Содержание |
Функции КСС
Сокращение «текучки» кадров
Корпоративная соцсеть так же, как полис ДМС, бесплатные фитнес и обеды, – показатель заботы о сотруднике, признание его ценности. Это в некоторой степени гарантирует приток специалистов высокого класса, нацеленных на долгосрочное сотрудничество. При этом они готовы работать за оклад даже чуть ниже рыночного. Другая весомая функция социальной сети – быстрая адаптация новичков за счет возможности оперативного поиска нужной информации без участия наставника. Карточки сотрудников, корпоративная структура, офисные традиции, режимные моменты, рабочие процедуры – ответы на эти вопросы легко найти в КСС.
Снижение уровня стресса
Низкая эффективность работы каждого сотрудника, вызванная стрессом от ежедневных нагрузок, выливается в низкую эффективность бизнес-процессов. Каждый работник в течение дня должен иметь возможность отвлечься от выполнения должностных обязанностей – например, пообщаться с коллегами. Социальная сеть позволяет сделать это внутри компании, при этом сотрудник «не выключается» из рабочего процесса.
Формирование открытой среды
В крупных компаниях, особенно с большим количеством географически распределенных филиалов, иногородние подразделения часто не в курсе, что происходит в головном офисе. Сотрудники практически незнакомы друг с другом, нет сплоченности, нет коллектива, нет мотивации. Корпоративная соцсеть создает общее пространство, в котором каждый может пообщаться с коллегой, обменяться опытом, где бы тот ни находился. Кроме того, система оповещений мгновенно доносит всю важную информацию о событиях в компании до каждого работника. Открытая среда позволяет повысить эффективность работы компании. Каждый сотрудник, каждый отдел чувствует себя частью коллектива, четко представляет, как его действия соотносятся с действиями коллег. Например, внедрение корпоративной социальной сети корпорацией Procter&Gamble, количество сотрудников которой насчитывает 140 тысяч человек в 160 странах, помогло существенно повысить производительность по географически распределенным проектам.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Создание быстрых коммуникаций
Корпоративный портал или электронная почта не способны ускорить коммуникации между сотрудниками. К тому же люди избегают общения в рабочих «инструментах» чисто психологически. В корпоративной же соцсети, созданной по образу и подобию всем хорошо знакомых классических соцсетей, сотрудники контактируют значительно легче, постепенно перенося в КСС решение рабочих вопросов. Сокращается время на обсуждение проектов и их согласование.
Формирование информационной базы
В КСС весь создаваемый пользователями контент – кейсы, контактная информация по клиентам, обсуждения проектов – формирует уникальную информационную базу, которая остается в открытом доступе даже после увольнения того или иного сотрудника. Конечно, с точки зрения хранения информации корпоративный портал удобнее, но на нем обычно публикуются официальные сведения – образцы документов, распоряжения и т.д. Сеть же более гибкая, она собирает и хранит массу неофициальных данных, выкладываемых пользователями.
Снижение риска утечки данных
Корпоративная соцсеть снижает риск утечки важной информации в компании, поскольку сотрудники перестают общаться по работе в обычных соцсетях или мессенджерах. Последствия утечки данных могут быть самыми неприятными – от разрыва отношений с контрагентами до потери прибыли или доли рынка. С внедрением корпоративной соцсети становится маловероятным, чтобы кто-то из коллег по недоразумению или глупости опубликовал в них что-то очень важное для компании. Все общение на рабочие темы ведется в КСС, следовательно, риск утечки становится минимальным, поскольку корпоративные соцсети имеют очень высокий уровень защиты.
Еще один момент – возможность свободного общения руководства с подчиненными через закрытый канал по поводу важных шагов, осуществляемых компанией. Особенно это касается компаний с развитой сетью филиалов.
ROI?
По мнению[1] аналитиков из Yammer, если заказчик интересуется, какова будет материальная отдача от внедрения социальной сети, значит, он не вполне правильно понимает ее суть, которая в первую очередь состоит в поддержке трансформации компании.
Внедрение корпоративной социальной сети (КСС) способно изменить крайне важные для развития и процветания бизнеса процессы и механизмы. Речь идет о вовлеченности сотрудников, сплоченности коллектива, уменьшении времени на обучение и адаптацию персонала. Кроме того, КСС минимизируют затраты рабочего времени на поиск нужной информации, способствуют оптимальному выстраиванию рабочего процесса[2].
Аналитики из Gartner утверждают[3], что оценку окупаемости соцсетей нельзя проводить по алгоритмам, применимым к другим ИТ-продуктам для бизнеса. Эффективность КСС должна начинаться с анализа косвенных показателей: числа сотрудников, зарегистрировавшихся в сети, количества опубликованных постов, созданных событий и комментариев. Если динамика растущая, можно сделать вывод о том, что сотрудники считают сеть полезной. Подтверждением данного факта может также стать уменьшение числа внутренних почтовых сообщений в корпоративной почте. Только после того, как вы убедились в работоспособности нового инструмента в вашей компании, можно приступать к оценке эффективности КСС по основным задачам внедрения.
2023: Объем рынка корпоративных социальных сетей за год вырос на 13% и превысил $5 млрд
В 2023 году расходы в сфере корпоративных социальных сетей достигли примерно $5,15 млрд. Показатель предыдущего года, когда затраты оценивались в $4,57 млрд, превышен почти на 13%. Об этом говорится в исследовании Market Research Future, результаты которого представлены в середине ноября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка названо внедрение удаленной и гибридной моделей работы, которые увеличивают потребность в эффективных средствах коммуникации и коллективного взаимодействия. В таких условиях корпоративные соцсети предоставляют сотрудникам различные возможности для связи друг с другом, обмена различными данными и координации действий. Эти платформы помогают пользователям общаться в режиме реального времени, независимо от местонахождения: все, что для этого нужно, — доступ в интернет. Дополнительным положительным эффектом является снижение коммуникационных барьеров и повышение командного духа.
