2023/08/07 17:35:23

Стратегия цифровой трансформации РЖД

Основные статьи:

Содержание

2023

Путин назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта

6 июля 2023 года президент РФ Владимир Путин во время поздравления работников железнодорожной отрасли с профессиональным праздником назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта.

«
Ведется разработка новейших отечественных высокоскоростных локомотивов и поездов, что станет еще одним шагом к укреплению нашей технологической независимости. В приоритетах дальнейшая цифровизация сервисов и услуг, внедрение передовых технических и логистических решений. Будет обновляться, становиться современнее и облик вокзалов в российских городах, которыми ежедневно пользуются миллионы людей, – отметил глава государства.
»

Владимир Путин и глава РЖД Владимир Белозеров (справа). Фото 2019 г.

К августу 2023 года РЖД продолжают реализацию стратегии цифровой трансформации. Обновленный документ был утвержден советом директором компании в конце мая 2023 года, он ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов РЖД, в том числе востребованных на экспортных рынках.

В рамках цифровизации РЖД до конца 2023 года клиенты компании получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг «Грузовой экспресс» и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

К середине 2023 года в электронном виде им доступно большинство услуг компании. В результате 74% билетов граждане оформляют онлайн через портал и мобильное приложение РЖД. Планируется, что к началу 2024 года будет организовано взаимодействие пассажиров со всеми перевозчиками в режиме единого окна. В 2025 году гражданам будет предоставлен интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений, заявили в РЖД.[1]

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT - о новой стратегии цифровой трансформации РЖД

Выступивший на TAdviser SummIT 2023 заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин рассказал, что на совете директоров компании принята новая Стратегия цифровой трансформации — первая версия стратегии была принята в 2019 году. Он подчеркнул, что ключевые принципы Стратегии 2023 остались неизменными:

  • повышение эффективности деятельности компании с помощью цифровых технологий;
  • в основе стратегии лежит триада: процессы, культура, технологии;
  • обеспечение технологического суверенитета компании;
  • синхронизация с государственными и отраслевыми задачами;
  • достижение конкретных, измеряемых результатов: в Стратегии 2023 заложены 73 показателя для измерения прогресса по разным направлениям.

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT 2023, фото TAdviser

Евгений Чаркин рассказал, что в ИТ-ландшафте РЖД работают семь цифровых платформ, поддерживающих каждое ключевое направление бизнеса: мультимодальные грузовые перевозки, пассажирские перевозки, транспортно-логистические узлы, непроизводственные процессы, тяговый подвижной состав, оператор линейной инфраструктуры, управление перевозочным процессом. В качестве одного из итогов цифровизации он отметил, что 74% билетов дальнего следования сегодня продаются в электронном виде (в 2021-м — 68%) , 88% перевозчиков взаимодействует с РЖД в электронном виде.

Коротко остановился докладчик и на некоторых отличиях Стратегии 2023 в сравнении со Стратегией 2019. В частности, были усилены разделы по информационной безопасности, импортозамещению и направление по работе с рисками.

Image:2023-06-02_16-03-04.png

Евгений Чаркин подчеркнул системообразующее значение обеспечения технологического суверенитета для устойчивого развития компании. РЖД, несмотря на уход западных вендоров, не прерывала оказание ИТ-сервисов и не снижала качества оказания услуг, напомнил он. И далее подвел текущие итоги работы по обеспечению технологического суверенитета, обозначил перспективы работы в этом направлении:

  • в 2019-2022 годах осуществлен 100% переход на отечественное ПО по 8-ми классам информационной безопасности;
  • на 2023-й намечен переход на отечественные средства управления событиями ИБ;
  • в 2024-м будут импортозамещены средства резервного копирования, все значимые объекты КИИ будут переведены на отечественное ПО.

С целью импортозамещения закуплены 15 тыс. АРМ на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус», 22 тыс. лицензий отечественных ОС, приобретена безлимитная лицензия на российскую СУБД.

Image:2023-06-02_16-04-25.png

Озвучил спикер и планы компании по развитию отечественного рынка в трех аспектах:

  • регистрация информационных систем РЖД в Едином Реестре: 88 ИС зарегистрировано по итогам 2022 года, 190 запланировано на 2023 год и 259 — на 2024-й;
  • доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ/услуг: 64% — по итогам 2022 года, 78% запланировано на 2023 год, 94% — на 2024-й;
  • доля расходов на российскую радиоэлектронную продукцию: 29% — по итогам 2022 года, 45% запланировано на 2023 год, 78% — на следующий.

2023-06-02_16-03-41.png

В завершение Евгений Чаркин остановился на разных векторах влияния цифровой трансформации РЖД на экономику страны (государство, пассажиры, грузоотправители, операторы и перевозчики), перечислил внешние и внутренние факторы, осложнившие работу над Стратегией 2023. В числе внешних факторов он назвал интенсивный рост цен на отечественное ПО и связанные с ним услуги, отсутствие радиоэлектронной продукции российского производства, отсутствие единой методологии распределения затрат на ИКТ. На первом месте в ряду внутренних осложняющих работу факторов представитель руководства РЖД поставил сложности в синхронизации показателей цифровой трансформации РЖД с показателями, установленными государством.

