Генеральный партнер обзора:
|
Российский рынок технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) еще молод. В оценках его объема и темпов роста аналитики расходятся. Не берутся их оценивать и сами участники рынка. Оно и понятно, коррективы в прогнозы, сделанные до марта 2019 года, внесла пандемия COVID-19: ее «волны», сменявшие друг друга, были слишком зыбкими для строительства планов на будущее. Тем не менее, отсутствие свежих аналитических данных о состоянии рынка AR/VR в России, не мешает российским игрокам развивать программные платформы и решения, заниматься просвещением заказчиков из разных отраслей и реализовывать проекты в этой сфере. Метавселенная ВДНХ
О том, каким был для рынка VR и AR 2021 год в России, что его участники ждут от будущего и на какую поддержку со стороны государства они рассчитывают, пойдет речь в этом обзоре TAdviser.
Последние открытые данные об исследовании российского рынка виртуальной и дополненной реальности датируются февралем 2021 года, когда компании Huawei и «ТМТ-Консалтинг» объявили о том, что российский рынок AR/VR за 2020 год вырос на 16% и составил 1,4 млрд рублей и что в перспективе до 2025 года его объем будет ежегодно прирастать на 37% и достигнет 7 млрд рублей.
Годом ранее свой прогноз показателя среднегодового прироста этого рынка в нашей стране сделал Аналитический Центр при правительстве РФ. По его данным, рынок AR/VR будет расти на 31% в год и к 2022 году его объем может составить от 9,2 млрд. руб. до 18,7 млрд. руб. Прогнозы существенно отличаются в денежном выражении, зато почти совпадают в оценках показателя CAGR. Это позволяет сделать вывод о примерных темпах роста рынка AR/VR на уровне 30-35% в год.
Другую оценку темпов роста, правда, без ссылок на источник, приводит Сергей Дзаварян, директор по развитию бизнеса Innovative People. Все вместе технологии AR, VR и MR (технология смешанной реальности) объединяются в один большой «пирог» - XR, (Extended Reality, расширенная реальность). И за 2021 год этот рынок вырос в России более чем в 2 раза: его объем достиг 3 млрд рублей. Эксперт отмечает, что именно в этот период многие компании от разговоров и интереса к подобным технологиям перешли к практической реализации AR/VR-проектов.
Какие драйверы роста в 2021 году отмечают сами участники рынка: системные интеграторы, разработчики и провайдеры программных платформ, AV/VR решений, 3D-контента?
Пандемия, а точнее требование перевести часть сотрудников на удаленную работу, вызвали всплеск интереса российских крупных и средних компаний к инструментам цифровизации бизнеса и его цифровой трансформации, в том числе платформам и решениям, основанным на технологиях виртуальной и дополненной реальности. По словам Игоря Гулянского, основателя продукта «ИКСАР» и директора по инновациям АО «Инлайн Груп», такие заказчики в 2021 году живо интересовались «цифровыми операциями» с использованием AR-очков для сценариев обходов оборудования, проведения инспекций и контроля качества, сборочных операций.
Вместе с тем, пандемия коронавируса не остановила развитие технологий дополненной реальности и виртуальной реальности в России, считает Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab. Наоборот, технологии AR заинтересовали многие компании возможностью эффективного дистанционного взаимодействия предприятий и служб сервиса, к примеру, в случае невозможности планового выезда сервисного инженера из-за ограничений, связанных с COVID-19. Похожая ситуация наблюдалась и с технологией VR: возросла актуальность подготовки специалистов на цифровых виртуальных тренажерах.
Что касается розничной торговли, то в этой сфере рынок технологий виртуальной реальности развивался в 2021 году намного активнее, чем в 2020-м, констатирует Иван Геннадьевич Рак, генеральный директор Ceramic 3D.
