Рейтинг электронного правительства ООН (EGDI)
Рейтинг электронного правительства ООН ((e-Government Development Index, EGDI) является одним из ключевых индикаторов развития информационного общества в странах мира.
В рейтинге уровня развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index), который содержится в исследованиях E-Government Survey, позиции стран распределяются на основе полученного ими общего индекса. Он, в свою очередь, складывается из трех подындексов, характеризующих состояние:
- веб-присутствия органов государственной власти;
- телекоммуникационной инфраструктуры;
- человеческого капитала.
2024: Россия заняла 43 место в мировой рейтинге электронного правительства ООН
В сентябре 2024 года Департамент экономического и социального развития Организации Объединенных Наций (UN DESA) опубликовал отчет E-Government Survey 2024, в котором представил сравнительный анализ развития цифровых правительств среди 193 стран мира. В этом рейтинге Россия расположилась на 43-месте с показателем индекса уровня развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) 0,8532, тогда как в 2022-м она находилась на 42-й позиции с результатом в 0,8162 балла.
2022: Россия опустилась на 6 мест в рейтинге электронного правительства ООН
Россия опустилась на шесть мест в глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН. Исследование было опубликовано в сентябре 2022 года.
В рейтинге 2022 года Россия расположилась на 42-й позиции среди 193 стран мира против 36-й двумя годами раньше. РФ опередила такие государства, как Хорватия (44-я строчка), Чехия (45), Украина (46) и Словакия (47), но отстала, например, от Сербии (40-е место), Бельгии (39) и Португалии (38).
Индекс развития электронного правительства (EGDI) России за два года снизился на 0,008 балла и равен 0,8162. Это заметно выше среднемирового уровня в 0,61.
Для сравнения, сохранившая первое место в рейтинге Дания получила 0,97 балла, а лидер в азиатском регионе Южная Корея — 0,95. Казахстан остаётся ведущим по развитию электронного правительства в Центральной Азии с 0,86 балла в 2022 году против 0,83 двумя годами ранее.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В субиндексе телекоммуникационной инфраструктуры Россия заработала 0,8053 балла. По онлайн-услугам оценка составила 0,7368, а по человеческому капиталу — 0,9065.
Дания, Финляндия и Южная Корея лидируют в рейтинге цифрового правительства 2022 года, набрав самые высокие баллы по объему и качеству онлайн-услуг, состоянию телекоммуникационной инфраструктуры и кадровому потенциалу.
Благодаря заметным улучшениям в телекоммуникационной инфраструктуре и развитию человеческого потенциала средний глобальный индекс развития электронного правительства (EGDI) в целом увеличился. Восемь стран впервые перешли в группу с высоким EGDI: Белиз, Кот-д'Ивуар, Гайана, Ливан, Непал, Руанда, Таджикистан и Замбия. В целом 68,91% государств-членов ООН имеют высокий или очень высокий уровень EGDI, сказано в докладе.
Эксперты ООН отметили «заметный прогресс» в оказании онлайн-услуг практически по всем регионам Земли. Подчёркивается их польза для уязвимых групп населения — бедных, пожилых, лиц с инвалидностью, женщин, молодёжи. Однако цифровое развитие — лишь часть общей системы устойчивого развития, указывают авторы доклада. По их словам, одним из главных уроков пандемии коронавируса COVID-19 стала идея «гибридного будущего».
Цифровые решения должны быть не конечной целью, а мерой поддержки человеческого развития. В ООН призвали правительства помнить, что технологический прогресс должен служить широкой цели развития людей и обеспечивать отсутствие обделённых (leaving no one behind).
Согласно обнародованному в 2022 году исследованию, количество стран, предоставляющих цифровые услуги в сфере образования, за два года увеличилось на 22% - со 104 до 114 государств. Однако, несмотря на то, что внедрение цифровых решений в ответ на пандемию COVID-19 способствовало этому росту, прогресс был неравномерным в разных регионах и с разным уровнем продаж.
Результаты опроса показывают, что правительства по-прежнему сосредоточены на развитии цифровых услуг и инфраструктур, несмотря на глобальные проблемы последних лет. Чтобы воплотить в жизнь нашу концепцию «никого не оставить без внимания», нам потребуется, чтобы в гибридном цифровом будущем мы никого не оставляли без связи, — отметил Ли Цзюньхуа, заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам. |
Индекс развития электронного правительства составляется раз в два года Департаментом экономического и социального развития ООН. Он состоит из трех подындексов, характеризующих состояние ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайновых государственных услуг. E-Government Survey 2022
2020: Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге электронного правительства ООН
По итогам очередного выпуска глобального рейтинга ООН по развитию электронного правительства (EGDI) в 2020 году Россия заняла 36 место, что на четыре строчки ниже, чем двумя годами ранее.
Обновляемый раз в два года индекс EGDI рассчитывается на основе трех показателей каждой из стран: развитие электронных услуг, развитие человеческого капитала и развитие телекоммуникационной инфраструктуры на протяжении двух лет, предшествующих обновлению рейтинга.
Наилучший результат среди стран СНГ в EGDI-2020 продемонстрировал Казахстан, который расположился на 29 строчке рейтинга. Белоруссия заняла 40 место, Армения — 68-е, Украина – 69-е, Молдова – 79-е, Узбекистан — 87-е. Из стран постсоветского пространства у Казахстана – третий результат: выше расположились только Эстония, замкнувшая тройку лидеров, и уступившая первенство в рейтинге Дании и Южной Корее, и Литва, ставшая 20-й страной рейтинга. По уровню развития электронного правительства Россия опережает Китай, который занял 45 место в списке.
С точки зрения уровня развития электронного участия (E-participation) Россия в 2020 году заняла 27 место против 23-го в 2018-м. Речь идёт о показателе вовлеченности граждан в процесс принятия решений, прозрачности и открытости деятельности государства.
Отмечается, что в период с 2018 по 2020 год Украина продвинулась в рейтинге и сейчас классифицируется как страна с высоким индексом онлайн-сервисов.
В другой группе из 13 стран с очень высокоразвитым человеческим капиталом — Армения, Азербайджан, Багамские Острова, Венгрия, Грузия, Иран, Коста-Рика, Кыргызстан, Маврикий, Филиппины, Сейшельские Острова, Шри-Ланка и Украина несколько застопорились, скорее всего, в связи с тем, что их телекоммуникационная инфраструктура относительно мало развита, — говорится в отчете.[1] |
2018
Россия поднялась на 32-место. Дания вышла в лидеры. Москва - лидер среди городов
19 июля 2018 года была обнародована очередная редакция рейтинга стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Россия в этом списке поднялась на три места — с 35-го в 2016 году на 32-е в 2018-м. Исследование проводится раз в два года.
Наибольший индекс развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI), который является составным индикатором, измеряющим готовность и способность правительства использовать информационно-коммуникационные технологии в целях оказания услуг населению, оказался у Дании — 0,915 при максимальном значении в 1.
При этом в 2016 году страна находилась на 9-й позиции. Австралия и Южная Корея остались на своих местах — на 2-м и 3-м соответственно. Великобритания, которая в 2016 году возглавляла рейтинг, два года спустя расположилась на 4-й строчке.
