2010/02/11 13:57:51

Ключевые технологии на мировом рынке ERP-систем для торговли

В настоящее время на мировом рынке сформировался определенный набор требований к системам управления ресурсами предприятий, работающих в сфере торговли и дистрибуции. Однако среди представленных интегрированных программных пакетов сейчас есть не только «канонические» ERP-системы, но и «стремящиеся к ERP» и просто специализированные решения, интегрируемые с финансовыми и HRM-приложениями. Оценки аналитиков, как и выборка рассматриваемых решений, разнятся, что объясняется сильной фрагментированностью «торгового» сегмента мирового рынка решений класса ERP.

В материалах исследования «Retail ERP Suites: Investing in the Backbone of a Modern Retailer» аналитики AMR Research выделяют следующие ключевые функциональные блоки современной ERP-системы для торговых предприятий:

Управление внутримагазинным маркетингом
(Merchandise management)
Базовый набор функций для управления организацией розничной торговли. Включает в себя блоки управления расстановкой, обслуживанием и учетом товаров, средства управления ценообразованием, функции учета оборудования, поставщиков и заказов. Обычно предоставляет основные возможности бизнес-аналитики и формирования отчетности.
Планирование реализации товаров
(Retail planning)
Предоставляет широкие возможности микро и макро планирования в разрезах товарных категорий или единиц учета запасов (SKU). Часто обеспечивает разработку мерчандайзинговых стратегий и определение ассортимента по магазинам или типам товаров. Включает планирование цен и продвижения. Продвинутые решения снабжены моделями прогнозирования спроса.
Планирование и управление цепочками поставок
(Supply chain planning and execution)
Обеспечивает поддержку внутренних и внешних процессов, связанных с цепочками поставок, на стратегическом и операционном уровнях. Охватывает управление пополнением запасов, отбором поставщиков, управление жизненным циклом товара, складскими операциями, транспортом и распределенное управление заказами на закупку товара.
Управление торговыми точками
(Store operations)
Включает интерфейсы с POS-системами, функции учета и управления торговым оборудованием, управления доходами, аудита продаж, учета скоропортящихся товаров и табельного учета труда. Может включать элементы CRM и средства поддержки продвижения товаров.
Корпоративное управление
(Corporate administration)
Обеспечивает корпоративный финансовый учет, включая Главную книгу, бухгалтерский учет и управление основными средствами. Включает корпоративную HRM-систему, а также может включать средства процессного управления и средства фиксации обязательной к раскрытию информации (Compliance reporting).

Источник: AMR Research, 2006

Наличие указанных блоков и их полнота были проверены для решений следующих вендоров: Aldata, Epicor/CRS, GERS (сейчас - Escalate Retail), Island Pacific, Jesta I.S., Lawson, NSB Group, Oracle, Retalix, SAP, Tomax. Ранкинг по результатам приведен в следующей таблице:

Ранкинг вендоров ERP-систем для торговли по функциональной полноте

Класс Поставщик
A Oracle
A SAP
B Epicor/CRS
B Lawson
B Retalix
C Aldata
C Island Pacific
C NSB Group
C GERS (до преобразования в Escalate Retail)
C Jesta I.S.

По данным AMR Research, 2006

Посмотреть оценочную таблицу link:Изображение:AMR_Ranking.gif

Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Как можно легко убедиться, сегодня в рядах поставщиков решений для комплексной автоматизации торговли можно увидеть как известных игроков рынка универсальных ERP-систем, так и разработчиков, известных только в этом секторе, своеобразных «старожилов» автоматизации торговли. При этом «старожилы» представляют большинство.

Компания Forrester Research приводит немного иной состав разработчиков. В исследовании «The Forrester Wave: POS Software, Q3 2006. Vendor Summary» рассмотрены разработчики систем автоматизации розничной торговли (не только класса ERP, поэтому там упоминаются, например, компании IBM и ISS). Что же касается разработчиков именно комплексных решений для автоматизации торговых компаний, то в данное исследование попали компании: SAP, Oracle, Retalix, Tomax, JDA Software, Fujitsu, MATRA Systems, NCR/Teradata, Torex и PCMS.

