2023/08/21 16:57:26

Цифровое рабочее место сотрудника
Карта российских ИТ-продуктов на замену Microsoft, Jira и Confluence

Концепция цифрового рабочего места (Digital Workplace, ЦРМ), ориентированная на обеспечение удобства сотрудников в любое время и повышение эффективности организации, включает ряд программных продуктов. Аналитический центр TAdviser распределил представленное на российском рынке ПО для ЦРМ по категориям и представил их в виде карты «Цифровое рабочее место сотрудника 2023».

Содержание

В 2022 году российский рынок испытал массовый исход зарубежных вендоров, многие из которых занимались развитием продуктов по направлениям Digital Workplace. Но коллективный демарш иностранных поставщиков ПО не стал серьезным шоком для рынка решений ЦРМ. Это наглядно отражает и карта TAdviser: в различных категориях представлены от 6 до 12 российских продуктов, многие из которых не первый год демонстрируют конкурентоспособность на рынке.

В карту рынка вошли следующие категории ПО:

Кликните, чтобы увеличить:

Об изменениях на рынке ЦРМ и стратегии работы на нем мы попросили рассказать экспертов российских вендоров и интеграторов. Все они подтверждают: отечественные компании быстро движутся по пути создания надежной замены ушедшим решениям.

Как уход западных поставщиков повлиял на российский рынок цифровых рабочих мест

«
В сегменте продуктов для цифровых рабочих мест мы за последний год проделали колоссальную работу. После ухода зарубежных игроков мы определили лидеров рынка и стали ориентироваться в работе на них. Критерии выбора лидеров были следующие: наличие четкой и целостной стратегии развития продуктов, а также необходимым ресурсов, включая квалифицированную команду, которая готова реализовывать стратегию. При этом надо сказать, что на российском рынке есть две категории продуктов, которые успешно зарекомендовали себя. К первой категории относятся продукты, которые представлены уже много лет, а вторую составляют те, которые появились на рынке недавно, но обладают достаточно серьезными ресурсами для развития, — рассказал Андрей Благоразумов, вице-президент Softline.
»

По словам экспертов, уход зарубежных вендоров не мог не повлиять на рынок Digital Workplace, но этот сегмент практически не потерял в уровне конкурентной борьбы, работать на нем даже стало интереснее. После приостановки деятельности и сложностей с оплатой зарубежных сервисов структура российского рынка изменилась: компании массово начали искать отечественные решения, которые смогут заменить уходящие и уже ушедшие сервисы. Стала развиваться российская разработка, а бизнес проявлять больше интереса и понимания в отношении управления знаниями.

«
Уход зарубежных компаний очень сильно повлиял на рынок. Очевидно, в среднесрочной перспективе весь рынок займут российские производители, — ожидает Андрей Врацкий, основатель и CEO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress.
»

Итогом разрыва западных вендоров с Россией стало перетекание спроса в сторону отечественного ПО. Отечественные разработчики при этом не стали почивать на лаврах, а стремились повышать уровень своих решений.

«
В результате событий прошлого года значительно вырос спрос на российские решения, и мы стали получать намного больше обратной связи относительно качества наших продуктов. Это позволило в кратчайшие сроки существенно повысить качество и доработать их функционал, — рассказал Роман Мылицын, руководитель направления перспективных исследований ГК «Астра».
»

Объем работ по импортозамещению ЦРМ вырос как в тех компаниях, где этим вопросом занимались все последние годы, так и в тех сегментах рынка, где до весны 2022 года мало уделяли внимания российским решениям, отмечают эксперты.