Активная прививочная кампания и снижение напряжения из-за страха заразиться позволили большинству людей вернуться к привычному образу жизни. Как результат, решения VR, которые используются в розничных торговых точках, вновь стали актуальны и востребованы, – поясняет он. |
В 2021 году рынок AR/VR в России стабильно развивался, прежде всего, за счет увеличения корпоративных закупок аппаратных устройств для тиражирования внедрения подобных решений и развития B2B-сегмента рынка, отмечает Олег Маковельский, технический директор по IoT и AR, компании «Моделирование и цифровые двойники». По его мнению, массового проникновения обеих технологий в различные отрасли экономики пока не наблюдается.
Технологии XR в мире стали шире использоваться людьми в качестве замены очных покупок, встреч с друзьями, посещений театров и путешествий. Это привело к росту спроса на все типы XR-контента, который, как ожидают аналитики eMarketer, приведет к увеличению числа пользователей, как минимум до 2023 года.
Одновременно технологии дополненной реальности во всем мире стали чаще применяться в автомобилестроении, в розничной торговле, в здравоохранении и образовании.
В минувшем году мы видели растущую базу для оценки экономического эффекта от использования XR-технологий у всё большего числа компаний. Например, крупный производитель микроэлектроники оценил ROI в 172% за три года и отдачу от инвестиций в течение 6 месяцев, – заметил Игорь Гулянский («Инлайн Груп»). |
При этом на протяжении года сами технологии не останавливалась в развитии: эволюционировали AR-приложения для мобильных устройств, улучшалась навигация в помещениях и на улице, совершенствовалась голосовая поддержка. Более доступными стали и AR-очки. К тому же, ведущие производители таких устройств вывели на рынок новые модели.
Еще один глобальный тренд – это запрос корпоративных клиентов на создание облачной AR/VR-платформы, где каждый пользователь может создать свой проект, используя готовые наработки.
Основная задача здесь – сделать нечто похожее в AR/VR, что сделал WIX в индустрии создания сайтов, – поясняет Сергей Дзаварян (Innovative People). |
Компании из разных индустрий хотят получить инструментарий для развития AR/VR-решений. Также клиенты заинтересованы в программах для редактирования, адаптации и развития AR/VR продуктов, поддерживает его Дмитрий Кириллов (Modum Lab).
В нашей стране за 2021 год обозначился тренд перехода от стадии знакомства с AR/VR технологиями, изучения их возможностей и потенциала к стадии их внедрения в операционную деятельность компаний.
Движение по этому пути уже начали многие крупные российские корпорации. Как отмечает И. Гулянский («Инлайн Групп»), этот тренд стал заметен благодаря смене поколений пользовательских AR-устройств.
Новые модели AR-очков стали более производительными, доработаны конструктивные особенности, влияющие на длительное использование в промышленных условиях, – подчеркивает он. |
В исследовании российского рынка AR/VR компаниями Huawei и «ТМТ-Консалтинг», о котором упоминалось выше, отмечалось, что в 2020 году основной спрос на решения в этой области формировался коммерческими организациями. На долю приходится 70% рынка.
В 2021 году этот тренд никуда не делся. Промышленные предприятия, входящие в состав госкорпораций «Росатом», «Русгидро», «Газпром нефть», в рамках стратегий цифровизации технологических процессов внедряли технологии виртуальной и дополненной реальности.
Большое количество таких внедрений были связаны с обучением персонала и навигацией по технологическим процессам. По словам Сергея Дзаваряна (Innovative People), это связано с тем, что многие предприятия, в особенности в регионах, испытывают сегодня потребность в квалифицированных кадрах рабочих специальностей: электриках, электромонтажниках, слесарях и т.д. Преодолеть этот дефицит помогают AR-технологии. Они делают сложные операции выполнимыми даже для не очень опытных работников.
С помощью AR вы можете поддержать пошаговую навигацию сотрудников на каждом этапе технологического процесса и осуществлять его контроль, – поясняет эксперт. |
Еще один ставший востребованным в 2021 году сценарий назвал Олег Маковельский. Это решение «удаленный эксперт» для взаимодействия разъездного персонала с инженерным центром для решения вопросов эксплуатации и сервисного обслуживания оборудования на объектах.