Позиция | Изменение позиции 2018/2016 | Страна | EGDI Уровень развития | E-Government Development Index (EGDI) | Онлайн-сервисы | ИКТ- инфраструктура | Человеческий капитал |
1 | +8 | Дания | Очень высокий | 0,915 | 1 | 0,7978 | 0,9472 |
2 | - | Австралия | Очень высокий | 0,9053 | 0,9722 | 0,7436 | 1 |
3 | - | Республика Корея | Очень высокий | 0,901 | 0,9792 | 0,8496 | 0,8743 |
4 | -3 | Великобритания | Очень высокий | 0,8999 | 0,9792 | 0,8004 | 0,92 |
5 | +1 | Швеция | Очень высокий | 0,8882 | 0,9444 | 0,7835 | 0,9366 |
6 | -1 | Финляндия | Очень высокий | 0,8815 | 0,9653 | 0,7284 | 0,9509 |
7 | -3 | Сингапур | Очень высокий | 0,8812 | 0,9861 | 0,8019 | 0,8557 |
8 | - | Новая Зеландия | Очень высокий | 0,8806 | 0,9514 | 0,7455 | 0,945 |
9 | +1 | Франция | Очень высокий | 0,879 | 0,9792 | 0,7979 | 0,8598 |
10 | +1 | Япония | Очень высокий | 0,8783 | 0,9514 | 0,8406 | 0,8428 |
11 | +1 | США | Очень высокий | 0,8769 | 0,9861 | 0,7564 | 0,8883 |
12 | +3 | Германия | Очень высокий | 0,8765 | 0,9306 | 0,7952 | 0,9036 |
13 | -6 | Нидерланды | Очень высокий | 0,8757 | 0,9306 | 0,7758 | 0,9206 |
14 | +4 | Норвегия | Очень высокий | 0,8557 | 0,9514 | 0,7131 | 0,9025 |
15 | +13 | Швейцария | Очень высокий | 0,852 | 0,8472 | 0,8428 | 0,866 |
16 | -3 | Эстония | Очень высокий | 0,8486 | 0,9028 | 0,7613 | 0,8818 |
17 | - | Испания | Очень высокий | 0,8415 | 0,9375 | 0,6986 | 0,8885 |
18 | +7 | Люксембург | Очень высокий | 0,8334 | 0,9236 | 0,7964 | 0,7803 |
19 | +8 | Исландия | Очень высокий | 0,8316 | 0,7292 | 0,8292 | 0,9365 |
20 | -4 | Австрия | Очень высокий | 0,8301 | 0,8681 | 0,7716 | 0,8505 |
21 | +8 | ОАЭ | Очень высокий | 0,8295 | 0,9444 | 0,8564 | 0,6877 |
22 | +4 | Ирландия | Очень высокий | 0,8287 | 0,8264 | 0,697 | 0,9626 |
23 | -9 | Канада | Очень высокий | 0,8258 | 0,9306 | 0,6724 | 0,8744 |
24 | -2 | Италия | Очень высокий | 0,8209 | 0,9514 | 0,6771 | 0,8341 |
25 | +7 | Лихтенштейн | Очень высокий | 0,8204 | 0,7986 | 0,8389 | 0,8237 |
26 | -2 | Бахрейн | Очень высокий | 0,8116 | 0,7986 | 0,8466 | 0,7897 |
27 | -8 | Бельгия | Очень высокий | 0,808 | 0,7569 | 0,693 | 0,974 |
28 | +3 | Монако | Очень высокий | 0,805 | 0,625 | 1 | 0,7901 |
29 | +9 | Португалия | Очень высокий | 0,8031 | 0,9306 | 0,6617 | 0,817 |
30 | - | Мальта | Очень высокий | 0,8011 | 0,8403 | 0,7657 | 0,7973 |
31 | -11 | Израиль | Очень высокий | 0,7998 | 0,8264 | 0,7095 | 0,8635 |
32 | +3 | Россия | Очень высокий | 0,7969 | 0,9167 | 0,6219 | 0,8522 |
33 | +3 | Польша | Очень высокий | 0,7926 | 0,9306 | 0,5805 | 0,8668 |
34 | - | Уругвай | Очень высокий | 0,7858 | 0,8889 | 0,6967 | 0,7719 |
35 | +8 | Греция | Очень высокий | 0,7833 | 0,8194 | 0,6439 | 0,8867 |
36 | +28 | Кипр | Очень высокий | 0,7736 | 0,7847 | 0,7279 | 0,8083 |
37 | -16 | Словения | Очень высокий | 0,7714 | 0,7986 | 0,6232 | 0,8923 |
38 | +11 | Беларусь | Очень высокий | 0,7641 | 0,7361 | 0,6881 | 0,8681 |
39 | -6 | Казахстан | Очень высокий | 0,7597 | 0,8681 | 0,5723 | 0,8388 |
40 | -17 | Литва | Очень высокий | 0,7534 | 0,7986 | 0,6293 | 0,8323 |
41 | -1 | Кувейт | Высокий | 0,7388 | 0,7917 | 0,7394 | 0,6852 |
42 | - | Чили | Высокий | 0,735 | 0,8333 | 0,5377 | 0,8339 |
43 | -2 | Аргентина | Высокий | 0,7335 | 0,75 | 0,5927 | 0,8579 |
44 | +7 | Бразилия | Высокий | 0,7327 | 0,9236 | 0,522 | 0,7525 |
45 | +1 | Венгрия | Высокий | 0,7265 | 0,7361 | 0,6071 | 0,8364 |
46 | +8 | Барбадос | Высокий | 0,7229 | 0,6667 | 0,6719 | 0,8301 |
47 | +5 | Болгария | Высокий | 0,7177 | 0,7639 | 0,5785 | 0,8106 |
48 | +12 | Малайзия | Высокий | 0,7174 | 0,8889 | 0,5647 | 0,6987 |
49 | -10 | Сербия | Высокий | 0,7155 | 0,7361 | 0,6208 | 0,7896 |
49 | +18 | Словакия | Высокий | 0,7155 | 0,7361 | 0,5964 | 0,8141 |
51 | -3 | Катар | Высокий | 0,7132 | 0,7917 | 0,6797 | 0,6683 |
52 | -8 | Саудовская Аравия | Высокий | 0,7119 | 0,7917 | 0,5339 | 0,8101 |
53 | +15 | Турция | Высокий | 0,7112 | 0,8889 | 0,4298 | 0,8148 |
54 | -4 | Чешская Республика | Высокий | 0,7084 | 0,6528 | 0,5971 | 0,8752 |
55 | -18 | Хорватия | Высокий | 0,7018 | 0,6806 | 0,6051 | 0,8196 |
56 | -3 | Коста-Рика | Высокий | 0,7004 | 0,6736 | 0,6343 | 0,7933 |
57 | -12 | Латвия | Высокий | 0,6996 | 0,6667 | 0,6188 | 0,8132 |
58 | -11 | Черногория | Высокий | 0,6966 | 0,6667 | 0,6059 | 0,8172 |
59 | +24 | Бруней-Даруссалам | Высокий | 0,6923 | 0,7222 | 0,6066 | 0,748 |
60 | +1 | Грузия | Высокий | 0,6893 | 0,6944 | 0,5403 | 0,8333 |
61 | -4 | Колумбия | Высокий | 0,6871 | 0,8819 | 0,4412 | 0,7382 |
62 | -7 | Андорра | Высокий | 0,6857 | 0,6042 | 0,722 | 0,7309 |
63 | +3 | Оман | Высокий | 0,6846 | 0,8125 | 0,5399 | 0,7013 |
64 | -5 | Мексика | Высокий | 0,6818 | 0,9236 | 0,4173 | 0,7044 |
65 | -2 | Китай | Высокий | 0,6811 | 0,8611 | 0,4735 | 0,7088 |
66 | -8 | Маврикий | Высокий | 0,6678 | 0,7292 | 0,5435 | 0,7308 |
67 | +8 | Румыния | Высокий | 0,6671 | 0,6597 | 0,5471 | 0,7944 |
68 | +8 | ЮАР | Высокий | 0,6618 | 0,8333 | 0,4231 | 0,7291 |
69 | -4 | Молдова | Высокий | 0,659 | 0,7708 | 0,4787 | 0,7274 |
70 | -14 | Азербайджан | Высокий | 0,6574 | 0,7292 | 0,5062 | 0,7369 |
71 | +23 | Сент-Китс и Невис | Высокий | 0,6554 | 0,5347 | 0,6825 | 0,7491 |
72 | +21 | Багамские о-ва | Высокий | 0,6552 | 0,7014 | 0,5393 | 0,7249 |
73 | +4 | Таиланд | Высокий | 0,6543 | 0,6389 | 0,5338 | 0,7903 |
74 | +8 | Албания | Высокий | 0,6519 | 0,7361 | 0,4318 | 0,7877 |
75 | -4 | Филиппины | Высокий | 0,6512 | 0,8819 | 0,3547 | 0,7171 |
76 | +2 | Сан-Марино | Высокий | 0,6471 | 0,4236 | 0,7075 | 0,8102 |
77 | +4 | Перу | Высокий | 0,6461 | 0,8194 | 0,3913 | 0,7276 |
78 | -8 | Тринидад и Тобаго | Высокий | 0,644 | 0,6389 | 0,5735 | 0,7195 |
79 | -10 | Македония | Высокий | 0,6312 | 0,7153 | 0,4859 | 0,6924 |
80 | -8 | Тунис | Высокий | 0,6254 | 0,8056 | 0,4066 | 0,664 |
81 | -1 | Узбекистан | Высокий | 0,6207 | 0,7917 | 0,3307 | 0,7396 |
82 | -20 | Украина | Высокий | 0,6165 | 0,5694 | 0,4364 | 0,8436 |
83 | +3 | Сейшельские острова | Высокий | 0,6163 | 0,6181 | 0,5008 | 0,7299 |
84 | -10 | Эквадор | Высокий | 0,6129 | 0,7292 | 0,3699 | 0,7395 |
85 | +14 | Панама | Высокий | 0,6092 | 0,6597 | 0,4543 | 0,7137 |
86 | +20 | Иран | Высокий | 0,6083 | 0,6319 | 0,4566 | 0,7364 |
87 | - | Армения | Высокий | 0,5944 | 0,5625 | 0,466 | 0,7547 |
88 | +1 | Вьетнам | Высокий | 0,5931 | 0,7361 | 0,389 | 0,6543 |
89 | -1 | Гренада | Высокий | 0,593 | 0,4931 | 0,4658 | 0,8202 |
90 | +10 | Антигуа и Барбуда | Высокий | 0,5906 | 0,4583 | 0,5617 | 0,7518 |
91 | +6 | Киргизия | Высокий | 0,5835 | 0,6458 | 0,3418 | 0,7628 |
92 | -8 | Монголия | Высокий | 0,5824 | 0,5972 | 0,3602 | 0,7899 |
93 | +16 | Доминика | Высокий | 0,5794 | 0,6111 | 0,4775 | 0,6497 |
94 | -15 | Шри Ланка | Высокий | 0,5751 | 0,6667 | 0,3136 | 0,7451 |
95 | +3 | Доминиканская Республика | Высокий | 0,5726 | 0,6597 | 0,3655 | 0,6927 |
96 | +11 | Индия | Высокий | 0,5669 | 0,9514 | 0,2009 | 0,5484 |
97 | +20 | Мальдивы | Высокий | 0,5615 | 0,4931 | 0,5159 | 0,6754 |
98 | -7 | Иордания | Высокий | 0,5575 | 0,4931 | 0,4406 | 0,7387 |