Другими стимулирующими факторами названы переход к облачным решениям и продолжающаяся цифровая трансформация предприятий. Перенос рабочих нагрузок в облако устраняет затраты на развертывание локальной инфраструктуры и обслуживание, а экономическая выгода от бесшовной интеграции с другими облачными приложениями помогает улучшить бизнес-процессы. В результате, организации получают возможность работать более эффективно, улучшать удовлетворенность клиентов и получать конкурентные преимущества. Кроме того, благодаря использованию корпоративных соцсетей формируется эффективная и гармоничная рабочая среда, предоставляющая сотрудникам возможность оставаться на связи со своими коллегами, делиться опытом и вносить вклад в цели компании.
Развитию рынка также способствуют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения: организации применяют эти решения для улучшения пользовательского опыта и автоматизации задач. Ключевыми игроками отрасли названы:
- Tibco;
- Salesforce;
- Microsoft;
- Hootsuite;
- Zoho;
- Igloo Software;
- SAP;
- Google;
- Jive Software;
- Rypple;
- Yammer;
- Slack;
- IBM;
- LinkedIn.
Сегментация рынка корпоративных соцсетей по вертикалям включает здравоохранение, финансовые услуги, производство, технологии и государственное управление. Первый из перечисленных сегментов в 2023 году занял наибольшую долю из-за растущей потребности в сотрудничестве и общении между врачами и специалистами в области медицинского обслуживания. Финансовые услуги — еще один крупный сектор, где корпоративные соцсети используются для безопасного общения и взаимодействия с клиентами. С географической точки зрения доминирует Северная Америка, что обусловлено высоким уровнем внедрения передовых технологий и присутствием крупных игроков. Далее следуют Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, где фиксируется существенный рост.
По типу развертывания выделяются облачная и локальная модели. Первая пользуется большей популярностью в связи с рядом преимуществ, таких как масштабируемость, гибкость и экономическая эффективность. С другой стороны, локальное развертывание предоставляет компаниям больший контроль над безопасностью своих данных и настройками.
По итогам 2024 года выручка в сегменте корпоративных социальных сетей оценивается в $5,8 млрд. Аналитики Market Research Future полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) составит 12,62%. В результате, к 2032 году затраты в глобальном масштабе могут увеличиться примерно до $15 млрд.[4]
2020: Половина топ-менеджеров крупных мировых компаний удалились из социальных сетей
18 февраля 2020 года стало известно, что почти половина топ-менеджеров крупных мировых компаний удалились из социальных сетей, опасаясь взломов и утечек личной информации.
Кроме того, руководители попросили подчинённых убрать свои контакты из открытого доступа. Массовый отток бизнесменов из соцсетей начался после скандала со взломом основателя Amazon Джеффа Безоса. В СМИ появилась информация о его романе с телеведущей Лорен Санчес. Миллиардер обвинил в утечке брата любовницы Майкла.
На бизнесменов влияют разговоры о том, что мир приватности уходит в небытие, уверен консультант по интернет-безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий.
Отключение или удаление своего аккаунта из одной соцсети проблему не решит, потому что мы оставляем свою информацию в интернет-банках, при заказе продуктов, использовании услуг мобильной связи. К сожалению, невозможно полностью уйти из онлайн-пространства и закрыть слив информации о себе, он будет происходить дальше, — сказал эксперт. |
В феврале 2020 года основатель Tesla Илон Маск призвал подписчиков удалиться из Facebook и назвал социальную сеть «отстоем»[5].
2015: Аналитики: 80% социальных сетей в бизнесе не эффективны
Корпоративные социальные сети в будущем станут главным коммуникационным каналом для замечаний и принятия решений относительно работы, производимой компаниями, считают эксперты Gartner[6].
Тем не менее, по мнению экспертов, 80% социальных инициатив бизнеса в этой области не увенчаются успехом в период до 2015 года, в первую очередь из-за неадекватных решений руководства и чрезмерного акцента на технологии.
Аналитики напоминают руководителям, что парадигма использования социальных инструментов в бизнесе кардинально отличается от парадигмы использования информационных систем типа ERP или CRM.
Социальные инструменты нельзя заставить использовать, они должны быть встроены в процессы органически. Поэтому задача инициаторов и руководителей таких проектов состоит не в том, чтобы определить, какую именно технологию использовать. Прежде всего необходимо понять, как социальные инициативы могут улучшить работу как простых сотрудников, так и менеджеров.
По прогнозам Gartner, к 2016 году 50% крупных организаций будут иметь внутренние социальные сети типа Facebook, и 30% из них будут столь же естественно включены в бизнес-процессы, как сегодня электронная почта и телефония в большинстве компаний.
В 2017 году большинство новых приложений для пользователей будут представлять собой синтез социальных, мобильных технологий, а также будут активно использовать геймификацию. Эти «три кита» уже активно проявляют себя на рынке систем для конечных пользователей. Вместе они позволят увеличить привлекательность, юзабилити и эффективность использования таких решений.
Смотрите также
- Социальные сети
- Социальные сети (рынок России)
- Социальные сети (мировой рынок)
- Корпоративные социальные сети
Примечания
- ↑ Чего хочет бизнес от IT : Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров
- ↑ Возврат инвестиций в корпоративную социальную сеть
- ↑ Зачем предприятиям социальные сети?
- ↑ Digital Video Content Market Research Report
- ↑ Топ-менеджеры по всему миру массово удаляются из соцсетей
- ↑ Gartner Says 80 Percent of Social Business Efforts Will Not Achieve Intended Benefits Through 2015