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT 2023, фото TAdviser
«
Чтобы чем-либо управлять, надо это измерять, — напомнил Евгений Чаркин. — Начиная с 2019 года, когда в РЖД была принята первая версия Стратегии цифровой трансформации, каждый год выполнялись замеры уровня цифровой зрелости компании. Оценка производится по методике собственной разработки. В прошлом году в замерах участвовали 1300 человек, общий показатель по итогам 2022 года — 3.95, в 2019 был 2.76, так что прогресс очевиден.
»

TAdviser SummIT состоялся 30 мая 2023 года в Москве и собрал более 1000 участников. С докладами выступили заместитель руководителя Федерального Казначейства Александр Албычев, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, вице-президент по ИТ ЕвразХолдинг Артем Натрусов и многие другие. В панельном интервью на вопросы организаторов и гостей саммита ответил заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин.

2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин - о приоритетах РЖД в области «цифры»

Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT

За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.

Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.

Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT

Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.

При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.

Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.

Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.

Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT

Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.

Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.

И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.

Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.

Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT

Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.

«
То, что мы создаём на базе РЖД, обкатываем, и что приносит эффект в РЖД, совершенно точно имеет смысл выводить в формат рыночных продуктов. Это то, чем мы занимаемся, и уже есть несколько успешных примеров, - говорит Евгений Чаркин.
»

Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT

В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.

Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.

Фотогалерея саммита


О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.

2021

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

2019

CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT

Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT

В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.

Слайд из презентации Евгения Чаркина
«
Важнейший элемент платформенного подхода – это возможность создавать новые сервисы, заложенная в платформенной архитектуре, пояснил Евгений Чаркин. - На базе наших цифровых платформ в дальнейшем будут создаваться отраслевые решения любой сложности.
»

Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.

Слайд из презентации Евгения Чаркина

В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.

CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.

«
Сегодня у нас показатель посещаемости сайта – миллион человек в месяц. Мы ставим задачу обеспечить максимально таргетированное предложение для каждого, - подчеркнул ИТ-директор РЖД. - Для этих целей развиваем блок технологий аналитической обработки больших данных.
»

В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.

Слайд из презентации Евгения Чаркина

Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.

Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).

«
Цель – совместно с технологиями интернета вещей создавать цифровых двойников объектов, которые позволят, в частности, резко повысить эффективность ремонтных работ, - поясняет Чаркин.
»

Слайд из презентации Евгения Чаркина

ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.

«
За любой трансформацией обязательно стоит изменение процессов, - говорит Евгений Чаркин. - Поэтому первый принцип реализации стратегии – реорганизация бизнес-процессов.
»

Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.

Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.

«
Человеку не свойственно выходить из зоны комфорта. А как заставить это огромное количество людей работать по-новому? Для этого совместно с HR-департаментом разработана специальная программа, - рассказывает Евгений Чаркин.
»

Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.

Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.

Слайд из презентации Евгения Чаркина

Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.

«
Поставленные планы мы, несомненно, выполним. Для этого, в частности, в стратегии цифровизации четко прописаны не только цели, но и параметры KPI трансформации. Однако необходимо поддерживать качественные взаимодействия государства и крупной инфраструктурной компании, - отметил Евгений Чаркин.
»

Слайд из презентации Евгения Чаркина

По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации

28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.

РЖД приступает к цифровой трансформации

Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.

По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:

  • мультимодальных пассажирских перевозок,
  • мультимодальных грузовых перевозок,
  • транспортно-логистических узлов,
  • оператора линейной инфраструктуры,
  • логистического оператора электронной коммерции,
  • управления перевозочным процессом,
  • тягового подвижного состава
  • непроизводственных процессов.

Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.

Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).

2016

Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии

Комплексный научно-технический проект "Цифровая железная дорога"

Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий

Задачи:

  • сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
  • уменьшение бумажного документооборота
  • повышение надёжности и безопасности движения
  • сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
  • снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
  • развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров

Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий

Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:

  • Инновационная мобильность
  • CRM
  • Мобильные сервисы для инвалидов
  • Единое информационное пространство для пассажира
  • Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
  • Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам

Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:

  • Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
  • Оформление перевозочных документов в электронном виде
  • Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
  • Доверенная среда локомотивного хозяйства
  • Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
  • Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност

Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации - одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:

  • Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
  • Актуализация нормативной базы
  • Создание новой корпоративной культуры
  • Развитие кадрового потенциала Компании
  • Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.

ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:

  • Практическое освоение новых цифровых технологий
  • Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
  • Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
  • Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
  • Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки

Технологии цифровой железной дороги

Основные технологии:

Перспективные технологии:

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

Аналитика ТТК по пассажиропотокам

Перспективные проекты ТТК и РЖД

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки

В РЖД не доверили "Ай-Теко" и "Бостон консалтинг" писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

«
Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. - Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке.
»

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД - разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент - реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие - замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

Примечания