99 | -26 | Ливан | Высокий | 0,553 | 0,4722 | 0,5219 | 0,6649 |
100 | +4 | Сальвадор | Высокий | 0,5469 | 0,625 | 0,381 | 0,6348 |
101 | +19 | Гана | Высокий | 0,539 | 0,6944 | 0,3558 | 0,5669 |
102 | -6 | Фиджи | Высокий | 0,5348 | 0,4583 | 0,3562 | 0,7899 |
103 | -2 | Боливия | Высокий | 0,5307 | 0,5625 | 0,3148 | 0,7148 |
104 | +11 | Сент-Винсент и Гренадины | Высокий | 0,5306 | 0,4514 | 0,4583 | 0,682 |
105 | -13 | Босния и Герцеговина | Высокий | 0,5303 | 0,4306 | 0,4385 | 0,7217 |
106 | -16 | Венесуэла | Высокий | 0,5287 | 0,4097 | 0,4148 | 0,7615 |
107 | +9 | Индонезия | Высокий | 0,5258 | 0,5694 | 0,3222 | 0,6857 |
108 | -13 | Парагвай | Высокий | 0,5255 | 0,5556 | 0,3507 | 0,6701 |
109 | -4 | Тонга | Высокий | 0,5237 | 0,4722 | 0,2951 | 0,8039 |
110 | -25 | Марокко | Высокий | 0,5214 | 0,6667 | 0,3697 | 0,5278 |
111 | - | Палау | Высокий | 0,5024 | 0,3264 | 0,3346 | 0,8462 |
112 | -9 | Кабо-Верде | Средний | 0,498 | 0,4861 | 0,3926 | 0,6152 |
113 | -11 | Гватемала | Средний | 0,4974 | 0,6458 | 0,2941 | 0,5524 |
114 | -6 | Египет | Средний | 0,488 | 0,5347 | 0,3222 | 0,6072 |
115 | +9 | Бангладеш | Средний | 0,4862 | 0,7847 | 0,1976 | 0,4763 |
116 | -6 | Суринам | Средний | 0,4773 | 0,2917 | 0,4595 | 0,6808 |
117 | +18 | Непал | Средний | 0,4748 | 0,6875 | 0,2413 | 0,4957 |
118 | -6 | Ямайка | Средний | 0,4697 | 0,3194 | 0,3941 | 0,6957 |
119 | -5 | Сент-Люсия | Средний | 0,466 | 0,2847 | 0,411 | 0,7022 |
120 | +18 | Руанда | Средний | 0,459 | 0,7222 | 0,1733 | 0,4815 |
121 | +4 | Намибия | Средний | 0,4554 | 0,4514 | 0,3299 | 0,585 |
122 | -3 | Кения | Средний | 0,4541 | 0,625 | 0,1901 | 0,5472 |
123 | +4 | Гондурас | Средний | 0,4474 | 0,5139 | 0,2268 | 0,6015 |
124 | +2 | Гайана | Средний | 0,4316 | 0,4306 | 0,2541 | 0,6102 |
125 | +4 | Габон | Средний | 0,4313 | 0,2292 | 0,425 | 0,6398 |
126 | +7 | Бутан | Средний | 0,4274 | 0,5 | 0,308 | 0,4743 |
127 | -14 | Ботсвана | Средний | 0,4253 | 0,2083 | 0,3982 | 0,6694 |
128 | -7 | Самоа | Средний | 0,4236 | 0,3403 | 0,2064 | 0,7241 |
129 | -6 | Никарагуа | Средний | 0,4233 | 0,4028 | 0,2825 | 0,5847 |
130 | +20 | Алжир | Средний | 0,4227 | 0,2153 | 0,3889 | 0,664 |
131 | +8 | Таджикистан | Средний | 0,422 | 0,3403 | 0,2254 | 0,7002 |
132 | -10 | Белиз | Средний | 0,4115 | 0,3333 | 0,2247 | 0,6765 |
133 | -1 | Замбия | Средний | 0,4111 | 0,4792 | 0,1853 | 0,5689 |
134 | -3 | Куба | Средний | 0,4101 | 0,2986 | 0,1455 | 0,7862 |
135 | -7 | Уганда | Средний | 0,4055 | 0,5694 | 0,1566 | 0,4906 |
136 | +19 | Камерун | Средний | 0,3997 | 0,4583 | 0,179 | 0,5618 |
137 | +12 | Вануату | Средний | 0,399 | 0,4375 | 0,192 | 0,5675 |
138 | +9 | Того | Средний | 0,3989 | 0,5556 | 0,1353 | 0,5058 |
139 | -9 | Танзания | Средний | 0,3929 | 0,5625 | 0,1403 | 0,4759 |
140 | -22 | Ливия | Средний | 0,3833 | 0,0972 | 0,3353 | 0,7173 |
141 | -5 | Свазиленд | Средний | 0,382 | 0,375 | 0,1772 | 0,5939 |
142 | +18 | Восточный Тимор | Средний | 0,3816 | 0,3125 | 0,2937 | 0,5387 |
143 | - | Нигерия | Средний | 0,3807 | 0,5278 | 0,1883 | 0,4261 |
144 | +7 | Тувалу | Средний | 0,3779 | 0,2222 | 0,2693 | 0,6422 |
145 | +13 | Камбоджа | Средний | 0,3753 | 0,25 | 0,3132 | 0,5626 |
146 | -12 | Зимбабве | Средний | 0,3692 | 0,3264 | 0,2144 | 0,5668 |
147 | -7 | Туркменистан | Средний | 0,3652 | 0,1319 | 0,3011 | 0,6626 |
148 | +11 | Пакистан | Средний | 0,3566 | 0,5486 | 0,1529 | 0,3682 |
149 | +7 | Маршалловы острова | Средний | 0,3543 | 0,2292 | 0,1037 | 0,7301 |
150 | -6 | Сенегал | Средний | 0,3486 | 0,4792 | 0,224 | 0,3427 |
151 | +6 | Эфиопия | Средний | 0,3463 | 0,6319 | 0,0976 | 0,3094 |
152 | -15 | Сирия | Средний | 0,3459 | 0,2986 | 0,2532 | 0,486 |
153 | -8 | Кирибати | Средний | 0,345 | 0,2986 | 0,0773 | 0,6591 |
154 | +14 | Сан-Томе и Принсипи | Средний | 0,3424 | 0,1389 | 0,3053 | 0,583 |
155 | -13 | Ангола | Средний | 0,3376 | 0,4097 | 0,0972 | 0,506 |
155 | -14 | Ирак | Средний | 0,3376 | 0,3194 | 0,184 | 0,5094 |
157 | +12 | Мьянма | Средний | 0,3328 | 0,2292 | 0,2565 | 0,5127 |
158 | -6 | Науру | Средний | 0,3324 | 0,1319 | 0,3033 | 0,5619 |
159 | +18 | Бенин | Средний | 0,3264 | 0,4722 | 0,1418 | 0,3653 |
160 | +12 | Мозамбик | Средний | 0,3195 | 0,4236 | 0,1398 | 0,3951 |
161 | -15 | Микронезия | Средний | 0,3155 | 0,1458 | 0,1118 | 0,6889 |
162 | -14 | Лаос | Средний | 0,3056 | 0,1667 | 0,2246 | 0,5254 |
163 | +15 | Гаити | Средний | 0,3047 | 0,4444 | 0,1078 | 0,362 |
164 | +16 | Конго | Средний | 0,3024 | 0,1667 | 0,1889 | 0,5515 |
165 | +20 | Буркина-Фасо | Средний | 0,3016 | 0,5347 | 0,1603 | 0,2097 |
166 | +7 | Бурунди | Средний | 0,2985 | 0,3056 | 0,0786 | 0,5113 |
167 | -13 | Лесото | Средний | 0,2968 | 0,1111 | 0,2468 | 0,5324 |
168 | -1 | Гамбия | Средний | 0,2958 | 0,2708 | 0,2627 | 0,3539 |
169 | -5 | Соломоновы острова | Средний | 0,2816 | 0,2431 | 0,1285 | 0,4732 |
170 | -7 | Мадагаскар | Средний | 0,2792 | 0,3056 | 0,0499 | 0,4822 |
171 | +8 | Папуа - Новая Гвинея | Средний | 0,2787 | 0,2708 | 0,0875 | 0,4778 |
172 | +3 | Берег Слоновой Кости | Средний | 0,2776 | 0,2222 | 0,2748 | 0,3357 |
173 | -3 | Либерия | Средний | 0,2737 | 0,3403 | 0,1036 | 0,3772 |
174 | +12 | Сьерра-Леоне | Средний | 0,2717 | 0,3472 | 0,1597 | 0,3081 |
175 | -9 | Малави | Средний | 0,2708 | 0,2569 | 0,0834 | 0,472 |
176 | -14 | Конго | Средний | 0,2612 | 0,2083 | 0,0645 | 0,5108 |
177 | -6 | Афганистан | Средний | 0,2585 | 0,3056 | 0,1138 | 0,3562 |
178 | +4 | Мали | Низкий | 0,2424 | 0,2639 | 0,2074 | 0,2558 |
179 | +8 | Джибути | Низкий | 0,2401 | 0,2917 | 0,0961 | 0,3325 |
180 | -19 | Судан | Низкий | 0,2394 | 0,1528 | 0,178 | 0,3873 |
181 | +8 | Гвинея | Низкий | 0,2348 | 0,3125 | 0,1513 | 0,2406 |
182 | -6 | Коморские острова | Низкий | 0,2336 | 0,0972 | 0,0871 | 0,5166 |
183 | +1 | Мавритания | Низкий | 0,2314 | 0,1597 | 0,1878 | 0,3467 |
184 | -19 | Экваториальная Гвинея | Низкий | 0,2298 | 0,0486 | 0,101 | 0,5397 |
185 | -32 | КНДР | Низкий | 0,2159 | 0 | 0,0327 | 0,615 |
186 | -12 | Йемен | Низкий | 0,2154 | 0,0972 | 0,1454 | 0,4037 |
187 | -6 | Гвинея-Бисау | Низкий | 0,1887 | 0,0764 | 0,1028 | 0,3869 |
188 | +3 | Центрально-Африканская Республика | Низкий | 0,1584 | 0,2083 | 0,0322 | 0,2347 |
189 | +1 | Эритрея | Низкий | 0,1337 | 0,0833 | 0 | 0,3179 |
190 | -2 | Чад | Низкий | 0,1257 | 0,1458 | 0,0669 | 0,1644 |
191 | -8 | Южный Судан | Низкий | 0,1214 | 0,1111 | 0,0262 | 0,2269 |
192 | - | Нигер | Низкий | 0,1095 | 0,1597 | 0,0795 | 0,0894 |
193 | - | Сомали | Низкий | 0,0566 | 0,1111 | 0,0586 | 0 |
Помимо указанных стран, впереди России (показатель EGDI составил 0,7969) в исследовании E-Government Survey 2018 оказались такие страны, как Новая Зеландия (8-е место), Эстония (15-е), Люксембург (18-е), Исландия (19-е), Лихтенштейн (25-е), Бахрейн (26-е), Мальта (30-е) и Израиль (31-е). При этом Россия попала в число 11 стран, которые в 2018 году вошли в группу с «очень высоким» показателем EGDI наряду с Белоруссией, Грецией, Монако, Польшей, Португалией и др.
Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие). Здесь государства-участники ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ.
Кроме того, Россия укрепила позиции в рейтинге телекоммуникационной инфраструктуры, набрав в 2018 году 0,6219 балла против 0,6091 двумя годами ранее.
В рейтинге E-Government Survey 2018 Белоруссия расположилась на 38-м месте с «очень высоким показателем EGDI», который составил 0,7641. Казахстану отдали 39-ю позицию с результатом 0,7597 (также «очень высокий EGDI»). В активе Молдавии 69-я строчка (0,6590)
Украина заняла 82-место в списке с «высоким показателем EGDI» — 0,6165. За Арменией закрепили 87-е место (0,5944), за Киргизией — 91-е (0,5835).
В математическом плане EGDI — это среднее арифметическое трех нормализовованных основных показателей, оценивающих наиболее важные аспекты электронного правительства: широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index, OSI), уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index, TII) и объем человеческого капитала (Human Capital Index, HCI).
В исследовании впервые начали оценивать уровень развития электронного правительства в городах. Всего было изучено 40 городов, а первое место среди них заняла Москва, опередив Кейптаун и Таллин, которые стали вторым и третьим соответственно.
Позиция | Город | Общий показатель | Технологический показатель | Контентный показатель | Показатель предоставления услуг | Показатель участия и вовлеченности жителей |
1 | Москва | 55 | 10 | 26 | 11 | 9 |
2 | Кейптаун | 53 | 10 | 26 | 11 | 7 |
2 | Таллин | 53 | 11 | 26 | 12 | 5 |
4 | Лондон | 51 | 10 | 25 | 11 | 6 |
4 | Париж | 51 | 11 | 24 | 8 | 9 |
6 | Сидней | 50 | 11 | 21 | 12 | 7 |
7 | Амстердам | 49 | 9 | 25 | 10 | 6 |
7 | Сеул | 49 | 11 | 25 | 6 | 8 |
9 | Рим | 48 | 11 | 25 | 8 | 5 |
9 | Варшава | 48 | 11 | 25 | 7 | 6 |
11 | Хельсинки | 47 | 10 | 24 | 7 | 7 |
11 | Стамбул | 47 | 6 | 24 | 12 | 6 |
11 | Шанхай | 47 | 10 | 24 | 5 | 9 |
14 | Мадрид | 46 | 10 | 22 | 8 | 7 |
14 | Нью-Йорк | 46 | 10 | 21 | 10 | 6 |
16 | Дубай | 44 | 10 | 21 | 10 | 4 |
17 | Прага | 43 | 10 | 23 | 4 | 7 |
18 | Аддис-Абеба | 42 | 12 | 21 | 4 | 6 |
19 | Токио | 41 | 12 | 24 | 3 | 3 |
19 | Торонто | 41 | 9 | 22 | 8 | 3 |
21 | Буэнос айрес | 40 | 8 | 22 | 5 | 6 |
22 | Берлин | 39 | 11 | 21 | 2 | 6 |
23 | Джакарта | 37 | 9 | 17 | 5 | 7 |
24 | Мумбаи | 36 | 12 | 19 | 5 | 1 |
Оценка работы электронного правительства в городах проводилась по техническим аспектам, информационному наполнению местных сайтов госуслуг, а также по использованию электронных сервисов и инициатив, направленных на привлечение граждан к таким услугам. Всего было задействовано 60 различных показателей. Среди них — простота работы с порталом, скорость загрузки страниц, доступность сервисов на мобильных устройствах, механизм внутреннего поиска и индивидуальная настройка портала.
В Москве имеется 55 из 60 индикаторов развитости электронного правительства, что стало наибольшим значением в мире. В Париже, Сиднее и Амстердаме насчитывается 51, 50 и 49 индикаторов соответственно.
Москва вошла в группу городов с «очень высокой» развитостью онлайн-сервисов в области электронного правительства.
Развитие проектов электронного правительства в мире в целом улучшилось за два года. Группа стран, добившихся показателя EGDI на уровне от 0,75 до 1, в 2018 году стала шире. В 2016-м сюда входило 29 государств. В E-Government Survey 2018 их уже больше 40.
Почти две трети стран-членов Организации объединенных наций получили оценку развития электронного правительства на уровне 0,5-1. Число стран с минимальными показателями (от 0 до 0,25) уменьшилось вдвое — с 32 до 16.
Однако несмотря на существенный приток инвестиций в проекты электронного правительства во многих странах, цифровая отсталость одних стран и ощутимое превосходство других сохраняется. 14 из 16 стран с наименьшими оценками EGDI представляют Африку и относятся к наименее развитым.
Региональный индекс развития электронного правительства в Африке и Океании значительно ниже, чем в среднем в мире — 0,34 и 0,46 против 0,55 соответственно. По словам экспертов, это означает, что решить проблему цифрового неравенства в запланированные сроки (к 2030 году), возможно, не получиться.
Авторы исследования указывают, что есть связь между доходами населения и положением страны в рейтинге развития электронного правительства, однако это работает не всегда. 22 государства со средним уровнем доходов и 39 страны с низким имеют индексы EGDI ниже среднемирового.
В 2018 году основной вклад в улучшение показателей EGDI стран вне зависимости от их финансового положения впервые внесли онлайн-сервисы. Кроме того, все чаще страны оказывают государственные интернет-услуги социально незащищенным слоям населения. В Европе работу в этом направлении проводят более 80% стран.
С полным текстом исследования на английском языке можно ознакомиться по ссылке.
В январе 2019 года Департамент информационных технологий города Москвы и Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) Организации Объединенных Наций перевели исследование «Электронное правительство 2018» на русский язык. Полная версия отчета на русском языке доступна здесь.
С чем связано вхождение России в группу стран-лидеров с «очень высоким» Индексом развития электронного правительства
По просьбе TAdviser положение России в рейтинге ООН прокомментировали эксперты Юрий Хохлов (Институт развития информационного общества (ИРИО)) и Сергей Шапошник (Институт истории естествознания и техники РАН, Центр компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г.В.Плеханова).