«
На самом деле, уход ведущих западных поставщиков вовсе не означает, что рынок оказался на выжженном поле. В той части индустрии, которую относят к рынку ЦРМ, включающему ПО для коммуникаций, совместной работы, обмена сообщениями, управления задачами, процессами и ряд других продуктов и технологий, при всей нечеткости его границ, довольно давно имеется много отличных решений российских производителей. При этом для каждого из сегментов рынка ЦРМ есть не единственный вариант, а сразу несколько конкурентоспособных, — считает Сергей Макарьин, директор департманта компании «РуПост» (ГК «Астра»).
»

Если взглянуть на карту рынка, то можно заметить, что большинство из представленных на ней решений развиваются 5-10 и более лет. Российские разработчики долгое время были в тени зарубежных лидеров квадрантов Gartner, но это лишь отражение некоторых общих факторов, связанных с историей отечественных ИТ, а также с масштабами рынков, агрессивным маркетингом и более высокой скоростью интеграции западных решений в рамках одного стека или с трендом консьюмеризации — внедрения в корпоративную ИТ-инфраструктуру личных смартфонов, планшетов и других устройств сотрудников. И это преимущество носит тактический характер, а не стратегический, полагает Сергей Макарьин. По словам специалиста, рынок ЦРМ развивается очень динамично: отечественные вендоры быстро подхватывают новые тренды, а в некоторых случаях задают их сами.Метавселенная ВДНХ 3.5 т

Что касается стратегии развития российских продуктов, то уход зарубежных конкурентов практически не повлиял на нее. Отечественные разработчики знают, как развивать продукты с учетом всех современных потребностей и тенденций. Среди интересных тенденций российского рынка ЦРМ Сергей Макарьин выделяет консолидацию, включение продуктов в интегрированные стеки и консьюмеризацию — то, к чему привыкли российские заказчики за время сотрудничества с международными лидерами.

Несмотря на то, что рынок ЦРМ оказался относительно устойчивым к санкционным штормам, специалисты предостерегают от самоуспокоения и говорят, что по ряду направлений предстоит еще много работы, чтобы предложить заказчикам достойный выбор решений.

Павел Скрипниченко, руководитель проекта Контур.Толк, напоминает, что цифровое рабочее место — это не отдельный продукт, а совокупность продуктов, целая экосистема, которая ориентирована на пользователя. Чтобы организовать ЦРМ, нужно поддержать разные сценарии: коммуникация, обмен документами и совместная работа с ними, формирование баз знаний. Поэтому уход западных поставщиков по-разному отразился на ЦРМ. Например, если в области онлайн-коммуникаций все обстоит неплохо, то в сегменте онлайн-обучения импортозамещение только начинается.

«
Если смотреть на цифровые рабочие места в целом, то уход поставщиков — это проблема. В ЦРМ входят много инфраструктурных решений: почтовики, трекеры, системы удаленного контроля. Быстро найти им замену довольно сложно, — считает Павел Скрипниченко.
»

Одна из болевых точек российского направления ЦРМ — создание полноценных вариантов замены зарубежным продуктам для управления знаниями. Сергей Попов, руководитель департамента контактных центров и роботизированных систем Naumen, напоминает, что до весны 2022 года в этом сегменте господствовали зарубежные решения. Для создания корпоративных баз знаний использовались Atlassian Confluence, Microsoft Sharepoint, Notion, XWiki и другие сервисы.

«
Параллельно на российском рынке развивался ряд отечественных решений, которые стремились предложить дополнительные возможности для более качественной и результативной работы со знаниями. Например, Naumen KMS фокусировался на точности и гибкости поиска, правильном структурировании контента и инструментах для информирования сотрудников об изменениях в знаниях. При этом осознание заказчиками потребности в профессиональном управлении информацией все еще формировалось, — вспоминает Сергей Попов.
»

Какие ниши освободились и каковы перспективы их занять

Эксперты рынка отмечают, что до недавнего времени подавляющее большинство цифровых рабочих мест в России были построены с использованием продуктов Microsoft. Но компаниям предстоит проделать здесь путь импортозамещения — для одних он будет коротким, а для других может занять не один год.

Андрей Благоразумов выделяет три категории компаний с точки зрения импортозамещения продуктов Microsoft. Первую категорию составляют органы власти и государственные организации — они уже давно идут путем внедрения импортонезависимого ПО. Не за горами то время, когда доля решений Microsoft в таких организациях будет равна нулю. Вторая категория — компании, имеющие объекты критической информационной инфраструктуры. Такие компании также активно идут по пути импортозамещения, выбирают российские решения и внедряют их. Это тоже довольно динамичный сегмент. Наконец, к третьей категории относятся частные компании (в основном небольшие), которые пока не склонны к замещению продуктов Microsoft, изучают изменение политики этого вендора и в основном пока лишь присматриваются к российским аналогам. Для третьей категории компаний системы на базе ПО Micrisoft являются бизнес-критичными, поэтому бизнес, несмотря на все ограничения и запреты со стороны вендора, включая запрет на скачивание новых версий, пока не хочет менять привычные решения.