Оценка рыночных и технологических позиций разработчиков решений для автоматизации торговли

Изображение:TERP_Forrester.jpg

Источник: Forrester Research, 2006

По результатам сравнения по 137 критериям решений, предлагаемых участниками исследования Forrester Wave, лидерами названы Fujitsu и NCR/Teradata. С минимальным отрывом за ними в лидерском сегменте следуют Oracle и SAP, а также Tomax и MATRA Systems. К «сильным игрокам» отнесены Torex, PCMS, Retalix и JDA. Следует также отметить, что «слабых игроков», несмотря на активное развитие решений для автоматизации торговых компаний и соответствующего рынка, среди исследованных компаний выявлено не было.

Оценка Gartner практически не отличается от результатов, полученных AMR Research и Forrester Research.

«Магический квадрат» Gartner по системам автоматизации розницы

Изображение:TERP_Gartner.jpg

Источник: Gartner, 2006

Другим источником данных о состоянии рынка ERP-систем для торговли и уровня используемых в них технологий является «Software LeaderBoard'06» (приложение к Retail Info Systems News). В этом бюллетене приводятся 45 компаний, отобранных при помощи голосования читателей RIS News (издательство Edgell Communications, Inc.). Однако больший интерес представляет ранкинг вендоров по степени концентрации технологий в комплексных решениях для торговли:

Ранкинг вендоров по степени концентрации «торговых технологий»

Позиция Вендор Набранные баллы*
1 Oracle 40
2 SAP 39
3 NCR/Teradata 35
4 Escalate Retail 34
5 Datavantage 32
5 JDA 32
6 Jesta 31
7 Business Objects 30
7 Epicor/CRS 30
7 Microsoft 30
8 Celerant 29
8 Tomax 29

*1 балл соответствует наличию одного из
модулей ERP-системы для торговых компаний

Источник: Edgell Communications, 2006<

Как можно заметить, только в последнем ранкинге участвуют решения Microsoft. Следует объяснить, почему в материалах AMR Research, Forrester Research и Gartner продукты серии Microsoft Dynamics не представлены. Дело здесь не в качестве продуктов или их распространенности. Просто даже в качестве поставщика ERP-систем Microsoft придерживается позиций разработчика системного программного обеспечение, предоставляя платформу для дальнейших разработок. Это, в частности, является причиной того, что пока не существует отраслевых решений на базе Microsoft Dynamics, созданных самим поставщиком ERP-систем - они разрабатываются участниками партнерской сети.

В силу того, что «пересчитать» всех партнеров, оценить технологический уровень их решений, а также устойчивость рыночных позиций (чтобы стало возможным сравнение с отраслевыми решениями от самих поставщиков других ERP-систем) весьма проблематично, ERP-системы линейки Microsoft Dynamics и оказались обойдены вниманием крупных аналитических агентств.

По данным Эдуарда Давиджана, руководителя группы по развитию партнерской сети Microsoft Dynamics, «в мире на текущий момент насчитывается более 1000 партнерских решений на базе ERP-систем Microsoft. Среди наиболее известных и крупных партнерских решений можно выделить следующие:

  • Системы управления складами (Store systems): LS Retail, Retail Chain Manager, Consumer Demand Planning, Circon, Columbus IT, Tectura, LogicaCMG, Capgemini
  • Системы управления поставками (SCM): LS Retail, CDP, RCM, Junction, SRC, ColumbusIT, LogicaCMG, AtosOrigin
  • Системы управления отношениями с клиентами в торговой компании (СRM): HCL, Avenade/Accenture.

Как добавил Эдуард Давиджан, «в России представлено 15 решений на основе Microsoft Dynamics, это как международные решения, такие как LS Retail, Smart Retail Suite, Retail Chain Manager, Incadea и др., так и локальные решения: Korus Retail, Columbus Distribution Center Solution и ряд других, разработанные российскими партнерами. Все эти представленные в России решения прошли проверку и регистрацию в Microsoft».

Если вернуться к оценкам, то, согласно рейтингу CRN Channel Champions (номинация Business Software Suites), четырьмя лидирующими по уровню удовлетворенности пользователей вендорами стали Microsoft, Oracle, SAP и Sage Software. Microsoft, при этом, получила в совокупности 76.9 баллов, Oracle - 68.1 баллов, SAP - 65.8, а Sage Software - 64.8.

Таким образом, существующие оценки «мощности» ERP-систем для торговли могут довольно сильно различаться, хотя, по большей части, это является не следствием разницы в оценках программных решений, а результатом разницы в подходах к выборке продуктов для оценки.