Математически Индекс развития электронного правительства ООН рассчитывается как среднее арифметическое трех композитных подындексов: Индекса телекоммуникационной инфраструктуры (в него входят пять показателей, характеризующих развитие фиксированной и сотовой связи, а также проникновение интернета); Индекса человеческого капитала (четыре показателя, характеризующих грамотность населения, вовлеченность в образование, ожидаемую и среднюю продолжительность обучения) и Индекса онлайновых услуг (рассчитывается по результатам обследования официальных веб-сайтов). Динамика места в общем рейтинге определяется динамикой относительного положения страны в этих трех группах показателей. Из анализа этой динамики видно, что основной вклад в повышение места России в 2018 году внес существенный рост Индекса онлайновых услуг (с 0,7319 в 2016 году до практически максимального значения 0,9167 в 2018), по которому Россия вошла в группу 25 стран-лидеров (в 2016 году она замыкала вместе с Бразилией группу из 38 стран-лидеров), при этом само значение индекса у России находится теперь на 11 месте (у ряда стран значения этого индекса совпадают), поднявшись с 22 места в 2016 году. |
Индекс онлайновых услуг рассчитывается на основе результатов обследования официальных правительственных порталов и веб-сайтов, которое проводится при подготовке очередного рейтинга. Начиная с 2012 года можно было наблюдать быстрый рост значения этого показателя у России. Прогресс на первом этапе был связан с переводом услуг в электронную форму, созданием единого портала государственных и муниципальных услуг, раскрытием информации о деятельности органов власти на официальных сайтах. На втором этапе эта динамика была поддержана расширением числа государственных услуг в электронной форме и реализацией ряда инициатив в области взаимодействия с гражданами с использованием ИКТ, таких как «Российская общественная инициатива», публикация открытых данных, создание Единого портала для размещения информации о разработке органами власти проектов нормативных правовых актов и их общественного обсуждения. |
В 2014 году существенно поменялась методика ООН для обследования официальных сайтов, были введены и расширены критерии, связанные с современными тенденциями развития электронных правительств (многоканальность и мобильность, ориентация на пользователя, предоставление услуг по жизненным ситуациям, использование широкого круга инструментов по вовлечению граждан в процессы управления, реализация подхода «правительство как единое целое» и др.). В индексе 2016 года Россия по последним двум из четырех стадий развития онлайновых сервисов (начальные и продвинутые информационные сервисы, транзакционные и сетевые/интеграционные сервисы) набрала 51% и 35% от максимально возможной оценки. Этого хватило в 2014 году, чтобы еще вырасти в рейтинге (тогда указанные выше тенденции были внове для большинства государств), но в последующие 2 года по новым параметрам в России существенных подвижек не произошло, ее стали обгонять другие страны. В результате к 2016 году у России наметилось относительное отставание по индексу онлайновых услуг - в 2014 году она замыкала группу из 27 стран-лидеров, а в 2016 году, как отмечалось выше, уже группу из 38 стран. |
Для индекса развития электронного правительства 2018 года методика оценки официальных сайтов также была изменена – главным образом с целью расширить число показателей, связанных с принятыми ООН «целями устойчивого развития», но основные параметры оценки, в т.ч. введенные в 2014 году, сохранились. Позитивная динамика показателей России в последние два года связана с целенаправленными усилиями, предпринятыми Минкомсвязи России. После падения в рейтинге электронного правительства 2016 года, в начале 2017 года министерство подготовило рекомендации и Единые функционально-технические требования к порталам Правительства Российской Федерации и веб-сайтам министерств, в разработке которых принимал участие Институт развития информационного общества и авторы этих комментариев. При разработке этих документов учитывались современные тенденции развития электронных правительств и критерии оценки ООН. |
Одним из направлений предлагаемых изменений было расширение и координация инструментов открытого правительства – онлайновых инструментов информирования и участия граждан в обсуждении решений органов власти, реализованных на правительственных порталах и сайтах министерств. В результате внедрения первой очереди этих рекомендаций, осуществленной до обследования, проведенного ООН с августа по ноябрь 2017 года, удалось заметно улучшить показатели России. |
В индексе электронного участия (E-Participation Index), который строится из показателей Индекса онлайновых услуг, характеризующих электронные информирование, консультации с гражданами и участие их в принятии решений, Россия набрала 92,39% от максимально возможного количества баллов (в 2016 – 75%) и заняла 23 место (в 2016 было 32). |
2016: Великобритания лидер, Россия на 35 месте
Согласно данным нового доклада ООН E-Government Survey 2016, опубликованного 28 июля 2016 года, мировым лидером по уровню развития электронного правительства является Великобритания. Второе и третье места в списке заняли Австралия и Корея.
Россия потеряла в рейтинге восемь позиций по отношению к 2014 году и теперь занимает 35 место. На одну позицию выше составители рейтинга поставили Уругвай, а следующую за Россией строчку занимает Польша.
Казахстан в рейтинге опередил Россию - он занимает 33 позицию (в рейтинге 2014 года он занимал 28 строчку), а Украина и Белоруссия отстают - они находятся на 62 и 49 позициях соответственно (в рейтинге 2014 года эти страны занимали 87 и 55 позиции соответственно).
Максимальный индекс уровня развития электронного правительства, который может получить страна в рейтинге, составляет 1. У лидера рейтинга этот показатель составляет 0.9193, у России - 0.7215. Индекс развития российского электронного правительства ООН оценивает как высокий. В предыдущих рейтингах подобные характеристики не присваивались.
По сравнению с рейтингом 2014 года, Россия потеряла баллы в подындексах телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала, в то время как в подындексе онлайн-сервисов набрала. Впрочем, позиция страны по онлайн-сервисам в 2016 году оказалась хуже, чем в 2014, в связи с тем, что соперники по рейтингу увеличили свои показатели значительнее.
Россия также вошла в список Топ-50 стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие), представленный в этом же исследовании. Здесь страны ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ. Россия заняла в этом рейтинге 34 место.
Мы следим за самыми крупными рейтингами, которые готовятся по отраслям, курируемым Минкомсвязью России, однако, прежде всего, для нас важны ключевые цели и показатели, которые поставили президент и правительство РФ. Это показатели, закрепленные в ГПИО и в ФЦП, - заявили TAdviser в пресс-службе Минкомсвязи относительно рейтинга ООН. |
Директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве РФ Михаил Брауде-Золотарев полагает, что большой точностью измерения международных экспертов, к сожалению, не отличаются. На оценки влияет как экспертный субъективизм, так и недостаток информации, отметил он в разговоре с TAdviser.
Это вполне может объяснять падение позиций России по инфраструктуре. В то же время, развиваемся не только мы, но и другие страны. Вполне возможно, что хотя мы, очевидно, и прибавили в развитии ИКТ-инфраструктуры, конкурирующие страны могли прибавить больше, - рассуждает Брауде-Золотарев. |
По мнению эксперта, если допустить, что Россия незаслуженно потеряла какие-то позиции, найдутся позиции, в которых страна приобрела необоснованно. Хорошие позиции России в вовлеченности граждан (E-Participation) вряд ли можно считать обоснованными, т.к. при относительной развитости инструментов участия граждан в управлении страной, степень их реального влияния вряд ли сильно отличается от нулевой, считает Михаил Брауде-Золотарев.
Развитие открытых данных, которому ООН также уделяет внимание при составлении рейтинга, в России замедлилось, считает директор НП "Информационная культура" Иван Бегтин. Это, по его мнению, произошло после выхода страны из большой восьмерки. При этом и ранее открытые данные развивались не интегрированно с остальными инициативами из-за того, что оказались в ведении Минэкономразвития, а Открытое правительство "де-факто" сильно деприоритизировало тему, считает эксперт.