В сфере торговли стройматериалами и оказания услуг по дизайну интерьеров в 2021 год запомнился повышением цен, в среднем, на 30% и выдвижением более строгих требований к обслуживанию со стороны покупателей. Как показал опыт компании Ceramic 3D, разработчика ПО для дизайнеров интерьеров, использование VR-технологий помогало магазинам и дизайнерам выделяться из ряда конкурентов.
В этом случае WOW-эффект и возможность эффективно снимать возражения покупателей — мощный инструмент для продаж, способный, в частности, довести конверсию из интерьерных проектов в заказы до 100% и увеличить средний чек магазина товаров для ремонта до 3 раз, – отмечает Иван Рак, генеральный директор Ceramic 3D. |
В 2021 году увеличилось количество сценариев использования технологий дополненной реальности и расширенной реальности и, соответственно, отраслей, в которых они используются. Так, возможностями AR и VR технологий заинтересовались компании агропромышленного комплекса. Помимо понятных уже AR-сервисов, обеспечивающих дистанционное обслуживание и ремонт сложной сельскохозяйственной техники, у них есть потребность в телеветеринании, агроскаутинге (независимом контроле состояния развития культур). Также с помощью технологий дополненной реальности можно улучшить уход за поголовьем.
Другой перспективной сферой Игорь Гулянский называет дистанционное управление строительной техникой с пространственным обзором.
Этот сценарий открывает новые возможности для практически круглосуточной работы техники, управлением которой занимаются специалисты из разных регионов и часовых поясов, – поясняет он. |
В 2021 году появился такой сценарий, как возможность удаленной виртуальной приемки сложного наукоемкого изделия и его виртуальной пуско-наладки, что серьезно сокращает затраты на сопровождение жизненного цикла изделия на этапе его ввода в эксплуатацию, рассказал Олег Маковельский.
Несмотря на сходства: сосуществование под «зонтичным» термином XR, интерактивность, ориентацию на визуальное восприятие, необходимость использования специальных устройств (очков, шлемов и гарнитур), а также сценарии и сферы применения, AR и VR – разные технологии.
На первых порах технологии виртуальной реальности опережали по количеству проданных пользовательских устройств технологии реальности дополненной. Особенно это заметно в игровой индустрии. Так, в конце ноября 2019 года международная аналитическая компания прогнозировала, что по его итогам продажи VR-гарнитур достигнут около 7 млн единиц, а AR-гарнитур вырастут примерно до 600 тысяч. Такой разрыв позволяет сделать вывод о большей популярности технологии виртуальной реальности среди частных пользователей, которым VR-очки и VR-шлемы позволяют приобрести уникальный опыт погружения в цифровую среду и взаимодействия с находящимися в ней предметами и людьми.
Вместе с тем хорошие результаты технологии виртуальной реальности показывают и в других сферах жизни. По данным компании VR Concept, у учащихся VR-класса на 90% повышается запоминаемость и в 10 раз возрастает скорость усвоения материала.
В начале 2021 года торговая сеть «Перекресток» и компания Modum Lab реализовали совместный проект по внедрению системы диалоговых симуляций с целью создания тренажеров на базе программы Modum DS для обучения сотрудников на ПК, в мобильном приложении или для более полного погружения – с помощью VR-очков.
Год спустя специалисты направления цифрового обучения «Перекрестка» пришли к выводу, что VR-технологии эффективны для обучения персонала предприятий розничной торговли. Регулярные тренировки персонала по дополнительным продажам и клиентскому сервису в шлемах виртуальной реальности на VR-тренажере от Modum Lab в течение 12 месяцев обеспечили «Перекрестку» (около 1000 магазинов, в которых более 40 тыс. сотрудников) рост продаж в шести продуктовых зонах более чем на 3%.
