — 277 тыс., в 2019 году — почти 287 тыс. Общее число выявленных нарушителей, управлявших автомобилями в нетрезвом виде или отказавшихся от медосвидетельствования, достигло 478 тыс.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Действующее законодательство предусматривает лишение водительских прав не только за пьяное вождение, но и за другие серьезные нарушения. К ним относятся превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, оставление места ДТП и повторное управление незарегистрированным автомобилем.
Водители также могут лишиться прав за незаконную установку проблесковых маячков или сирен, маскировку автомобиля под спецтранспорт, использование поддельных номерных знаков или их отсутствие. Аналогичное наказание предусмотрено за нарушение правил перевозки опасных грузов и пересечения железнодорожных переездов.
По сравнению с предыдущими годами наблюдается общее снижение числа нарушений: в 2022 году было выявлено 455 тыс. нарушителей, в 2021 году — 463 тыс., в 2020 году — 464 тыс., в 2019 году — 467 тыс. случаев управления транспортным средством в нетрезвом состоянии.[1]
Рост числа выданных прав до 1,37 млн штук
В 2023 году Госавтоинспекция в России выдала 1,37 млн водительских прав против 1,35 млн штук годом ранее. Об этом свидетельствуют данные ГИБДД, опубликованные в конце февраля 2024 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику ведомства, в 2023 году россияне получили 1,06 млн водительских удостоверений категории B, а также 128,7 тыс.— категории С, 74,6 тыс.— категории A, 31,4 тыс.— категории D. 1,1 тыс. граждан получили трамвайные права, 785 — троллейбусные. Выдача международных водительских прав в 2023 году превысила 181 тыс. штук.
В Москве в 2023 году выдано более 320 тыс. водительских удостоверений, из них 16 тыс. штук — жителям ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Они могут получить права российского образца вместо украинских без пересдачи экзамена.
В Татарстане за 2023 год в отделениях ГИБДД было выдано около 45 тыс. водительских удостоверений. Это на 32% меньше, чем годом ранее. Обменявших права в регионе стало на 40% меньше.
Из материалов ГИБДД также следует, что в 2023 году суммарное число проведенных экзаменов на получение водительских удостоверений уменьшилось до 6,93 млн с с 7,06 млн в 2022-м. Теоретический экзамен с первой попытки сдали 36% граждан, практическую часть экзамена — в 12%. Последний показатель связан с ужесточением правил сдачи экзаменов в 2021 году, отмечает «Коммерсантъ».
Согласно статистике ГИБДД, количество ДТП с водителями, имеющими стаж управления до двух лет, в 2023 году выросло на 3,2% и составило 8 тыс. В них погибло 736 человек, ранено 11,4 тыс.
В конце декабря 2023 года МВД РФ объявило о решении продлить на три года водительские права, срок действия которых истекает в 2024 и 2025 гг. Этот шаг сделан с целью сокращения административной нагрузки для граждан и бизнеса.[2]
2021: С первого раза на водительские права сдают только 12,3% россиян
С первого раза на водительские права сдают только 12,3% россиян. Такие данные по итогам 2021 года начальник отдела организации экзаменационной деятельности и предоставления госуслуг ГИБДД РФ Николай Гиляков обнародовал в марте 2022-го. По его словам, в 2020 году доля выпускников автошкол, которые смогли сдать экзамен ГИБДД с первой попытки, составляла 30%.
В ГИБДД отмечают, что в 2021 году было проведено 7,7 млн экзаменов, при этом до практического теста добрались только 3 млн кандидатов в водители. В ведомстве связывают это с изменениями в законодательстве, а также неготовностью граждан к ним. В частности, теперь невозможно «обкатать» маршрут заранее, так как по новому регламенту инспектор может выбирать его произвольно, в заранее обозначенном районе.
С 1 апреля 2021 года в России применяется единый экзамен в условиях реального дорожного движения, тогда как до этого момента часть навыков курсанты демонстрировали на закрытых площадках. При этом представители автошкол заявили «Коммерсанту», что на самом деле ситуация связана не с качеством обучения, а с недостатками самого регламента.
Некоторые его моменты трактуются неоднозначно, поэтому невольно возникают ошибки. Человек получает «не сдал» и ходит потом пересдавать по пять-шесть раз,— заявил директор «Первой автошколы» (Орск, Оренбургская область) Геннадий Хорев. |
Он привел в пример один из распространенных случаев: ученик по команде экзаменатора разворачивается, предварительно убедившись, что рядом нет машин, но во время выполнения маневра из-за перекрестка выезжает автомобиль. Инспектор ставит «неуд», ссылаясь на то, что создавать помехи движению запрещено. Однако курсант эту ситуацию предвидеть не может, отметил Хорев.
Чаще всего во время проведения экзамена на получение водительских прав кандидаты неуверенно пользуются органами управления автомобилем и не включают указатели поворота. Помимо этого, ученики автошкол не выполняют требования дорожных знаков и испытывают проблемы с маневрированием на парковке.[3]