Зачем агропромышленным компаниям
цифровизировать цепи поставок?
TADетали
Вопросы качества продукции и доверия потребителей — ключевые для компаний агропромышленного комплекса. О том, как упростить взаимодействие с поставщиками и покупателями, оптимизировать производственную стратегию, увеличить экспорт и сократить затраты в новую цифровую эпоху, рассказал в своей статье директор сегмента «Агропромышленный комплекс и ритейл» компании IBS Юрий Пересторонин.
Содержание |
Цифровая трансформация изменила работу с поставками
Для компаний агропромышленного комплекса один из самых важных вопросов — качество их продукции. В аналоговом мире подтверждение этого качества и сертификация всех этапов требовала значительных затрат и бумажной волокиты. Цифровизация дала отрасли возможность собирать данные, а значит — повышать качество продукции и доверие клиентов, что приводит к увеличению спроса и стабильности продаж.
Главный плюс внедрения цифровой модели в том, что она позволяет детально понимать происхождение и отслеживать перемещение продукции. Помимо очевидных плюсов, это гарантирует защиту от контрафакта и исключает возможность продажи недобросовестными экспортерами. Кроме того, теперь есть механизмы контроля качества и сроков годности на всей цепочке изготовления готовой продукции, начиная с выращивания зерна.
В итоге продукция пользуется большим доверием заказчиков, потребителей и контролирующих органов. Даже если на каком-то этапе что-то пошло не так — скомпрометированную продукцию можно легко локализовать и изъять. Уничтожать всю партию, как это нередко приходилось делать раньше, теперь не обязательно.
Управление цепочками поставок — управленческая методология. На доцифровом уровне она была возможна только в вертикально интегрированных холдингах. Производство там контролировали из единого центра. Теперь же стала возможной оптимизация интегрированного процесса. Звенья цепи скоординированы вплоть до формирования производственного задания на линию.
Как планировать поставки в реальном времени
Эффективное оперативное планирование поставок — серьезная задача, поскольку запросы от сбытовых направлений подвержены ежедневным корректировкам, а это может обернуться для компаний серьезными проблемами и финансовыми потерями. Решить ее может переход на планирование в режиме реального времени. С подобной задачей столкнулась Группа «Черкизово» — один из ведущих российских производителей мясной продукции. Холдинг рассматривает возможность радикальных изменений, инициатором которых стали бизнес-подразделения и ИТ-служба.
На первом этапе планируется разработать детальную методологию управления цепочкой поставок. Цели такого подхода понятны: ежедневный спрос от торговых сетей ограничен возможностями производства, промо и планами самих магазинов, а производство ограничено как мощностями, так и бизнес-циклом заготовки продукции — от месяца до полугода в зависимости от ее типа. Сбалансировать долгосрочные показатели и ограничения с оперативным спросом — это нетривиальная задача.Метавселенная ВДНХ
Вторым шагом станет создание единых стандартов для основных показателей, а сам учет и обмен информацией между подразделениями переведут в унифицированные формы и алгоритмы, разработают необходимые процедуры и регламенты.
«На втором этапе реинжиниринга необходимо будет выровнять мастер-данные, внедрить автоматизированное решение, провести обучение существующих специалистов и найти новых», — делится планами Константин Мельников, руководитель департамента ERP Группы «Черкизово». |
План цифровизации предполагает создание единой системы описаний продукции — количественного и качественного, — и единого информационного ландшафта, который позволил бы построить интегрированное планирование с учетом различных ИТ-продуктов компании: от SAP до 1С.
«Итогом этой работы должна стать цифровая система планирования, охватывающая всю цепочку закупки, производства и логистики и продажи. Она позволит участникам в режиме реального времени планировать производство и поставки в зависимости от математических моделей спроса и от динамики реализации, тем самым повышая Service Level и Service Code клиентов», — заключает Константин Мельников. |
Что поможет улучшить качество продукции?
Сквозной контроль качества. Снова пример из практики: дирекция одного из ведущих производителей молочной продукции столкнулась с проблемой контроля работы руководства ферм и минимизации потерь от возможных инфекций. В качестве решения в компании самостоятельно разработали и внедрили цифровую систему контроля происхождения продукции.
Как она работает? К каждой емкости с сырьем прикрепляется идентификационный код. Он считывается в точке приемки сырья и фиксируется на упаковке конечной продукции. Эта простая система позволяет отследить, когда и от какой коровы было получено молоко. Благодаря этому руководство компании может не только контролировать качество и определять места возникновения проблем, но и более гибко управлять объемами производства.
Кроме того, внедрение цифровой системы дало возможность устранить злоупотребления ферм и внешних поставщиков молока. Как известно, надои — это неисчерпаемое поле для манипуляций: доят 10 коров, но молоко сдают, как с 30, подмешивая молочный порошок или молоко мелких производителей.
В конечном счете цифровизация привела к повышению качества, что, в свою очередь, увеличило спрос на 20% и доверие потребителя.
Как с помощью технологий упростить экспорт
Сейчас несколько российских молочных компаний тестируют систему, которая обеспечит почти автоматический зеленый коридор на таможне. Выгода очевидна: молоко будет поставляться на экспорт без задержек.
Вся производственная информация маркируется по особой модели, которая согласована с таможенными органами. На емкости с сырьем наносится кодировка с информацией о происхождении. Эти коды фиксируются в цифровом блоке рефрижераторов и считываются таможенными офицерами, которые моментально видят данные о молоке: ферма, район, регион, состояние здоровья животных. Процедура выдачи разрешений сокращается с нескольких часов до нескольких минут.
Как оптимизировать производственные стратегии
Важную роль играет экономическое моделирование. В одной из свиноводческих компаний отчеты показывали систематическое недопроизводство кормового зерна. При этом директор предприятия по его производству получал премии за высокую прибыльность.
Оказалось, что он увеличил число посевных площадей для дорогостоящего пивоваренного зерна. Продав его, всегда можно было докупить более дешевое кормовое зерно на рынке и получить прибыль.
Этот пример подтолкнул компанию к разработке аналитического модуля, который позволил точно рассчитать объемы производства, стоимость выращивания зерна, прогнозные цены на кормовое зерно и зерно для производства пива.
За счет чего сократить управленческие затраты
Здесь поможет сквозное планирование, объединяющее несколько компаний. Снова пример из практики: московский мясоперерабатывающий холдинг и подмосковные фермеры работают в системе оперативного планирования, которая реализована на базе цифровой платформы. Фермеры в режиме реального времени видят потребности заказчика, а заказчик получает информацию о соблюдении сроков. Система фиксирует каждую поставку комбикормов и отслеживает наличие сертификатов качества.
Такой подход позволил отказаться от лишних подразделений. Компания фактически превратилась из холдинга в более гибкую и экономичную систему предприятий, связанных цифровой платформой. Переход на новую модель помог сократить управленческие затраты более чем на 50%.
Таким образом, современные решения в области управления цепочками поставок могут эффективно использоваться как в вертикально интегрированных агропромышленных холдингах, так и в среде совместной работы юридически независимых компаний. Цифровизация снижает операционные и накладные затраты, увеличивая производственную эффективность и качество продукции.