В DIY-сетях VR-технологии давно стали стандартом демонстрации возможностей дизайна интерьера и их примеру стараются следовать магазины поменьше и студии дизайна, констатирует Иван Геннадьевич Рак (Ceramic 3D). Решения этой компании на сегодняшний день используют Leroy Merlin, Апельсин, ДОМ, Петрович, ЛЕО, Керамир, Пиастрелла, Империя Керамики, Estet Ceramika и некоторые другие ритейлеры.
Покупатели отделочных материалов и потребители дизайн-услуг ищут интерьер мечты, а технологии виртуальной реальности наглядно показывают все доступные варианты и дают возможность убедиться в правильности своего выбора, – говорит он. |
Тем не менее, у технологии виртуальной реальности даже к концу 2021 года было существенное ограничение – все еще высокая стоимость VR-гарнитур.
Технологии AR для промышленных предприятий, с которыми мы стремимся работать, более приемлемы, – говорит Сергей Дзаварян (Innovative People). |
Эта компания одной из первых увидела в технологии дополненной реальности альтернативу дорогим VR-тренажерам, стоимость которых отпугивала заказчиков, и предложила рынку основанный на AR инструмент для навигации сотрудников в бизнес-процессе и контроля их действий.
В отличие от технологии виртуальной реальности, требующей использования VR-очков или гарнитур, возможностями реальности дополненной, помимо AR-очков, можно пользоваться и на других «умных» устройствах – смартфонах и планшетах. Благодаря этому проекты по ее внедрению для большого количества пользователей обходятся заказчику дешевле.
Большая часть проектов по внедрению решений дополненной реальности в промышленность реализованы на программной AR-платформе «ИКСАР» (XR) от «Инлайн Груп». Эта единая платформа служит для создания произвольных сценариев выполнения разного рода процессов на серверной части с автоматической конфигурацией Android-приложения для мобильных устройств или «умных» очков.
Российские компании понимают, что повышение производительности труда работника, снижение сроков протекания процессов, повышение уровня прослеживаемости «полевых» работ и снижение непрофильной нагрузки – это то, что может решаться с помощью AR-устройств и технологий, принося существенный экономический эффект, – объясняет востребованность платформы «Иксар» крупными промышленными предприятиями Игорь Гулянский. |
Крупные корпорации оценили способности технологий дополненной реальности и виртуальной реальности сократить затраты на обслуживание оборудования, уменьшить количество ошибок персонала и длительность простоев. Вот почему в 2021 году было реализовано несколько довольно интересных проектов. Различаясь между собой по масштабам и статусу (опытной эксплуатации или коммерческой), эти проекты стали шагом вперед к росту проникновения AR/VR в российские производственные и добывающие компании и к их цифровой трансформации.
«Инлайн Груп» реализовала в 2021 году несколько AR-проектов, получивших высокую оценку профессионалов соответствующих отраслей. Так, проект «Дистанционное выполнение шеф-монтажных работ с использованием дополненной реальности», реализованный в ПАО «Газпром нефть», стал лауреатом премии лучших решений с использованием технологий виртуальной и дополненной реальностей в рамках VII Федерального ИТ-форума нефтегазовой отрасли России. Проект «Система обслуживания лесозаготовительной техники» в ООО «Приангарский ЛПК» победил в номинации «Лучший корпоративный пилот» в рамках престижной премии Russian Business Awards 2022. А проект «Система визуальной инспекции состояния оборудования и компонентов», выполненный в интересах ПАО «Машиностроительный завод», стал первым промышленным внедрением «умных» очков (AR) в атомной отрасли.
«Газпром нефть» стала заказчиком проекта по использованию технологий дополненной реальности для дистанционного контроля шеф-монтажных работ неслучайно. По мнению Олега Маковельского («Кадфем Си-Ай-Эс»), в нашей стране AR-технологии активно развивают компании нефтегазового сектора, поскольку у них есть финансирование для внедрения инноваций.