Нельзя сказать, что после ухода Microsoft ниши полностью освободились, так как большинство продуктов приобреталось в виде постоянных лицензий и on-premises инсталляций, напоминает Андрей Врацкий. По его словам, ниши освобождаются постепенно, где-то быстрее (госсектор, госкорпорации), где-то медленнее (коммерческий сегмент).

Ниши рынка ЦРМ — это решения общего назначения, горизонтальные, без вертикальной специфики. Для входа отечественных продуктов стали свободнее такие ниши, как поддержка процессов, коммуникации всех видов, почта и ВКС, управление задачами, документами, считают эксперты. Это открывает большие перспективы для отечественных разработчиков. По оценкам Сергея Макарьина, в ближайшие 2-4 года объем внедрения российских решений может вырасти примерно в 10 раз, и это только для поддержки текущего спроса. Также нельзя забывать о естественном росте рынка — он будет фиксироваться на 10+ процентов год к году, ожидает Макарьин. Павел Скрипниченко считает, что процесс импортозамещения на российском рынке ЦРМ займет 5-7 лет.

Одним из самых интересных направлений импортозамещения будет работа российских компаний над созданием эффективных замен иностранным системам для управления информацией и совместной работы, например, Confluence и Jira. В продуктовой линейке отдельных вендоров уже представлены решения, которые могут удовлетворить эти и другие запросы рынка. Так, компания Naumen вместе с системой управления знаниями Naumen KMS, которая призвана заменить Confluence, поставляет решение для управления проектами Naumen Project Ruler.

Сергей Попов полагает, что в ближайшем будущем интерес к теме менеджмента знаний будет только расти, поскольку компании все больше приходят к пониманию выгод и преимуществ внедрения профессиональной СУЗ. Среди этих преимуществ эксперт компании Naumen выделяет улучшение качества клиентского сервиса, ускорение онбординга и повышение общего уровня компетенций сотрудников.

Несмотря на тектонические изменения последнего времени, задачи российского рынка ЦРМ остались прежними, уверены его участники. Отечественным вендорам предстоит улучшать продукты, поддерживая интеграцию и совместимость, ориентироваться на тренд консьюмеризации и принцип at any time from anywhere, учитывать все новые практики и технологии, появляющиеся для повышения эффективности и гибкости работы организации.

Импортонезависимое рабочие место: возможно ли?

В связи с тем, что на российских разработчиков решений для оснащения цифровых рабочих мест возложена миссия замещения продуктов ушедших вендоров, возникает вопрос о том, способны ли российские компании сообща создать полностью импортонезависимый стек для ЦРМ.

По словам Андрея Врацкого, препятствий для этого не наблюдается. Операционные системы, офисные пакеты, платформы коммуникации, средства защиты — всё это есть у российских вендоров.

Сергей Макарьин говорит, что импортозамещение не должно переходить грань здравого смысла.

«
Не стоит абсолютно открещиваться от мирового ИТ-рынка. Не нужно отбрасывать то, что можно использовать без ущерба для собственного развития или суверенитета индустрии и страны. Для ЦРМ в России есть абсолютно все составляющие; в сфере ПО мы уже давно успешны, в аппаратной части тоже постепенно подтягиваемся, замечает эксперт.
»

Создать можно все, что угодно. Но у каждого продукта должна быть экономическая целесообразность, чтобы бизнес-модель сходилась, соглашается Павел Скрипниченко. Он отмечает, что создание импортозамещающего рабочего места с продуктовой точки зрения — это безусловно возможно, но на уровне реализуемых технологий это сложная задача, которая вряд ли будет реализована даже в долгосрочной перспективе.

Перейти на карту рынка >>>