Позиция | Изменение позиции 2016/2014 | Страна | EGDI Уровень развития | E-Government Development Index (EGDI) | Онлайн-сервисы | ИКТ- инфраструктура | Человеческий капитал |
1 | +7 | Великобритания | Очень высокий | 0,9193 | 1,0000 | 0,8177 | 0,9402 |
2 | 0 | Австралия | Очень высокий | 0,9143 | 0,9783 | 0,7646 | 1,0000 |
3 | -2 | Республика Корея | Очень высокий | 0,8915 | 0,9420 | 0,8530 | 0,8795 |
4 | -1 | Сингапур | Очень высокий | 0,8828 | 0,9710 | 0,8414 | 0,8360 |
5 | +5 | Финляндия | Очень высокий | 0,8817 | 0,9420 | 0,7590 | 0,9440 |
6 | +8 | Швеция | Очень высокий | 0,8704 | 0,8768 | 0,8134 | 0,9210 |
7 | -2 | Нидерланды | Очень высокий | 0,8659 | 0,9275 | 0,7517 | 0,9183 |
8 | +1 | Новая Зеландия | Очень высокий | 0,8653 | 0,9420 | 0,7136 | 0,9402 |
9 | +7 | Дания | Очень высокий | 0,8510 | 0,7754 | 0,8247 | 0,9530 |
10 | -6 | Франция | Очень высокий | 0,8456 | 0,9420 | 0,7502 | 0,8445 |
11 | -5 | Япония | Очень высокий | 0,8440 | 0,8768 | 0,8277 | 0,8274 |
12 | -5 | США | Очень высокий | 0,8420 | 0,9275 | 0,7170 | 0,8815 |
13 | +2 | Эстония | Очень высокий | 0,8334 | 0,8913 | 0,7329 | 0,8761 |
14 | -3 | Канада | Очень высокий | 0,8285 | 0,9565 | 0,6717 | 0,8572 |
15 | +6 | Германия | Очень высокий | 0,8210 | 0,8406 | 0,7342 | 0,8882 |
16 | +4 | Австрия | Очень высокий | 0,8208 | 0,9130 | 0,7098 | 0,8396 |
17 | -5 | Испания | Очень высокий | 0,8135 | 0,9130 | 0,6493 | 0,8782 |
18 | -5 | Норвегия | Очень высокий | 0,8117 | 0,8043 | 0,7276 | 0,9031 |
19 | +6 | Бельгия | Очень высокий | 0,7874 | 0,7101 | 0,6808 | 0,9712 |
20 | -3 | Израиль | Очень высокий | 0,7806 | 0,8623 | 0,6175 | 0,8619 |
21 | +20 | Словения | Очень высокий | 0,7769 | 0,8478 | 0,5877 | 0,8952 |
22 | +1 | Италия | Очень высокий | 0,7764 | 0,8696 | 0,6469 | 0,8126 |
23 | +6 | Литва | Очень высокий | 0,7747 | 0,8261 | 0,6262 | 0,8717 |
24 | -6 | Бахрейн | Очень высокий | 0,7734 | 0,8261 | 0,7762 | 0,7178 |
25 | -1 | Люксембург | Очень высокий | 0,7705 | 0,7174 | 0,8190 | 0,7750 |
26 | -4 | Ирландия | Очень высокий | 0,7689 | 0,7246 | 0,6602 | 0,9218 |
27 | -8 | Исландия | Очень высокий | 0,7662 | 0,6232 | 0,7814 | 0,8940 |
28 | +2 | Швейцария | Очень высокий | 0,7525 | 0,6014 | 0,7980 | 0,8579 |
29 | +3 | ОАЭ | Очень высокий | 0,7515 | 0,8913 | 0,6881 | 0,6752 |
30 | +10 | Мальта | Высокий | 0,7424 | 0,7971 | 0,6992 | 0,7310 |
31 | +7 | Монако | Высокий | 0,7315 | 0,3188 | 1,0000 | 0,8757 |
32 | +3 | Лихтенштейн | Высокий | 0,7313 | 0,6667 | 0,7293 | 0,7978 |
33 | -5 | Казахстан | Высокий | 0,7250 | 0,7681 | 0,5668 | 0,8401 |
34 | -8 | Уругвай | Высокий | 0,7237 | 0,7754 | 0,6137 | 0,7820 |
35 | -8 | Россия | Высокий | 0,7215 | 0,7319 | 0,6091 | 0,8234 |
36 | +6 | Польша | Высокий | 0,7211 | 0,7029 | 0,5857 | 0,8747 |
37 | +10 | Хорватия | Высокий | 0,7162 | 0,7464 | 0,5974 | 0,8050 |
38 | -1 | Португалия | Высокий | 0,7144 | 0,7464 | 0,5838 | 0,8129 |
39 | +30 | Сербия | Высокий | 0,7131 | 0,8188 | 0,5434 | 0,7769 |
40 | +9 | Кувейт | Высокий | 0,7080 | 0,6522 | 0,7430 | 0,7287 |
41 | +5 | Аргентина | Высокий | 0,6978 | 0,7101 | 0,5031 | 0,8802 |
42 | -9 | Чили | Высокий | 0,6949 | 0,7754 | 0,4970 | 0,8124 |
43 | -9 | Греция | Высокий | 0,6910 | 0,5797 | 0,6032 | 0,8901 |
44 | -8 | Саудовская Аравия | Высокий | 0,6822 | 0,6739 | 0,5733 | 0,7995 |
45 | -14 | Латвия | Высокий | 0,6810 | 0,6087 | 0,5831 | 0,8512 |
46 | -7 | Венгрия | Высокий | 0,6745 | 0,6304 | 0,5615 | 0,8317 |
47 | -2 | Черногория | Высокий | 0,6733 | 0,6812 | 0,5221 | 0,8165 |
48 | -4 | Катар | Высокий | 0,6699 | 0,6739 | 0,6041 | 0,7317 |
49 | +6 | Беларусь | Высокий | 0,6625 | 0,4855 | 0,6304 | 0,8716 |
50 | +3 | Чешская Республика | Высокий | 0,6454 | 0,4783 | 0,5952 | 0,8627 |
51 | +6 | Бразилия | Высокий | 0,6377 | 0,7319 | 0,5025 | 0,6787 |
52 | +21 | Болгария | Высокий | 0,6376 | 0,5652 | 0,5602 | 0,7875 |
53 | +1 | Коста-Рика | Высокий | 0,6314 | 0,6377 | 0,5129 | 0,7436 |
54 | +5 | Барбадос | Высокий | 0,6310 | 0,4420 | 0,6397 | 0,8113 |
55 | -12 | Андорра | Высокий | 0,6302 | 0,5072 | 0,6855 | 0,6978 |
56 | +12 | Азербайджан | Высокий | 0,6274 | 0,6812 | 0,4852 | 0,7158 |
57 | -7 | Колумбия | Высокий | 0,6237 | 0,7899 | 0,3813 | 0,7000 |
58 | +18 | Маврикий | Высокий | 0,6231 | 0,7029 | 0,4596 | 0,7067 |
59 | +4 | Мексика | Высокий | 0,6195 | 0,8478 | 0,3114 | 0,6993 |
60 | -8 | Малайзия | Высокий | 0,6175 | 0,7174 | 0,4397 | 0,6953 |
61 | -5 | Грузия | Высокий | 0,6108 | 0,6377 | 0,4184 | 0,7763 |
62 | +25 | Украина | Высокий | 0,6076 | 0,5870 | 0,3968 | 0,8390 |
63 | +7 | Китай | Высокий | 0,6071 | 0,7681 | 0,3673 | 0,6860 |
64 | -6 | Кипр | Высокий | 0,6023 | 0,5362 | 0,4923 | 0,7782 |
65 | +1 | Молдова | Высокий | 0,5994 | 0,5942 | 0,4850 | 0,7191 |
66 | -18 | Оман | Высокий | 0,5962 | 0,5942 | 0,5147 | 0,6796 |
67 | -16 | Словакия | Высокий | 0,5915 | 0,4420 | 0,5504 | 0,7822 |
68 | +3 | Турция | Высокий | 0,5900 | 0,6014 | 0,3775 | 0,7910 |
69 | +27 | Македония | Высокий | 0,5885 | 0,6087 | 0,4693 | 0,6877 |
70 | +21 | Тринидад и Тобаго | Высокий | 0,5780 | 0,5290 | 0,4973 | 0,7077 |
71 | +24 | Филиппины | Высокий | 0,5765 | 0,6667 | 0,3791 | 0,6839 |
72 | +3 | Тунис | Высокий | 0,5682 | 0,7174 | 0,3476 | 0,6397 |
73 | +16 | Ливан | Высокий | 0,5646 | 0,5145 | 0,4911 | 0,6882 |
74 | +9 | Эквадор | Высокий | 0,5625 | 0,6304 | 0,3438 | 0,7134 |
75 | -11 | Румыния | Высокий | 0,5611 | 0,4565 | 0,4533 | 0,7736 |
76 | +17 | Южная Африка | Высокий | 0,5546 | 0,5580 | 0,3807 | 0,7253 |
77 | +25 | Таиланд | Высокий | 0,5522 | 0,5507 | 0,4117 | 0,6942 |
78 | -16 | Сан - Марино | Высокий | 0,5506 | 0,2391 | 0,6128 | 0,7999 |
79 | -5 | Шри Ланка | Высокий | 0,5445 | 0,6522 | 0,2445 | 0,7369 |
80 | +20 | Узбекистан | Высокий | 0,5434 | 0,6884 | 0,2463 | 0,6954 |
81 | -9 | Перу | Высокий | 0,5381 | 0,6304 | 0,2689 | 0,7151 |
82 | +2 | Албания | Высокий | 0,5331 | 0,5942 | 0,3530 | 0,6520 |
83 | +3 | Бруней-Даруссалам | Высокий | 0,5298 | 0,5072 | 0,3512 | 0,7310 |
84 | -19 | Монголия | Высокий | 0,5194 | 0,5145 | 0,2841 | 0,7597 |
85 | -3 | Марокко | Высокий | 0,5186 | 0,7391 | 0,3429 | 0,4737 |
86 | -5 | Сейшельские острова | Высокий | 0,5181 | 0,4058 | 0,4624 | 0,6861 |
87 | -26 | Армения | Высокий | 0,5179 | 0,4275 | 0,3922 | 0,7338 |
88 | -10 | Гренада | Высокий | 0,5168 | 0,3696 | 0,3988 | 0,7820 |
89 | +10 | Вьетнам | Высокий | 0,5143 | 0,5725 | 0,3715 | 0,5989 |
90 | -23 | Венесуэла | Высокий | 0,5128 | 0,4348 | 0,3540 | 0,7498 |
91 | -12 | Иордания | Высокий | 0,5123 | 0,4565 | 0,3458 | 0,7344 |
92 | +5 | Босния и Герцеговина | Высокий | 0,5118 | 0,4493 | 0,4047 | 0,6815 |
93 | -1 | Багамские о-ва | Высокий | 0,5108 | 0,4275 | 0,3842 | 0,7207 |
94 | -4 | Сент-Китс и Невис | Высокий | 0,5034 | 0,2826 | 0,5301 | 0,6976 |
95 | +27 | Парагвай | Средний | 0,4989 | 0,6014 | 0,2544 | 0,6409 |
96 | -11 | Фиджи | Средний | 0,4989 | 0,4130 | 0,3326 | 0,7509 |