В качестве успешных примера он привел компанию «СИБУР», предложившую услугу «Удаленный эксперт AR» и компанию «Славнефть-Мегион-нефтегаз», реализовавшую пилотный проект по созданию информационной системы контроля оборудования и эффективности персонала. Помимо того, в компании «Роснефть» тоже экспериментируют с AR/VR для проектов строительства подземных трубопроводов на Дальнем Востоке.
Компания «Кадфем Си-Ай-Эс» в 2021 году вывела на российский рынок программный продукт ServiceVizor, содержащий в себе решение AR для работы с цифровыми двойниками промышленных устройств и взаимодействия с интерактивными техническими руководствами в режиме дополненной реальности, – констатирует О. Маковельский. |
Компания Modum Lab совместно с ПАО «РусГидро» на протяжении двух лет разрабатывали VR-тренажер по обучению оперативного персонала. «Перед нами стояла амбициозная цель – воссоздать гидроэлектростанцию в виртуальной реальности. Такой уровень проработки и детализации ГЭС не имеет аналогов в России. За прототип были взяты Саяно-Шушенская ГЭС и Воткинская ГЭС», – рассказывает Дмитрий Кириллов. По его словам, в тренажёре есть специальный конструктор, с помощью которого заказчик может самостоятельно добавлять новые сценарии и аварийные ситуации для обучения сотрудников. Сейчас проект находится в опытной эксплуатации.
Есть проект в энергетике и у компании Innovative People. Его цель – минимизировать риски перебоев в работе энергетического объекта и возникновения ЧП за счет существенного снижения человеческого фактора во время проведения работ и предоставить возможность нанимать специалистов без большого опыта, что чрезвычайно важно для многих регионов.
Не называя заказчика, Сергей Дзаварян рассказал, что сотрудники электростанции при работе в электроустановках надевают шлем смешанной реальности (MR) со встроенными средствами видео- и аудиосвязи. На мини-монитор линз каждого шлема выводится пошаговая инструкция с подсветкой нужных переключателей. В режиме реального времени все их операции видит и контролирует удаленный диспетчер, который может общаться с электромонтажником и при необходимости корректировать его действия. Такие решения позволяют иметь возможность нанимать специалистов без большого опыта, что чрезвычайно важно для многих регионов.
«В будущем мы шагнем еще дальше. Набрав достаточное количество датасетов на текущих проектах, можно будет с помощью компьютерного зрения и машинного обучения разработать детекторы, которые будут сами в режиме реального времени распознавать нарушения проводимых сотрудниками работ», – заявляет эксперт.
Окончив год, в целом, на мажорной ноте, игроки рынков AR/VR имели намеченные планы на следующий. Однако санкции, объявленные против России коллективным западом и ограничивающие поставки высокотехнологичной продукции в нашу страну, внесли коррективы в стратегии развития. Какое влияние окажут они на развитие рынка технологий виртуальной и дополненной реальности?
В лучшем положении оказались компании, работающие на открытом программном обеспечении, включенном в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, например, «Инлайн Груп».
Мы продолжаем проекты внедрения решений на базе «ИКСАР», несмотря на последние ограничения, – поясняет Игорь Гулянский. |
Платформа «ИКСАР» отвечает всем требованиям регуляторов (с учетом последних значимых изменений, требований и критериев к ПО), поэтому с лета 2021 года находится в Едином реестре… А кроме того, наряду с очками дополненной реальности она поддерживает работу на мобильных устройствах: смартфонах и планшетах.
Также не беспокоятся из-за введенных санкций в компании Ceramic 3D, ведь, как утверждает Иван Рак, деятельность российских разработчиков программной части VR-решений не зависит от импорта.