97 | +4 | Киргизия | Средний | 0,4969 | 0,4275 | 0,3123 | 0,7508 |
98 | +9 | Доминиканская Республика | Средний | 0,4914 | 0,5072 | 0,2992 | 0,6676 |
99 | -22 | Панама | Средний | 0,4903 | 0,3333 | 0,4202 | 0,7175 |
100 | -40 | Антигуа и Барбуда | Средний | 0,4892 | 0,1812 | 0,5412 | 0,7453 |
101 | +2 | Боливия | Средний | 0,4821 | 0,4928 | 0,2532 | 0,7004 |
102 | +31 | Гватемала | Средний | 0,4790 | 0,6667 | 0,2358 | 0,5345 |
103 | +24 | Кабо-Верде | Средний | 0,4742 | 0,4565 | 0,3629 | 0,6031 |
104 | -16 | Сальвадор | Средний | 0,4718 | 0,4855 | 0,3265 | 0,6035 |
105 | -7 | Тонга | Средний | 0,4700 | 0,3696 | 0,2302 | 0,8102 |
106 | -1 | Иран | Средний | 0,4649 | 0,3333 | 0,3514 | 0,7101 |
107 | +11 | Индия | Средний | 0,4637 | 0,7464 | 0,1430 | 0,5019 |
108 | -28 | Египет | Средний | 0,4594 | 0,4710 | 0,3025 | 0,6048 |
109 | +1 | Доминика | Средний | 0,4577 | 0,3043 | 0,4305 | 0,6384 |
110 | +5 | Суринам | Средний | 0,4546 | 0,2971 | 0,4116 | 0,6551 |
111 | -3 | Палау | Средний | 0,4546 | 0,1087 | 0,3684 | 0,8867 |
112 | -3 | Ямайка | Средний | 0,4534 | 0,3551 | 0,3193 | 0,6859 |
113 | -1 | Ботсвана | Средний | 0,4531 | 0,2826 | 0,4215 | 0,6553 |
114 | -10 | Сент-Люсия | Средний | 0,4531 | 0,2754 | 0,4094 | 0,6744 |
115 | -2 | Сент-Винсент и Гренадины | Средний | 0,4494 | 0,2971 | 0,3756 | 0,6754 |
116 | -10 | Индонезия | Средний | 0,4478 | 0,3623 | 0,3016 | 0,6796 |
117 | -23 | Мальдивы | Средний | 0,4330 | 0,2319 | 0,4370 | 0,6301 |
118 | +3 | Ливия | Средний | 0,4322 | 0,1087 | 0,4291 | 0,7588 |
119 | 0 | Кения | Средний | 0,4186 | 0,5580 | 0,1808 | 0,5169 |
120 | +3 | Гана | Средний | 0,4181 | 0,4493 | 0,2594 | 0,5458 |
121 | -10 | Самоа | Средний | 0,4019 | 0,3406 | 0,1576 | 0,7076 |
122 | -2 | Белиз | Средний | 0,3825 | 0,3188 | 0,1834 | 0,6454 |
123 | +24 | Никарагуа | Средний | 0,3801 | 0,3841 | 0,2109 | 0,5454 |
124 | +24 | Бангладеш | Средний | 0,3799 | 0,6232 | 0,1193 | 0,3973 |
125 | -8 | Намибия | Средний | 0,3682 | 0,2826 | 0,2669 | 0,5551 |
126 | -2 | Гайана | Средний | 0,3651 | 0,2826 | 0,2432 | 0,5694 |
127 | -13 | Гондурас | Средний | 0,3611 | 0,3116 | 0,2008 | 0,5709 |
128 | +28 | Уганда | Средний | 0,3599 | 0,5000 | 0,1129 | 0,4668 |
129 | +2 | Габон | Средний | 0,3584 | 0,1522 | 0,3068 | 0,6162 |
130 | +16 | Танзания | Средний | 0,3533 | 0,5725 | 0.0900 | 0,3974 |
131 | -15 | Куба | Средний | 0,3522 | 0,1957 | 0,1103 | 0,7507 |
132 | +31 | Замбия | Средний | 0,3507 | 0,3696 | 0,1182 | 0,5643 |
133 | +10 | Бутан | Средний | 0,3506 | 0,3188 | 0,2192 | 0,5139 |
134 | -8 | Зимбабве | Средний | 0,3472 | 0,2609 | 0,2167 | 0,5641 |
135 | +30 | Непал | Средний | 0,3458 | 0,3986 | 0,1675 | 0,4714 |
136 | +2 | Свазиленд | Средний | 0,3412 | 0,2754 | 0,1601 | 0,5882 |
137 | -2 | Сирия | Средний | 0,3404 | 0,3261 | 0,2087 | 0,4864 |
138 | -13 | Руанда | Средний | 0,3390 | 0,4565 | 0,1084 | 0,4522 |
139 | -10 | Таджикистан | Средний | 0,3366 | 0,1232 | 0,1866 | 0,7001 |
140 | -12 | Туркменистан | Средний | 0,3337 | 0,0870 | 0,2559 | 0,6583 |
141 | -7 | Ирак | Средний | 0,3334 | 0,3551 | 0,1647 | 0,4803 |
142 | -2 | Ангола | Средний | 0,3311 | 0,3478 | 0,1441 | 0,5015 |
143 | -2 | Нигерия | Средний | 0,3291 | 0,4130 | 0,1958 | 0,3784 |
144 | +7 | Сенегал | Средний | 0,3250 | 0,3768 | 0,1958 | 0,4025 |
145 | -13 | Кирибати | Средний | 0,3122 | 0,2101 | 0,0665 | 0,6599 |
146 | -16 | Микронезия (Федеративные Штаты) | Средний | 0,3103 | 0,1449 | 0,1197 | 0,6663 |
147 | +15 | Того | Средний | 0,3096 | 0,3188 | 0,1044 | 0,5056 |
148 | +4 | Лаос | Средний | 0,3090 | 0,2826 | 0,1537 | 0,4907 |
149 | +10 | Вануату | Средний | 0,3078 | 0,1667 | 0,1684 | 0,5884 |
150 | -14 | Алжир | Средний | 0,2999 | 0,0652 | 0,1934 | 0,6412 |
151 | -14 | Тувалу | Средний | 0,2950 | 0,0217 | 0,1981 | 0,6651 |
152 | -7 | Науру | Средний | 0,2868 | 0,0942 | 0,2448 | 0,5214 |
153 | -4 | КНДР | Средний | 0,2801 | 0,0217 | 0,0363 | 0,7822 |
154 | -1 | Лесото | Средний | 0,2770 | 0,1377 | 0,1787 | 0,5147 |
155 | -11 | Камерун | Средний | 0,2759 | 0,2174 | 0,1310 | 0,4794 |
156 | -14 | Маршалловы острова | Средний | 0,2695 | 0,0290 | 0,0849 | 0,6947 |
157 | 0 | Эфиопия | Средний | 0,2666 | 0,5290 | 0,0495 | 0,2212 |
158 | -19 | Камбоджа | Средний | 0,2593 | 0,0507 | 0,2486 | 0,4785 |
159 | -1 | Пакистан | Средний | 0,2583 | 0,3261 | 0,1299 | 0,3190 |
160 | +1 | Восточный Тимор | Средний | 0,2582 | 0,2174 | 0,0728 | 0,4843 |
161 | -7 | Судан | Средний | 0,2539 | 0,2174 | 0,1861 | 0,3581 |
162 | -2 | Конго | Низкий | 0,2497 | 0,0435 | 0,1713 | 0,5344 |
163 | -8 | Мадагаскар | Низкий | 0,2416 | 0,2246 | 0,0514 | 0,4488 |
164 | +6 | Соломоновы острова | Низкий | 0,2406 | 0,1667 | 0,1150 | 0,4402 |
165 | +3 | Экваториальная Гвинея | Низкий | 0,2403 | 0,0797 | 0,1237 | 0,5174 |
166 | 0 | Малави | Низкий | 0,2398 | 0,2174 | 0,0485 | 0,4535 |
167 | 0 | Гамбия | Низкий | 0,2396 | 0,1957 | 0,1959 | 0,3274 |
168 | +1 | Сан-Томе и Принсипи | Низкий | 0,2390 | 0,0435 | 0,1547 | 0,5188 |
169 | +6 | Мьянма | Низкий | 0,2362 | 0,1594 | 0,0655 | 0,4837 |
170 | +9 | Либерия | Низкий | 0,2338 | 0,2391 | 0,1041 | 0,3581 |
171 | +2 | Афганистан | Низкий | 0,2313 | 0,3043 | 0,1066 | 0,2830 |
172 | -8 | Мозамбик | Низкий | 0,2305 | 0,2029 | 0,0993 | 0,3893 |
173 | -1 | Бурунди | Низкий | 0,2277 | 0,1522 | 0,0331 | 0,4979 |
174 | -24 | Йемен | Низкий | 0,2248 | 0,1449 | 0,1465 | 0,3829 |
175 | -4 | Берег Слоновой Кости | Низкий | 0,2185 | 0,1884 | 0,1711 | 0,2959 |
176 | +1 | Коморские острова | Низкий | 0,2155 | 0,0507 | 0,1073 | 0,4885 |
177 | +3 | Бенин | Низкий | 0,2039 | 0,1449 | 0,1471 | 0,3196 |
178 | -2 | Гаити | Низкий | 0,1931 | 0,1667 | 0,1004 | 0,3124 |
179 | +9 | Папуа - Новая Гвинея | Низкий | 0,1882 | 0,1667 | 0,0739 | 0,3240 |
180 | +3 | Демократическая Республика Конго | Низкий | 0,1876 | 0,0870 | 0,0788 | 0,3970 |
181 | +1 | Гвинея-Бисау | Низкий | 0,1818 | 0,1087 | 0,0828 | 0,3538 |
182 | -1 | Мали | Низкий | 0,1817 | 0,0942 | 0,2149 | 0,2358 |
183 | +2 | Южный Судан | Низкий | 0,1791 | 0,1232 | 0,0534 | 0,3607 |
184 | -10 | Мавритания | Низкий | 0,1734 | 0,0652 | 0,1536 | 0,3015 |
185 | -7 | Буркина-Фасо | Низкий | 0,1598 | 0,1884 | 0,1232 | 0,1677 |
186 | 0 | Сьерра-Леоне | Низкий | 0,1594 | 0,1159 | 0,1216 | 0,2407 |
187 | -3 | Джибути | Низкий | 0,1337 | 0,0217 | 0,0698 | 0,3095 |
188 | +1 | Чад | Низкий | 0,1256 | 0,1377 | 0,0476 | 0,1917 |
189 | +1 | Гвинея | Низкий | 0,1226 | 0,0870 | 0,0906 | 0,1903 |
190 | +2 | Эритрея | Низкий | 0,0902 | 0,0217 | 0,0000 | 0,2487 |
191 | -4 | Центрально-Африканская Республика | Низкий | 0,0789 | 0,0000 | 0,0381 | 0,1985 |
192 | -1 | Нигер | Низкий | 0,0593 | 0,0725 | 0,0557 | 0,0498 |
193 | 0 | Сомали | Низкий | 0,0270 | 0,0145 | 0,0665 | 0,0000 |
Среднее значение | 0.4922 | 0.4623 | 0.3711 | 0.6433 |
С полным текстом исследования ООН можно ознакомиться по ссылке.
Почему за взлетом России в рейтинге э-правительств ООН последовало падение?
По просьбе TAdviser положение России в рейтинге ООН прокомментировали эксперты Института развития информационного общества (ИРИО) Юрий Хохлов и Сергей Шапошник.
В опубликованном 29 июля 2016 года рейтинге стран по уровню развития электронного правительства, который раз в два года готовит ООН, Россия заняла 35 место, опустившись с 27 места, которое она занимала в предыдущем рейтинге 2014 года. Отметим, что на достаточно почетное 27 место Россия поднялась еще в 2012 году, резко улучшив свои показатели по сравнению с 2010 годом, когда она занимала 59 место.
Падение места в общем рейтинге, как и его рост в 2012 году, объективны, объяснимы и связаны с динамикой двух индексов – индекса телекоммуникаций и индекса онлайновых услуг, которые вместе с индексом человеческого капитала формируют с одинаковыми весами композитный индекс развития электронного правительства, на основе которого строится рейтинг ООН, считают Хохлов и Шапошник.
Индекс онлайновых услуг рассчитывается на основе результатов обследования официальных правительственных порталов и веб-сайтов, которое проводится при подготовке очередного рейтинга. Начиная с 2012 года можно было наблюдать стремительный рост места России по этому индексу: с 68 места в 2010 году она поднялась на 37-е в 2012 году и 27-е в 2014 году.
Быстрый прогресс на первом этапе был связан с переводом услуг в электронную форму, созданием единого портала государственных и муниципальных услуг, раскрытием информации о деятельности органов власти на официальных сайтах.
На втором этапе эта динамика была поддержана расширением числа государственных услуг в электронной форме и реализацией ряда инициатив в области взаимодействия с гражданами с использованием ИКТ, таких как «Российская общественная инициатива», публикация открытых данных, создание Единого портала для размещения информации о разработке органами власти проектов нормативных правовых актов и их общественного обсуждения, отмечают эксперты.
В 2014 году довольно существенно поменялась методика ООН для обследования официальных сайтов, в которую были введены и расширены критерии, связанные с современными тенденциями развития электронных правительств (многоканальность и мобильность, ориентация на пользователя, предоставление услуг по жизненным ситуациям, использование широкого круга инструментов по вовлечению граждан в процессы управления и др.).
Открытые данные и электронное участие граждан в управлении стали рассматриваться, по словам представителей ИРИО, как важная часть услуг электронного правительства (которые у нас традиционно понимаются более узко - как использование ИКТ для предоставления государственных и муниципальных услуг).
В результате, в рейтинге 2014 года Россия по последним двум из четырех стадий развития онлайновых сервисов (начальные и продвинутые информационные сервисы, транзакционные и сетевые/интеграционные сервисы) набрала 51% и 35% от максимально возможной оценки. Этого хватило, чтобы в 2014 году еще вырасти в рейтинге (тогда указанные выше тенденции были внове для большинства государств), но в последующие два года по новым параметрам в России существенных подвижек не произошло, ее стали обгонять другие страны и в результате в 2016 году страна опустилась с 27 на 38 место по индексу онлайновых услуг.
В последние годы страны-лидеры начали полномасштабное внедрение технологий электронного правительства нового поколения – цифрового правительства, объясняют эксперты. Не случайно первое место в рейтинге ООН заняла Великобритания, ставшая пионером внедрения цифровых государственных услуг, а первую десятку рейтинга составляют страны, принявшие и реализующие проекты цифровой трансформации своих систем государственного управления. Возможности, которые открывают технологии цифрового правительства для Российской Федерации, недавно были представлены в аналитическом докладе «Цифровое правительство 2020: Перспективы для России», подготовленного Всемирным банком совместно с Институтом развития информационного общества[2].
Справедливости ради следует сказать, что в разрабатываемом в 2016 году Минкомсвязи Системном проекте электронного правительства и в других документах предусмотрены мероприятия по указанным выше новым направлениям развития электронного правительства, но задержка в их реализации, отчасти связанная с трудностями финансирования, обусловила потерю позиций в этой составляющей рейтинга ООН.
Аналогичная динамика наблюдается в индексе телекоммуникационной инфраструктуры, который рассчитывается на основе 5 показателей, собираемых Международным союзом электросвязи (проникновение интернета, стационарной и мобильной телефонной связи, фиксированного и беспроводного ШПД). Высокие темпы роста в 2008-2010 годах телекоммуникационных показателей, прежде всего проникновения интернета, позволили России подняться по индексу телекоммуникационной инфраструктуры с 63 места в докладе 2010 году на 30-е в 2012.
В последующие годы в России темпы роста показателей телекоммуникационной инфраструктуры снизились и они уже не обеспечивают дальнейшего продвижения в рейтинге, ее стали обгонять другие страны - по соответствующему компоненту индекса ООН Россия опустилась с 30-го места в 2012 году на 33-е место в рейтинге 2014 года и на 38-е в 2016 году, что также определило снижение места в общем рейтинге.
Снижение темпов роста телекоммуникационных показателей отчасти связаны с общей экономической ситуацией, а отчасти – с задержкой в реализации мер по снижению цифрового разрыва в России (универсальная услуга связи по доступу к ШПД в населенных пунктах с числом жителей 250 и выше была введена только в 2014 году, есть задержки в реализации этой и других мер), резюмируют Хохлов и Шапошник. Некоторый вклад в снижение места внесло и изменение методики измерения числа абонентов сотовой связи – в последние годы России стала, в соответствии с методикой МСЭ, учитывать только активных абонентов, что снизило значение этого показателя.
2014: Корея лидер, Россия на 27 месте
Согласно данным рейтинга ООН за 2014 год, лидером является Корея, на втором месте оказалась Австралия, на третьем - Сингапур.
Россия расположилась на 27 месте (позиция не изменилась относительно результатов 2012 года).
При этом еще в 2008 году президент Владимир Путин ставил перед правительством задачу войти в число двадцати ведущих стран мира к 2015 году (в стратегии развития информационного общества, которую он подписал в феврале 2008 году).
По итогам 2014 года Россия оставила позади такие европейские страны как Латвия, Литва и Швейцария. Казахстан расположился на 28 месте.
2013: Минкомсвязи предпринимает усилия для повышения позиции России в рейтинге
В апреле 2013 года Минкомсвязи разработало[3] комплекс мер по модернизации порталов Правительства и пяти министерств, на которые обращают внимание составители рейтинга электронного правительства ООН. Реализовать эти меры чиновники должны будут максимально оперативно, так как аналитики ООН вот-вот приступят к мониторингу сайтов.
2012: Россия взлетает с 59 до 27 места
Согласно данным индекса 2012 года, Россия входила в третью десятку стран заняв 27-е место (из 190) против 59-го места в предыдущем исследовании. Россия в рейтинге 2012 находилась между Монако и ОАЭ. Первую пятерку рейтинга 2012 занимали: Корея, Нидерланды, Великобритания, Дания и США. Интересно, что резкое продвижение России вперед по ключевым показателям исследователи отмечают в период с 2010 по 2012 годы:
Среди стран Восточной Европы Россия занимала первое место в 2012 году:
Полная версия рейтинга 2012 на веб-сайте
См. также