Другое дело - импорт мультимедиа-оборудования из Европы и Америки. Сейчас отрасль возлагает большие надежды на китайский рынок, а также на скорость разработки оборудования российскими производителями. |
Однако компаний, подобных «Инлайн Груп» и Ceramic 3D, создающих российские софтверные решения, мало. Большинство программ для AR/VR-проектов разрабатывается на основе зарубежных 3D-движков. Не запущено в серию производство отечественных VR-шлемов, хотя такие разработки в России уже имеются. Помимо этого, сектор технологий дополненной реальности и виртуальной реальности сильно зависит от поставок компьютерной техники и видеокарт, так как полноценный VR требует хороших графических станций для работы с промышленными задачами, отмечает Денис Захаркин, (VR Concep).
С тем, что отечественный рынок AR/VR очень зависит от импорта, согласны представители всех остальных компаний-участниц нашего обзора. Колебания курса рубля по отношению к доллару и евро, логистические проблемы, а также ограничение доступа к ряду западных технологий, замедлят темпы роста индустрии в нашей стране по сравнению с последними 2-3 годами, ожидает Сергей Дзаварян. Впрочем, в компании Innovative People уже нашли выход из создавшегося положения.
Мы наладили контакты с индийскими и китайскими коллегами по цеху, чьи решения в части «железа» могут стать частичной альтернативой западным аналогам, - говорит он. |
В долгосрочной перспективе такое сотрудничество может привести к снижению стоимости AR/VR-проектов для заказчиков, так как аналоги китайских и индийских производителей дешевле, чем у западных производителей.
VR-устройства Oculus после ограничения работы Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России) на территории РФ, скорее всего, без VPN работать не будут, напоминает Дмитрий Кириллов (Modum Lab). Помимо этого, эксперт опасается проблем с оплатой зарубежного софта и инструментов разработки.
Вывод денег из магазинов приложений также сейчас невозможен, так что необходимо создавать дополнительные схемы с участием зарубежных компаний/банков»,- напоминает он. |
Также будет трудно заменить платформу разработки в реальном времени Unity.
Почти гарантировано пострадают решения AR/VR, размещенные в облаках международных гиперскейлеров: Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud. Ввиду ограничения доступа к сервису, предсказывает Олег Маковельский, они перестанут работать. Также при использовании иностранных облаков довольно высоки риски потерять доступ к пользовательским данным, хранящимся на удаленных серверах.
Технологии виртуальной реальности и дополненной реальности – важные составляющие процесса цифровизации таких сфер, как образование и корпоративное обучение, промышленность, строительство. В дорожной карте «сквозной цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности», одобренной осенью 2019 года, говорится, что потенциал России в области AR/VR позволяет ей в перспективе 4-5 лет занять более 15% мирового рынка этих технологий, а также задавать стандарты в мире в промышленности, медицине и образовании.
Сегодня, когда под давлением санкций оказались участники этого сегмента ИТ-рынка: и крупные системные интеграторы, и компании, которые специализируются на разработке VR/AR-решений, – есть риск имеющийся потенциал не реализовать. Свести его к минимуму должна помочь поддержка со стороны государства, подобная запущенной в 2021 году Программе поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса. Эта программа способствует повышению цифровизации бизнеса и позволяет ИТ-разработчикам более активно развивать актуальные технические решения.
Сегодня разработчики AR/VR-технологий и решений хотели бы получить от государства
- Меры стимулирования компаний-разработчиков VR-тренажеров для общеобразовательных заведений и для корпоративного обучения;
- Дофинансирование компаний-обладателей грантов в этой области;
- Доступный кредит для пополнения оборотных средств и финансирования объемных разработок;
- Создание условий и инструментов финансовой поддержки для масштабного внедрения отечественных решений в области технологий виртуальной и дополненной реальности в промышленности и в других опорных отраслях;
- Меры поддержки компаний, готовых инвестировать в применение AR/VR-решений;
- Повышение мотивации телеком-операторов расширять зоны покрытия своих сетей сетями нового поколения;
- Субсидирование разработки отечественных аналогов Oculus и MS Holollens,
- Подготовку специалистов в области AR/VR.
Игроки сегмента технологий и решений виртуальной и дополненной реальности ИТ-рынка тоже сегодня готовы проявлять активность. Так, команда «ИКСАР» готовит и направляет в различные инстанции свои предложения о мерах поддержки, включая доступность AR-устройств в России, развитие экспертизы в отраслевых центрах AR, запуск масштабных проектов внедрения наиболее эффективных сценариев в ведущих компаниях и отраслях экономики, популяризирует в СМИ темы AR.
По мере изменения ситуации ее примеру последуют остальные участники AR/VR российского рынка.
- Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality)
- Дополненная реальность (AR, Augmented Reality)
- Смешанная реальность
- Рынок устройств виртуальной и дополненной реальности
- Рынок промышленных VR/AR-решений в России
- Виртуальная реальность в медицине
- Виртуальная реальность в вооруженных силах России
- Виртуальная реальность в школьном образовании: пока остается много вопросов
- Как технологии AR Cloud меняют систему передачи и обработки информации
- Проекты Виртуальной реальности
- Сквозные технологии цифровой экономики
Портал Виртуальная реальность
- Виртуальная и дополненная реальность. Обзор TAdviser 2022
- Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality)
- Виртуальная реальность в медицине
- Виртуальная реальность в вооруженных силах России
- Дополненная реальность (AR, Augmented Reality)
- Смешанная реальность
- Рынок устройств виртуальной и дополненной реальности
- Рынок промышленных VR/AR-решений в России
- Ассоциация дополненной и виртуальной реальности (AVRA)
- Центр прототипирования СПб
- VR-Консорциум
- Глобальная Ассоциация Виртуальной Реальности (GVRA)
- VirtualLink (стандарт подключения VR-устройств)
- Сквозные технологии цифровой экономики
- Виртуальная реальность в школьном образовании: пока остается много вопросов
- Как технологии AR Cloud меняют систему передачи и обработки информации
- Проекты Виртуальной реальности
- Ростех VR-тренажеры для саперов и пожарных
- HoloGroup
- Fibrum
- VRTech
- Magic Leap One Creator Edition|
- ALT: Antilatency tracker
- Prosense
- РайфЛайф (Cyball-VR)
- HTC Vive, HTC Vive Sync, HTC Vive Wave
- XRspace Manova
- Oculus
- Cyball-VR
- Samsung Gear VR
- Lenovo Explorer, Lenovo ThinkReality (AR/VR-платформа), Mirage VR S3 (VR-гарнитура)
- PTC Vuforia Studio Enterprise
- VE VR Concept Engine - VR Concept
- VE CAVE Виртуальное прототипирование
- VE miniCAVE и miniCADWall
- Arbyte CADStation WS ready for VR
- HP ENVY Phoenix HP Windows Mixed Reality Headset Professional Edition HP Reverb (VR-гарнитура)
- ПГНИУ: Интерактивная панорама для шлема виртуальной реальности
- Инлайн Груп Иксар (XR)
- General VR
- VIZERRA
- ZTE E2E VR Live
- Software AG ELISE
- DS Virtual Garage
- RTSreality
- DEUS
- Крок: VR-система для сферы проектирования
- HP Z VR Backpack
- VRCoin
- Nvidia Holodeck
- Varjo Technologies
- Nreal Light (AR-гарнитура)
- Logitech VR Ink (стилус для виртуальной реальности)
- Konica Minolta genARate
- Yandex Sloy
- Varwin Reality Management System
- Cyberverse (платформа смешанной реальности)
- Wireality (VR-устройство для передачи тактильных ощущений)
- VR-шлем с передачей ощущений на язык и губы
- Microsoft Pivot, Microsoft Mesh
- Hololens HoloLens Emulator
- Google Glass
- Epson Moverio Pro BT Очки дополненной реальности
- Magic Leap One Creator Edition (очки дополненной реальности)
- Intel Vaunt Умные очки
- Barry (виртуальный помощник)